Масштабный дизайн коммерческой космической станции Haven-2
Джеффа Фауста, 13 октября 2024 г.
Первоисточник
Компания Vast планирует завершить строительство станции Haven-2 к 2032 году, запустив основной модуль на Starship и восемь практически идентичных модулей на Falcon Heavy. Источник: Vast
МИЛАН — компания Vast Space представила проект космической станции, который она планирует предложить НАСА на следующем этапе программы агентства по разработке коммерческих преемников Международной космической станции.
Компания изложила свои планы относительно станции Haven-2 в выпуске, приуроченном к открытию Международного астронавтического конгресса здесь, 14 октября, описывая, как она будет развертывать станцию по сегментам, начиная с конца 2020-х годов.
На сегодняшний день компания Vast сосредоточилась на Haven-1, одномодульной станции, которую она планирует запустить во второй половине 2025 года, и которую на короткое время посетят до четырех миссий. Тем не менее, компания ясно дала понять, что намерена побороться за участие во втором этапе программы НАСА по коммерческим направлениям на низкой околоземной орбите, или CLD, в рамках усилий агентства по переходу на МКС.
«Наши конкуренты представили проекты того, что они планируют сделать, а Vast показала только Haven-1», - сказал Макс Хаот, исполнительный директор Vast, в интервью. «Это действительно первый раз, когда мы объясняем, что мы намерены делать».
Компания Vast планирует запустить первый модуль Haven-2 в 2028 году. Это расширенная версия станции Haven-1 с вдвое большим полезным объёмом. Источник: Vast
Haven-2 начнется с одного модуля, запущенного на Falcon Heavy, уже в 2028 году. Модуль будет основан на Haven-1, но будет на пять метров длиннее и иметь вдвое больший полезный объем, чем Haven-1, а также будет иметь стыковочные порты на каждом конце.
Запуск этого первого модуля в 2028 году обеспечит дублирование с МКС, отметил он, и защитит от таких событий, как ранний выход России из партнерства с МКС, что может помешать эксплуатации МКС до 2030 года в рамках текущих проектов НАСА.
Затем компания Vast планирует запустить три дополнительных модуля с интервалом примерно в шесть месяцев в 2029 и 2030 годах. Модули будут состыкованы в линию. Модули будут практически идентичны друг другу, но оснащены разным лабораторным оборудованием. Компания Vast также использует это время для модернизации первоначальной системы жизнеобеспечения станции с разомкнутым контуром до системы с замкнутым контуром к моменту установки четвертого модуля.
Промежуточная версия Haven-2 будет включать четыре идентичных модуля, пристыкованных в ряд. Фото: Vast
Следующий этап разработки станции будет включать запуск более крупного основного модуля диаметром семь метров на космическом корабле SpaceX Starship в 2030 году. Четыре существующих модуля будут отсоединяться друг от друга и подключаться к четырем отдельным портам нового основного модуля в форме креста. Будет дополнительный стыковочный узел, а также отдельный причальный порт и роботизированная рука для транспортных средств посещения, не способных к автономной стыковке.
Основной модуль также будет включать в себя шлюзовую камеру для выхода в открытый космос. «На самом деле это не является обязательным требованием CLD, — сказал Хаот о шлюзовой камере, — но мы считаем, что страна должна сохранить возможность тестировать скафандры и выходить в открытый космос на низкой околоземной орбите».
Затем Vast планирует запустить еще четыре модуля, которые будут присоединены к оригинальным четырем модулям. Они снова будут основаны на той же конструкции, что и первые четыре, но два из них будут иметь особые функции. Одна из них будет иметь купол диаметром 3,8 метра, что значительно больше, чем на МКС, а также еще одни внешние стойки для полезной нагрузки и воздушный шлюз, подобные тем, что установлены на модуле Кибо МКС.
«К тому времени она будет более функциональной, чем МКС, — сказал он о станции «Хейвен-2», строительство которой завершится в 2032 году, — и мы надеемся и ожидаем, что она будет более функциональной, чем всё, что есть у Китая и России на орбите в то время».
В то время как запуск модулей Haven-2 компанией Vast будет зависеть от Starship и Falcon Heavy от SpaceX, зависимости от космического корабля Crew Dragon не будет. Одномодульная станция Haven-1 будет использовать Crew Dragon для некоторых функций жизнеобеспечения, но Хаот сказал, что этим будут заниматься системы на модулях Haven-2.
«Если другие транспортные средства более привлекательны или не менее привлекательны с коммерческой точки зрения, - сказал он о транспортных средствах для экипажа, - мы определенно открыты для них». Он добавил, что НАСА может потребовать от компаний CLD поддерживать как Crew Dragon, так и Starliner Boeing или другие будущие коммерческие транспортные средства для экипажа, а не полагаться на космические аппараты одной компании.
Компания Vast также соглашается с НАСА относительно орбиты, на которой будет находиться Haven-2. Кроме того, хотя компания Vast выразила заинтересованность в разработке вращающихся космических станций, способных обеспечивать искусственную гравитацию, на Haven-2 такая возможность не планируется. «Haven-2 действительно разработан для НАСА как основного заказчика, и требование НАСА противоположно искусственной гравитации. Это лаборатория микрогравитации в космосе».
То, что основное внимание уделяется НАСА, основано на ближайших перспективах заказчиков Haven-2. Хаот сказал, что компания видит долгосрочный потенциал в коммерческих приложениях, таких как производство фармацевтических препаратов или полупроводников в космосе, но неясно, сколько времени потребуется для появления этих рынков. Другие сегменты клиентов включают другие национальные космические агентства, а также частных астронавтов.
«Мы считаем, что с NASA в качестве основного заказчика, — сказал он, — а также с компаниями и другими космическими агентствами, — мы можем стать прибыльной компанией».
По его словам, для «Хейвен-2» важно получить награду CLD от НАСА на втором этапе, что предполагает конкуренцию с Axiom Space, Orbital Reef под руководством Blue Origin и Starlab Space, которые получили финансирование от НАСА на первом этапе программы. «Мы исходим из того, что мы делаем всё возможное, чтобы выиграть CLD».
Интерьер станции Haven-1 включает в себя такие функции, как 1,1-метровое куполообразное окно и использование деревянных панелей. Фото: Vast
Обновление Haven-1
Анонс Haven-2 состоялся через несколько дней после того, как компания представила обновленную версию Haven-1. Компания Vast продемонстрировала дизайн интерьера модуля, назвав его «промышленным дизайном, ориентированным на человека», который «открывает новые грани смелого творчества и эффективности».
«Астронавты, живущие в условиях невесомости, создают уникальные конструкторские проблемы. Создание высокоэффективной и естественно комфортной среды приводит к совершенно новым результатам», - сказал Питер Рассел-Кларк, дизайнер, руководивший работой над дизайном интерьера Haven-1. «Интерьеры Haven-1 беспрецедентны, точно спроектированы и продуманы до мелочей, чтобы обеспечить комфорт ее обитателям в космосе».
Эти элементы дизайна включают 1,1-метровое куполообразное окно, новую систему физических упражнений, многофункциональную зону общего пользования и использование «проверенных на безопасность, огнестойких планок из кленового шпона» в качестве части декора модуля. Компания заявила, что также разработала «запатентованную фирменную систему сна», обеспечивающую астронавтам индивидуальное давление для обеспечения крепкого сна.
При разработке дизайна мы опирались на опыт таких людей, как бывший астронавт НАСА Дрю Фейстел. «От коммуникаций и связи до личного пространства и взаимодействия с другими членами экипажа, — говорится в заявлении, — каждая деталь была продумана с учётом опыта астронавтов».
В интервью Хаот сказал, что компания по-прежнему планирует запустить «Хейвен-1» во второй половине 2025 года. Он также отметил, что к моменту запуска первой экспедиции на станцию через несколько месяцев после запуска «Хейвен-1» компания Vast инвестирует около 1 миллиарда долларов, в том числе за счёт капитала, предоставленного её основателем Джедом МакКалебом, а также доходов от клиентов.
Он сказал, что компания планирует использовать эти инвестиции для Haven-2. «Очень важно обеспечить преемственность в Haven-2, чтобы гарантировать, что Haven-2 будет недорогим, может быть построен быстро, но при этом будет выведен на орбиту как можно раньше», - сказал Хаот.
Космическая движуха
2.2K поста1.5K подписчиков
Правила сообщества
О космонавтике, событиях в космосе, о космической политике. Разных стран и компаний. В основном о текущей пусковой и исследовательской деятельности.
Основой являются материалы группы ВК "Космическая движуха" и телеграм-канала "Космос. Инфографика. Тексты."