Медицина в Древней Месопотамии

С источниками по истории медицины в Месопотамии все не так радужно, как с египетскими, но кое-что из найденных клинописных табличек установить можно. Поскольку источников не особо много, приходится обобщать все культуры и периоды древней Месопотамии в одно целое.


По всей видимости, в древней Месопотамии не было специальных школ для врачей (которые были в Египте), а знания передавались внутри сравнительно небольшой «касты» медиков, внутри врачебных династий от отца к сыну: «Дай посвященному показать свои секреты магических знаний — посвященному; непосвященный да не увидит их; что касается сына, которому ты покровительствуешь, — заставь его поклясться [в неразглашении] затем покажи ему». Судя по законам Хаммурапи, в Вавилоне была распространена практика брать воспитанников-подмастерьев, вполне возможно, это было принято и у врачей. Есть единичное упоминание о женщине-враче, которая специализировалась на женских болезнях.

Медицина в Древней Месопотамии История медицины, Месопотамия, Длиннопост

В тех же законах Хаммурапи есть целая группа статей, регулирующих деятельность врачей — 9 статей для обычных врачей, 2 статьи на ветеринаров, из последнего можно сделать вывод, что в древнем Вавилоне были ветеринары «воловьи и ослиные лекари».


№ 215. Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и спас человека или же он вскрыл бельмо у человека бронзовым ножом и спас глаз человеку, то он может получить 10 сиклей серебра.

№ 221. Если лекарь срастил сломанную кость у человека или же вылечил больной сустав, то больной должен заплатить лекарю 5 сиклей серебра.

Примечание: «человек» — это полноправный свободный человек; цена лечения мушкенума (держатели царской, «государственной» земли, не совсем полноправные) или раба в несколько раз меньше, но в любом случае, суммы весьма внушительные. Пары успешных операций в год врачу хватило бы, чтобы содержать всю свою семью и несколько рабов.


№ 218. Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и убил этого человека или же он вскрыл бельмо у человека бронзовым ножом и выколол глаз человеку, то ему должны отрубить кисть руки.

В нескольких однотипных статьях объединяются два действия: «тяжелая операция бронзовым ножом» и «вскрытие бельма». С бельмом (речь о катаракте, в древности их не различали) все понятно — успех прямо зависит от степени пряморукости и навыков врача и шансы на успех при должной аккуратности высоки. Вопрос в том, почему сюда же приплели «тяжелую операцию», которая может как спасти человека, так и привести к смерти — не понятно, так как любое серьезное хирургическое вмешательство в организм — это лотерея, а уж до изобретения антисептиков с антибиотиками от навыков врача вообще мало что зависело. В голову приходят следующие варианты:


а) под «тяжелой операцией» действительно понималось некое серьезное хирургическое вмешательство, и врач рисковал и включался в лотерею, так как вознаграждение в случае благоприятного исхода было уж очень высоко;


б) врач брался за тяжелые операции лишь в исключительных случаях или не брался вовсе, а значит, хирургия в древней Месопотамии была развита чуть лучше, чем никак;


в) под «тяжелой операцией» понимается что-то примитивное и довольно простое, аналогичное по сложности вскрытию нарыва, и успех зависит от навыков лекаря.


Выяснить, что конкретно имелось ввиду, сейчас не представляется никакой возможности — если отбросить совсем уж безумный вариант с операбельным лечением онкологии, с натяжкой можно предположить аппендицит, но куда вероятнее: какие-то поверхностные повреждения, те же нарывы, только на других частях тела. Рискну предположить, что единственной операцией, с которой у древних вавилонян не возникало никаких проблем, была кастрация (но вряд ли в законах речь о ней, лол).

Медицина в Древней Месопотамии История медицины, Месопотамия, Длиннопост

Лучше, чем хирургия, было развито лечение травами и мазями — в состав лекарств включались горчица, пихта, сосна, груша, слива, ива, съедобный лишайник леконара и множество других растений, а также нефть, смола, молоко, поваренная соль, шерсть и части тела животных, панцирь черепахи, органы водяных змей.


Так же, как и в Египте (и вообще во всех древних культурах) значительная роль отводилась заклинаниям и ритуалам, сжиганиям фигурок демонов и прочим магическим воздействиям. Важной частью лечения были астрологические прогнозы, определение благоприятных и неблагоприятных дней.


Границы возможностей врачей прекрасно понимали и сами врачи, и их пациенты. В случае, если человек был серьезно болен (например, желтухой) врач моментально самоустранялся от лечения, признавая свое бессилие. В тех же законах Хаммурапи содержится прелестное пожелание тому, кто отвергнет или исказит закон:


«Пусть Нинкаррак — дочь Анума, благословляющая меня в Экуре, — даст выступить из его членов тяжкой болезни, злой хвори, болезненной ране, которую не исцелить, в которой лекарь несведущ, которую даже перевязкой нельзя успокоить, которую, подобно смертельному укусу, не искоренить, и пусть он оплакивает свою прежнюю мужскую силу, пока его жизнь не угаснет».
Медицина в Древней Месопотамии История медицины, Месопотамия, Длиннопост

История быта и искусств

1.8K постов6.3K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Исключаются:

- упоминания политики в актуальном контексте

- "клубничка" вне рамок искусства, треш, угар, жесть и прочий неформат

- спорная информация без указания авторитетных источников