Линкоры. Венец развития Властелинов морей (часть 2-я)

Линкоры. Венец развития Властелинов морей (часть 1-я)

Линкоры. Венец развития Властелинов морей (часть 2-я) Корабль, Линкор, Длиннопост, История, Военная история

Линейный корабль Vanguard, 50-е годы


Японцы взамен брони Vickers KNC создали высокоуглеродистую, легированную медью NVNC (New Vickers Non Cemented). Она в целом соответствовала прототипу, но была чуть более ломкой, чем лучшие мировые образцы (английские и американские). Более удачной стала броня типа CNC (Copper Non Cemented). В зависимости от толщины японцам удалось без заметного снижения прочности заменить медью от 0,15% до 0,85% никеля соответственно для тяжелой и легкой брони. В рецептуре более поздних вариантов, CNC1 и CNC2. Нашел применение молибден (до 0,25%). Адекватно было уменьшено содержание хрома. Специально для тяжелых бронепалуб новых линкоров в Японии создали MNC (Molybdenum Non-Cemented). Этот материал содержал стандартный процент углерода, легировался молибденом и не имел меди. Его качество соответствовало или почти соответствовало лучшей английской и американской броне. По некоторым сведениям, разработка MNC проводилась на основе Wh с привлечением германской технической помощи.

Гетерогенный броневой материал в межвоенное время также подвергся модернизации. В результате для европейской и американской цементированной брони в сравнении КС а/А общая эффективность при обстреле 15-дюймовыми снарядами возросла примерно на 15-20% под прямым углом и не менее, чем на 25% при угле встречи 30 градусов. Английская броня Post-1930 СА (Cemented Armour) по комплексу характеристик считалась лучшей в мире. Итальянская ТКС (Terni Krupp Cemented) или ТС была самой твердой и наименее пластичной. Во многом это объяснилось отсутствием традиционной технической помощи со стороны англичан (Муссолини слишком любил «бряцать оружием», чтобы на это рассчитывать). Однако по части бортового пояса такая броня вполне удачно вписывалась в принятую итальянцами схему разнесенного бронирования.

Линкоры. Венец развития Властелинов морей (часть 2-я) Корабль, Линкор, Длиннопост, История, Военная история

RN Littorio, или с 30.07.1943- RN Italia, современная колоризация


Иной путь вынуждены были избрать в Японии. Там до 1936 г. (а, возможно, и позже) продолжалось производство брони VC (Vickers Cemented) по старой английской лицензии 1910 г. Страна восходящего солнца, как и Италия, относилась к державам-агрессорам и попала в международную изоляцию. Традиционной помощи от Англии в сфере высоких технологий ждать не приходилось. Поставки стратегических материалов (никель и нефть, например) постоянно находились под угрозой. А между тем перед японскими металлургами стояла, выражаясь стилем вождя мировой революции, «архисложная» задача. Для новых гигантских линкоров они должны были разработать и наладить серийное производство гетерогенной брони невиданной в мире толщины (до 660 мм) при очень больших габаритах. Технологии насыщения поверхностного слоя столь толстых плит углеродом при сохранении достаточной пластичности не существовало. Японцы упростили эту сложную задачу. Они решили по возможности исключить риск получения хрупкой брони и несколько поступились качеством в пользу экономии времени и денег. Рецептура новой сверхтяжелой брони типа VH (Japanese Vickers non-cemented face-hardened armor или короче Vickers Hardened) являлась типично крупповской и в основном повторяла броню английского прототипа (VC): С – 0,43-0,53%, Ni – 3,7-4,2%, Сг – 1,8-2,2%. Использовав старую виккерсовскую технологию водо-масляной поверхностной закалки, японцы получили пропорционально толстое «лицо» без образования цементита. Как следствие, твердость внешнего слоя опустилась заметно ниже величины, общепринятой для гетерогенной брони. Зато цена оказалась приемлемой, и вполне хватало пластичности. После войны в США провели испытания лобовых плит башен из VH толщиной 660 мм, заготовленных для третьего ЛК типа «Yamato» («Синано», достроен как авианосец). Обстрел проводился снарядами калибра 406 мм нового типа Mk 8 и Мк 6. По результатам испытаний можно оценить защитную эффективность VH-брони как 0,86 от американского класса «А». Возможно, с учетом масштабного коэффициента для 18,1-дюймовых орудий эту оценку следует увеличить до 0,9.

Линкоры. Венец развития Властелинов морей (часть 2-я) Корабль, Линкор, Длиннопост, История, Военная история

Опять фото 66-см брони линкора типа Yamato, вид с другого ракурса


Несколько слов о конструкционных материалах. Военное судостроение довольно давно использовало сталь высокого сопротивления НТ или HTS (High-Tensile Steel). Она применялась в наиболее ответственных местах как конструкционный материал, а также в качестве легкой брони (тонкие палубы, противоосколочные козырьки, защита надстроек). При строительстве дредноутов этот материал использовался исключительно широко. Быстроходные линкоры также несли определенную долю этого металла. Но весовые ограничения Вашингтонского договора стимулировали создание более прочных материалов. Английская компания «Colville» около 1925 г. предложила довольно удачный и одновременно недорогой тип высокопрочной конструкционной и легкой броневой стали DuCol (D-Steel, DS, «D», «D1»), содержащий большое количество марганца и кремния, которые по своему действию заменяли хром и никель, а также вытесняли крайне нежелательные серу и фосфор. Эффективность DS соответствует примерно 0,9 STS.


Кстати, броня большинства советских танков Великой Отечественной войны изготавливалась по сходной рецептуре. В условиях, когда в стране каждый грамм никеля и хрома был «на вес золота», такое решение являлось оптимальным. На танковой броне (относительной небольшой толщины) это снижение сопротивляемости сильно не сказывалось (как худший вариант – 90% эффективности легированной крупповской брони). Важнее было отсутствие дефектов и общее качество выделки: литья, прокатки и закалки. Сами немцы почувствовали это во второй половине войны, когда у них начала пропадать лигатура, — толстая броня «тигров» и «пантер» стала необычайно легко трескаться и проламываться.


Однако, вернемся к линкорам. DS производилась в Японии, а под маркой ER (elevate resistenza) и в Италии. Немцы применяли свои сорта высокопрочной стали – Schiffbaustahl Ste.52 или более старую Schiffbaustahl III. Оба типа несколько уступали DuCol. «Богатые» американцы могли себе позволить для конструкционных целей использовать значительно более дорогую STS.

Линкоры. Венец развития Властелинов морей (часть 2-я) Корабль, Линкор, Длиннопост, История, Военная история

Подведем итог описанию изменений качества брони, произошедших в межвоенное время. В целом, можно дать отличную оценку английским металлургам. При дефиците средств им удалось лучше других «соткать материал для одежды» своих линкоров (как она была «пошита», мы рассмотрим ниже). А трудности из-за «линкорных каникул» были такими же, как и у создателей орудий главного калибра. Особенно по части утраты производственных мощностей, специализировавшихся на тяжелой броне. Пришлось даже обратиться к зарубежным поставкам. Факт закупки в 1938 г. в Чехословакии у той же фирмы «Witkowitz» 12 800 т брони для строящихся кораблей говорит сам за себя.


Броневой материал новых линейных кораблей США и Германии был в целом хорошего качества. Характерной особенностью немецкого военного судостроения стало повсеместное и вполне успешное применение сварки – германские корабли были сварными на 90-95%. Для сравнения: на японском «Yamato» длина сварных швов составляла лишь около 6%. В США, Англии и Франции в той или иной степени доминировала клепка. Итальянцы вообще сварку почти не применяли.


Обобщенная оценка качества брони и ее сборки на последних линкорах Японии оставляет желать лучшего. Это объясняется, прежде всего, масштабностью проблем, поставленных перед создателями самых больших в мире линейных кораблей. Часто во имя экономии времени и денег им приходилось идти на сознательный компромисс. Японцы практически уложились в отведенные сроки, что уже само по себе является достижением. Однако качество бронирования в целом оказалось посредственным, то есть хуже, чем могло быть при столь больших габаритах и толщине брони.


Линкоры Италии по части броневого материала оценить труднее. Вероятно, их рейтинг ниже, чем в США и Германии, но выше Японии.


О французской броне также известно мало. Однако давние традиции и заметный вклад в развитие мировой металлургии позволяют ожидать хорошего уровня качества. После войны во Франции проводились испытания обстрелом бронеплит недостроенных линкоров. Их результаты свидетельствуют о том, что характеристики (твердость, пластичность и др.) брони кораблей типа «Richelieu» были выбраны на приблизительно среднем уровне между броневой сталью США и Германии.

Линкоры. Венец развития Властелинов морей (часть 2-я) Корабль, Линкор, Длиннопост, История, Военная история

Strasbourg, современная колоризация

Линкоры. Венец развития Властелинов морей (часть 2-я) Корабль, Линкор, Длиннопост, История, Военная история
Линкоры. Венец развития Властелинов морей (часть 2-я) Корабль, Линкор, Длиннопост, История, Военная история

H-44 Project, Iowa, Yamato, Tirpitz, Richelieu, Roma, Washington

Сравнительные схемы (размеры) некоторых линкоров периода ВМВ.


Автор оригинальной статьи — Виктор Николаевич Чаусов, автор нескольких монографий по американским линкорам. В печатном виде статья была опубликована в «Энциклопедии линкоров Второй мировой» издательства Эксмо-Яуза в 2005-2006 гг., в более распространенном переиздании 2009 г. ее уже нет.

Источник


Продолжение следует...