3

Методики принятия решений

Очень часто сложно принять решение, которое будет устраивать всех заинтересованных, и при этом быть логическим и выполнимым. Для подобных случаев давно придуманы спец. методики. С помощью них, возможно принятие адекватных решений в любой сфере, начиная от выбора пиваса на вечер, заканчивая управлением государством.

Начну с самой простейшей, многим косвенно уже знакомой методики.


Классический мозговой штурм


Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, brainstorming) - метод поиска решения проблемы, основанный на стимулировании творческого мышления, среди способных на это участников.

НАЗНАЧЕНИЕ
Генерация большого количества всесторонних идей, при этом каждая идея является не столько решением проблемы, сколько некоторым направлением для дальнейшей проработки.
Метод применяется когда необходим как можно больший охват идей для реализации и быстрая генерация идей для последующей проработки. Метод мозгового штурма не допускает критику генерируемых идей, поэтому не применяется самостоятельно без поддержки других методов, обеспечивающих проработку и отбор идей.


СУТЬ МЕТОДА
Основное назначение метода: разнести по времени генерацию идей и процесс их проработки. Это достигается, прежде всего, полным запретом критики во время проведения мозгового штурма. Помимо этого необходимо соблюдение ряда ограничений для активизации творческой активности.

ОГРАНИЧЕНИЯ
- Необходима максимальная изоляция участников от внешнего мира
- Подбор участников с минимальными различиями в возрасте, служебном положении, которое может сдерживать ход
- Исключение из процесса скептически настроенных участников.


ЭТАПЫ И ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ
Мозговой штурм должен включать в себя три этапа:

1. Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего (не позволяет говорить одновременно участникам и фиксирует идеи) и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.
2. Генерация идей. Основной этап мозгового штурма, проводящийся по следующим правилам:
Главное — количество идей. Никаких ограничений.
Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.
Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.
Комбинирование и улучшение идей.
3. Группировка, отбор и оценка идей. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей.

В результате МШ будет получено определенное кол-во идей и потенциальных решений которые дальше необходимо ранжировать (определить их важность, перспективность).
Способы ранжирования могут включать голосование за идеи участниками по критериям: простоты исполнения, вероятной эффективности, минимальной себестоимости и т.д.
В результате чего идеи не способные на жизнь отсеются и будет сформирован список решений наиболее подходящий для решения задачи. В идеале "Рабочее решение" и "План Б".

Всем спасибо за внимание.