Линкоры. Часть третья. За Ла Маншем и за океаном (часть 1-я)

Линкоры. Часть третья. За Ла Маншем и за океаном (часть 1-я) Корабль, Линкор, Длиннопост, История, Военная история, Вторая мировая война

HMS Rodney идёт в ордере эскадры, северная Атлантика


Продолжаем рассказ о линкорах Второй мировой. И сегодня у нас на очереди «Англичане», «Американцы», «Японцы»  и бонус.


В отличие от «Vittorio Veneto», система бронирования британских ЛК типа «King George V» выглядела самой простой из всех их современников. Консервативный, как у немцев, вертикальный пояс был широким и толстым: 379 мм СА в районе погребов и 349 по машинам, нижняя кромка – соответственно 134 мм и 112 мм (сведения из американских источников, чуть расходящихся с английскими). Любопытно, что броневые плиты размещались горизонтально в три ряда. Такой способ давал большую протяженность стыков и считался устаревшим. Однако англичане исключительно прочно соединяли торцы плит, что позволяло создавать мощную броневую преграду очень большой ширины: 7,1 м, в т.ч. 3,6 м в подводной части (при нормальной нагрузке). Вместо дерева использовалась цементная подушка дюймовой толщины на подкладке в 22 мм DS.

Линкоры. Часть третья. За Ла Маншем и за океаном (часть 1-я) Корабль, Линкор, Длиннопост, История, Военная история, Вторая мировая война

HMS King George V, 4.10.1941, Хвальфьорд, Исландия


Горизонтальное бронирование выполнялось просто и рационально. Верхняя палуба была тонковата – лишь 31 мм DS, к тому же в два слоя. Ниже шла главная броневая: 124 мм и 149 мм NCA (соответственно по машинам и погребам) на 13-мм стальной подкладке. Недостатком следует считать слабое бронирование боевых рубок – всего 75-100 мм. Логика моряков «туманного Альбиона» состояла в том, что при попадании снаряда линкорного калибра даже в тяжело бронированной рубке выйдут из строя «нежные» приборы управления. Так к чему сохранять столь большой верхний вес? Пусть уж лучше снаряд пройдет навылет. В бою с «Bismarck» случилось подобное попадание в ходовой мостик ЛК «Prince of Wales». 380-мм снаряд прошил стальные стены и улетел без разрыва. Тем не менее, все, кто был в помещении, оказались убиты или тяжело ранены ударной волной и осколками стали. В находившейся ниже штурманской рубке какое-то время ни о чем не догадывались. До тех пор, пока по переговорной трубе не стала сочиться кровь… Командир, правда, не пострадал. Он в это время находился на крыше боевой рубки.


Как бы там ни было, но англичанам следовало бы считаться с возможностью вести дуэль с кораблями других классов, например, с тяжелыми крейсерами. Их орудия не уступали по дальнобойности артиллерии линкоров, а 203-мм снаряды с любых дистанций могли пробить тонкую защиту боевой рубки и уничтожить командный состав линейного корабля (часто вместе с адмиралом – флагманом соединения).

Линкоры. Часть третья. За Ла Маншем и за океаном (часть 1-я) Корабль, Линкор, Длиннопост, История, Военная история, Вторая мировая война

HMS King George V с поврежденной носовой частью после столкновения с эсминцем HMS Punjabi, Исландия, 3 мая 1942 г.

Линкоры. Часть третья. За Ла Маншем и за океаном (часть 1-я) Корабль, Линкор, Длиннопост, История, Военная история, Вторая мировая война

Королевская семья на борту HMS King George V, октябрь 1944 г. Молодая девушка (в темном) на снимках - нынешняя королева Великобритании Елизавета II


Главная артиллерия ЛК типа «King George V» была хорошего качества, отличалась высокой живучестью стволов и точным боем. Правда, очень долгое время 4-орудийные башни действовали ненадежно из-за «детских болезней». Но самое главное, калибр в 14 дюймов был явно мал для полноценного линкора постройки 1930-1940-х гг. При сопоставлении взаимных зон свободного маневрирования все 35 000-тонники, в целом, выглядят лучше «англичан». Лишь дальний бой с «Bismarck» можно считать для них выгодным. Орудия средней артиллерии калибра 133 мм были по-настоящему универсальными, но им не хватало скорострельности при ведении зенитного огня.

Линкоры. Часть третья. За Ла Маншем и за океаном (часть 1-я) Корабль, Линкор, Длиннопост, История, Военная история, Вторая мировая война

Носовая надстройка HMS King George V, послевоенное фото, современная колоризация


Противоторпедная защита линкоров типа «King George V» – ниже всякой критики. Расчеты конструктов оказались полностью неверными. При высоких требованиях технического задания (устойчивость к взрыву 454 кг ТНТ) по факту трехслойная ПТЗ вышла слабее всех новых и большинства модернизированных старых линейных кораблей. Глубина была очень малой – лишь около 4 м по миделю. Это сочеталось с неудачным расположением переборок и делением на отсеки. В оконечностях пространство ПТЗ сильно сужалось, что пытались компенсировать ростом толщины переборок (как, впрочем, и в большинстве других проектов быстроходных линкоров). Однако на практике эффект вышел минимальным. Гибель ЛК «Prince of Wales» показала это весьма наглядно. Причем корабль фактически потерял стабильность и был почти полностью выведен из строя в результате уже двух первых попаданий японских авиационных торпед с тротиловым эквивалентом всего лишь 154 кг. На «Vanguard», последнем линкоре Британии, противоторпедную защиту несколько усилили, доведя ее максимальную глубину до 4,57 м. Отсеков стало гораздо больше. Однако для современных торпед и эта ПТЗ выглядела очень слабой.

Линкоры. Часть третья. За Ла Маншем и за океаном (часть 1-я) Корабль, Линкор, Длиннопост, История, Военная история, Вторая мировая война
Линкоры. Часть третья. За Ла Маншем и за океаном (часть 1-я) Корабль, Линкор, Длиннопост, История, Военная история, Вторая мировая война

HMS Vanguard


Надо сказать, что проект линкора «Vanguard» носил ярко выраженный суррогатный характер. И не только в части главной артиллерии, принадлежавшей некогда довольно странным крейсерам, перестроенным в авианосцы. Во главу угла были поставлены сроки, а также стоимость разработки и строительства. Англичанам требовалось побыстрее получить еще один быстроходный линкор по минимальной цене. Ограничений по водоизмещению на проект уже не налагалось, но конструкторы стремились максимально использовать готовые технические решения, разработанные при создании ЛК типа «King George V». Без изменений заимствовали даже неэкономичную и тяжелую ГЭУ с устаревшими параметрами пара.


Бортовое бронирование «Vanguard» было несколько ослаблено (на один дюйм). Толщина поясных плит уменьшилась до 349 мм в районе погребов и до 324 мм в центральной части корабля. Прочее горизонтальное и вертикальное бронирование цитадели осталось неизменным. Исключение составляли погреба, дополнительно прикрытые 37-мм плитами. Но, пожалуй, самой характерной чертой системы бронирования последнего линкора Англии стало довольно широкое отступление от принципа «все или ничего». Появилась броня в оконечностях, включая 51-64-мм плиты по ватерлинии, на это ушло 3000 т веса. Опыт войны ясно показал, что системы управления и связи, директоры, радары и прочие «нежные» вещи страдают в первую очередь, что неудивительно. Но откровением стало то, насколько беспомощным может стать огромный линкор, особенно ночью. Правда, обеспечить надежную защиту многочисленных боевых постов все равно оказалось нереально.


В целом «Vanguard» был удачным кораблем. В бою с германскими линкорами он выглядел бы неплохо, если не подпускать противника слишком близко. Старые 15-дюймовые орудия с увеличенным до 30 градусов углом возвышения и тяжелым снарядом хорошо пробивали палубную броню. Можно сказать что английские кораблестроители, по большому счету, достигли поставленных задач во всем, кроме сроков – линкор не успел вступить в строй до конца войны.

Линкоры. Часть третья. За Ла Маншем и за океаном (часть 1-я) Корабль, Линкор, Длиннопост, История, Военная история, Вторая мировая война

Лишь США смогли ввести в строй три серии новых линейных кораблей, принявших участие во Второй мировой. К этому можно добавить пару больших крейсеров типа «Alaska», которые с определенной натяжкой можно отнести к линкорному классу. Их принято считать неудачными – слишком дорогими и слабо защищенными. Но основной «виной» этих сверхкрейсеров было то, что они появились на сцене слишком поздно. Если бы «Alaska» и «Guam» вошли в строй в 1941-1942 гг., то им, скорее всего, нашлось бы достойное применение.

Линкоры. Часть третья. За Ла Маншем и за океаном (часть 1-я) Корабль, Линкор, Длиннопост, История, Военная история, Вторая мировая война

Большой крейсер USS Alaska (CB-1)


Отличительной чертой быстроходных линкоров США стало очень мощное вооружение, включавшее девять 16-дюймовых орудий, и весьма рациональное, экономное по весу бронирование.


Несколько слов о подходе американцев к выбору типа и толщины броневых плит. Здесь имелись некоторые важные отличия от европейского военного судостроения. На новых линкорах США цементированная броня класса «А», как обычно, применялась в наиболее ответственных местах: главный броневой пояс, траверсы, барбеты, бортовая защита рулевых механизмов, боковые и задние стенки башен главного калибра. Однако в целом доля цементированной брони, по сравнению с кораблями Старого Света, была несколько меньшей. Это было связано с повышением прочности бронебойных снарядов, особенно американских. Все они к тому времени имели развитый АРС. Цементированная броня наиболее успешно проявляет свои защитные свойства, если снаряд может быть разрушен при ударе об особо твердый поверхностный слой. В противном случае высокой становится вероятность образование в плите трещин. Как раз американские бронебойные снаряды нового поколения были настолько несокрушимы, что это заставило конструкторов пересмотреть общепринятые подходы. Всегда обращенные в сторону противника лобовые плиты башен поражаются под углом близким к нормали, то есть находятся в самой уязвимой позиции. Их сочли целесообразным выполнить из очень толстой гомогенной брони класса «В». Растрескивание при этом практически исключалось. А мягкий бронебойный наконечник снаряда становился только помехой. Боевая рубка американских линейных кораблей традиционно имела очень мощную защиту – для нее использовалась броня класса «В», которая, в частности, допускала сварку, крайне проблематичную при цементированной поверхности. В данном случае это был серьезный плюс. Положение боевой рубки в надстройке требовало плотной внешней обвязки большим количеством металлоконструкций (различные посты и мостики). Много сварных соединений находилось и внутри рубки.


Первая серия линкоров США создавалась под главную артиллерию калибра 356 мм. Уже в ходе строительства ЛК «North Carolina» и «Washington» переориентировались на 16 дюймов. В этой связи бронирование своих первых быстроходных линкоров американцы считали недостаточным. Оно не обеспечивало надежную защиту от «своих» снарядов. Впрочем, в континентальной Европе обоснованность этого англо-саксонского принципа вызывала вполне понятные сомнения (интересно, какой пояс немцам следовало поставить на «Scharnhorst»: 8-9″ вместо 14″ или еще тоньше?).

Линкоры. Часть третья. За Ла Маншем и за океаном (часть 1-я) Корабль, Линкор, Длиннопост, История, Военная история, Вторая мировая война
Линкоры. Часть третья. За Ла Маншем и за океаном (часть 1-я) Корабль, Линкор, Длиннопост, История, Военная история, Вторая мировая война

USS BB-55 North Carolina, второе фото - «Кодахром»


Как бы там ни было, защита «North Carolina» выглядит достойной линкора последнего поколения. 305-мм (по нижней кромке 168 мм) пояс имел наклон 15 градусов и был установлен на двухдюймовой бетонной подушке и подкладке в 19 мм STS. Вертикальный эквивалент соответствует 406 мм – совсем неплохо. Горизонтальная защита состояла из верхней палубы в 36 мм STS и второй палубы, которая являлась главной броневой. Она лежала по верхней кромке пояса и имела толщину 91 + 36 мм в диаметральной плоскости и 104 + 36 мм у борта. Ниже шла третья палуба, противоосколочная: погреба – 19-51 мм (толще у борта), над машинами 6-19 мм (аналогично). Уменьшение палубной брони в районе диаметральной плоскости компенсировалось надстройкой, дававшей дополнительную защиту.


Нельзя не признать рациональность такой цитадели. Все «правильные» принципы здесь налицо: наклоненный пояс экономит толщину и вес плит, большой забронированный объем, правильное чередование слоев горизонтальной защиты. Тонкая верхняя палуба удаляет АРС и возводит взрыватель, вторая, довольно толстая – держит главный удар, третья – улавливает осколки. Главная артиллерия и боевая рубка прикрывались очень надежно, рулевые приводы – относительно надежно (от торпед защиты быть не может); все остальное – вторая часть американской схемы после «или», то есть «ничего» (вернее, почти ничего).


По правде сказать, ЛК типа «North Carolina» не хватало, в первую очередь, не бортовой и палубной брони, а скорости (27-27,5 уз.) и подводной защиты. ПТЗ имела стандартную блистерную конструкцию с пятью полостями из «сухих и мокрых» отсеков. Глубина была средненькой, если не сказать хуже – лишь 5,64 м по миделю на уровне половины осадки.


Тем не менее, для защиты от «своих» 16-дюймовых снарядов бронирование следующей серии ЛК удалось серьезно усилить. Американские конструкторы с блеском решили поставленную задачу. У линкоров типа «South Dakota» бортовое бронирование стало принципиально иным. Главные поясные плиты получили внутренне расположение. Их наклон был увеличен до 19 градусов, а толщина до 310 мм при подкладке STS в 22 мм. Вертикальный эквивалент возрос до 439 мм. Внешний борт цитадели прикрыли 32-мм броней. Это позволяло обдирать АРС снарядов противника калибра 15-дюймов и меньше. В отличие от схемы внутреннего пояса французских линкоров, такой борт давал вполне понятные преимущества. Кроме того, устроили почти абсолютно надежную защиту от «подныривания» в виде нижнего пояса. Он выполнялся из брони класса «В» и являлся продолжением верхнего, шел до самого днища, клинообразно утоньшаясь с 310 до 25 мм. Горизонтальное бронирование принципиально не изменилось, но подбор толщины составляющих его уровней стал оптимальным, ввиду наличия более толстой главной бронепалубы (верхняя палуба – 38 мм, вторая – 135 + 19 мм у борта и 127 + 19 мм в диаметрали, третья – 25 мм и 8 мм соответственно над погребами и машинами). Между барбетами второй и третьей башен ГК ниже главной броневой располагалась короткая и узкая 16-мм осколочная палуба. По ширине она не доходила до бортов корпуса. Главная артиллерия и боевая рубка ЛК «South Dakota» также получили несколько большую толщину бронирования. Достигалось все это без увеличения веса брони (ее было на 900 т меньше!) путем чрезвычайного ужатия машинного отделения и надстроек. В результате цитадель линкоров этого типа была самой короткой среди современников – лишь 113,4 м.

Линкоры. Часть третья. За Ла Маншем и за океаном (часть 1-я) Корабль, Линкор, Длиннопост, История, Военная история, Вторая мировая война

USS BB-60 Alabama


Кроме ухудшения обитаемости (правда, не по европейским, а по американским стандартам), был только один негативный фактор, но немаловажный – стала слабее подводная защита (примерно в 1,4 раза). Очень широкое машинное отделение не позволило сохранить даже скромную глубину ПТЗ ЛК «North Carolina». Пришлось обходиться 5,45 м и четырьмя слоями. А общую ширину американских кораблей увеличивать было нельзя: они непременно должны были проходить через шлюзы Панамского канала.

Линкоры. Часть третья. За Ла Маншем и за океаном (часть 1-я) Корабль, Линкор, Длиннопост, История, Военная история, Вторая мировая война

Столь удачный вариант бронирования перешел почти без изменений на следующий тип американских линейных кораблей. «Iowa» и три его систершипа относились к поствашингтонскому типу. Их водоизмещение значительно выросло. Вместе с ним увеличилась скорость (33 узла) и возросла мощь орудий ГК. В плане защиты изменения были минимальны. ЛК типа «Iowa» получили лишь усиленную до 38 мм противоосколочную обшивку борта цитадели. Теперь эта плита STS могла обдирать АРС даже с 460-мм снарядов «Yamato», со всеми вытекающими отсюда плюсами. Толщину главных поясных плит чуть уменьшили (до 307 мм).

Линкоры. Часть третья. За Ла Маншем и за океаном (часть 1-я) Корабль, Линкор, Длиннопост, История, Военная история, Вторая мировая война
Линкоры. Часть третья. За Ла Маншем и за океаном (часть 1-я) Корабль, Линкор, Длиннопост, История, Военная история, Вторая мировая война
Линкоры. Часть третья. За Ла Маншем и за океаном (часть 1-я) Корабль, Линкор, Длиннопост, История, Военная история, Вторая мировая война

Схемы бронирования ЛК типа Iowa, сечение по миделю


Вооружение новых линкоров США было очень сильным. 406-мм орудия Мк.6, стоявшие на ЛК «North Carolina» и «South Dakota», в американской прессе оценивались высоко, хотя и несколько сдержанно. Они были выше всяких похвал при ведении огня на дальних дистанциях, но не слишком хороши в ближнем бою. Из-за низкой начальной скорости снаряда бортовая броня пробивалась неважно, а недостаточная настильность траектории отрицательно влияла на точность стрельбы. В значительной степени минусы компенсировались высокой живучестью ствола и отличным качеством снарядов, которые были исключительно прочными и эффективными даже при углах встречи с тяжелой броней в 35-45 градусов. Этому способствовал весьма совершенный АРС. Иностранные боеприпасы оказались заметно слабее, особенно при попаданиях под острыми углами.


5-дюймовые 38-калиберные двухорудийные башенные установки средней артиллерии всех трех серий новых американских линкоров зарекомендовали себя во время войны с наилучшей стороны. Им не было равных ни у противников, ни у союзников. Высокая скорострельность, исключительная гибкость огня, механические приводы наводки, великолепные средства управления, радиовзрыватели снарядов – все это позволяло обеспечить надежную защиту от авиации на дальних расстояниях. В части противодействия надводным кораблям 5-дюймовки также вполне соответствовали условиям войны. В считанные мгновения они могли засыпать градом 25-кг снарядов любого неприятеля, рискнувшего приблизиться для торпедной атаки.

Линкоры. Часть третья. За Ла Маншем и за океаном (часть 1-я) Корабль, Линкор, Длиннопост, История, Военная история, Вторая мировая война
Линкоры. Часть третья. За Ла Маншем и за океаном (часть 1-я) Корабль, Линкор, Длиннопост, История, Военная история, Вторая мировая война

2 схемы, иллюстрирующие устройство радиовзрывателя Mk 53 для снарядов универсальной 127-мм (5″) АУ.

Именно благодаря им (и 40-мм «Бофорсам» с системой управления огнем Mk 51) американцы в 1943-45 годах достигли невероятной до тех пор эффективности зенитного огня.


Если бы противником линкоров «North Carolina» и «South Dakota» оказался «Richelieu», наиболее сбалансированный из «европейцев», то дальний бой для него был бы невыгодным. Орудия «американцев» начали бы поражать палубную броню его цитадели с дистанции примерно 25-26 км. 380-мм французские пушки делали то же самое с горизонтальной защитой ЛК «North Carolina» с 27-28 км, a «South Dakota» – с расстояния около 30 км. Применение уменьшенных зарядов могло несколько сократить этот предел, то есть почти уравнять шансы с «North Carolina». В ближнем бою «Richelieu» было проще. О взаимном пределе ЗСМ на коротких дистанциях судить сложно (нет готовых расчетов по современным методикам). Учитывая более эффективное действие «необезглавленных» американских снарядов, можно ожидать небольшого различия для «South Dakota» и «Richelieu». Но перевес французского линкора над «North Carolina» выглядит вполне осязаемым. Хорошая настильность траектории, которую имели пушки «Richelieu», давала большую вероятность попаданий.


Здесь также следует учесть, что значительно больший ход французского линкора позволял ему выбирать дистанцию боя в случае открытой дуэли с «американцами». Последние имели преимущество в системах управления стрельбой. Прежде всего, артиллерийских РЛС. В целом, итог боя предсказать трудно. Уязвимые надстройки и оконечности всех трех типов линейных кораблей поражались бы в первую очередь, что могло привести к выходу из строя систем управления огнем, снизить скорость и нарушить управляемость. Разумеется, для тихоокеанских просторов нельзя не признать доминирующей роли боя на дальних дистанциях, которому всегда отдавали предпочтение американские военно-морские теоретики. У 16-дюймовок Мk 6 это серьезный козырь. С расстояния примерно 28,5 км их АРС-снаряд может поражать даже горизонтальную защиту гигантского «Yamato». Орудия «Richelieu» на это не были способны, но, пользуясь преимуществом в скорости, французский линкор легко уходил от столь мощного противника. В этой связи достаточно убедительно в бою с «Yamato» выглядит ЛК «Iowa», располагающий всеми плюсами скоростного корабля при лучшей бортовой защите и главной артиллерии в сравнении с «South Dakota» («North Carolina» – уже вне игры).


Пушки Мk 7 последних линкоров США, несомненно, были самыми удачными системами калибра 406 мм, а, возможно, и вообще лучшими в истории тяжелыми корабельными орудиями. Их боевые возможности совсем немного уступали 460-миллиметровкам «Yamato». Для дальних дистанций существовал уменьшенный заряд, дававший начальную скорость и всю баллистику модели Мk 6 с ее великолепным воздействием по горизонтальной защите. Причем этот вариант специально отрабатывался как один из основных режимов ведения огня, а при обстреле береговых целей был просто уставным. Учитывая стремительный прогресс в американских системах управления огнем, бой «Iowa» с «Yamato» на дистанциях порядка 30 км не кажется бесполезной тратой боеприпасов. По крайней мере, со стороны кораблей США.

Линкоры. Часть третья. За Ла Маншем и за океаном (часть 1-я) Корабль, Линкор, Длиннопост, История, Военная история, Вторая мировая война
Линкоры. Часть третья. За Ла Маншем и за океаном (часть 1-я) Корабль, Линкор, Длиннопост, История, Военная история, Вторая мировая война

USS BB-61 Iowa, 1944 год


Их система управления огнем GFCS (Gun Fire Control System) была самой лучшей в мире. В ходе войны, по мере развития радиолокации, это преимущество американцев возросло от незначительного до неоспоримого. Только они (ну, может быть, в какой-то степени и англичане) могли вести стрельбу с помощью одних РЛС. Радары Mk 8 и Мk 13, например, фиксировали всплески воды от 16-дюймовых снарядов на расстоянии соответственно 32 и 38,4 км. На начало 1945 г. для артиллерии ЛК «Iowa» вероятность попаданий на дистанции 30 тыс. ярдов (27,432 км) в корабль размером с немецкий «Bismarck» оценивалась в 2,7% при траверзных целевых углах и 1,4% в «лоб». Это очень неплохо. А после войны появились радиолокационные системы определения фактической начальной скорости снаряда с ее автоматическим учетом при стрельбе, были внедрены сверхстабильные сорта пороха и новые системы управления огнем GFCS Мk 160. Словом, нет предела совершенству.


(Вспомним также, что 62-калиберные 305-мм орудия послевоенных суперкрейсеров СССР типа «Сталинград» должны были иметь дальность стрельбы 53,07 км тяжелым АРС-снарядом (вес 467 кг), а досягаемость сверхлегким (230,5 кг) фугасным при угле возвышения 50 градусов – 127,35 км! Но строительство этих кораблей в 1953 г. остановил Хрущев, сделавший ставку на ракетное оружие.)


Завершая описание систем управления стрельбой, нельзя не отметить, что даже в конце Второй мировой войны корабли всех стран, кроме США, стремились управлять огнем визуально. Обнаружив радаром цель и вычислив установки, они, в лучшем случае, давали первые залпы, но старались по возможности перейти на корректировку стрельбы с помощью оптики. В этом компоненте имелся примерный паритет среди морских держав. Возможно, германская («Цейс», как-никак) и японская оптика (плюс «кошачьи» глаза) обладали едва заметным преимуществом. Например, дальномеры «Yamato» отличала самая большая в мире база – 15 м.

Линкоры. Часть третья. За Ла Маншем и за океаном (часть 1-я) Корабль, Линкор, Длиннопост, История, Военная история, Вторая мировая война
Линкоры. Часть третья. За Ла Маншем и за океаном (часть 1-я) Корабль, Линкор, Длиннопост, История, Военная история, Вторая мировая война

Остановил строительство Хрущев, а КБ Леста спустило на воду.., хотелось-бы верить, что «Сталинград» должен был быть именно таким


Продолжение: Линкоры. Часть третья. За Ла Маншем и за океаном (часть 2-я)