Ленобласть выходного дня
Еще раз привет, друзья. Мой пост про XR250 пока не зашел, поэтому ожидаю отзывов и предложений - писать ли про Рыжика с адским пробегом или еще что.
А пока разбавлю небольшим рассказом о поездке по Ленобласти. Местные достопримечательности, так сказать.
Опубликован на мототревелс, тег "мое".
Однажды по необходимости очутился я на улице Типанова. И как-то подумалось : «А
кто был этот Типанов, почему улица названа в его честь?». Поиск информации привел к следующему:
DK1 – Амбразуру этого ДОТа закрыл собой рядовой Александр Типанов. Единственный из немецких объектов превращённый в памятник. Расположен вблизи Красного Села, на высоте 112,0, которую принято называть Лысой горой. Найти его можно, двигаясь по шоссе Красное Село – Пушкин, приблизительно через 3 километра после железнодорожного моста, слева от дороги находится указатель, от него по дороге на юг.
С высоты прекрасно просматриваются Красное Село, Пушкин, Пулковские высоты, низины перед ними и сам Ленинград. ДОТ попал в полосу наступления Советских войск во время снятия блокады Ленинграда. Наступление было начато силами 42 армии с Пулковских высот 15 января 1944 года. 17.01.1944 к высоте подошёл 191-й гвардейский СП, 64-ой гвардейской СД. Когда рота советских солдат приблизилась к гребню высоты внезапно на них обрушился пулемётный огонь хорошо замаскированного ДОТа фашистов. Рядовой Типанов оказался ближе всех к огневой точке. Метнув две гранаты, и воспользовавшись молчанием пулемёта, длившимся несколько мгновений, сумел приблизиться к амбразуре. Огонь возобновился, и Александр закрыл пулемёт своим телом.
Решено было ехать. Попутно я наметил еще несколько пунктов, и не прогадал - в один прекрасный день удалось посетить все и сразу.
Стартовали с другом. Я на CB600F Hornet, он на ZZR1100. Несмотря на разницу в кубатуре и классе (ветрозащита и т.п. у зизера) местами валили на все деньги - за 200 км/ч. Гаишники удрученно кивали вслед...
Найти ДОТ сразу не удалось - сначала мы уперлись в недействующий артиллерийский учебный центр, затем в какую-то в/ч, и только с третьей попытки углядели неприметный знак, указывающий начало дороги к памятнику:
Дорога привела нас непосредственно к мемориалу. Он состоит из памятной стены, композиции из бетонных стрел, и непосредственно самого ДОТа.
Видно, что посещается памятник только к торжествам типа Дня Победы или дня снятия Блокады... Территория заросла.
Сам ДОТ имеет очень интересную конструкцию. Вход выполнен в виде узкого лаза, пробраться можно только ползком. То ли это конструктивно так, то ли сама конструкция осела в землю. Думаю, что это оседание, и вход был повыше - так как сам ДОТ сейчас находится как бы в канаве, что нелогично - уж очень узкий сектор обстрела получается...
Предполагаю, что насыпи слева и справа сделаны при строительстве мемориала.
Второе, на что обратил внимание - двойная амбразура. Похоже, верхняя (смотровая) щель использовалась для обзора, а в нижней размещался ствол пулемета. Таким образом, перемычка посередине прикрывала грудь стрелка от осколков и пуль? Странно, но как целиться? Или два варианта - стрельба с колена и лежа? Честно, не разбирался...
Воздав почести Герою, мы решили посетить второй объект. Крематорий в Изваре. На самом деле, нет четких свидетельств, что это был крематорий. Но точно известно, что на территории завода в Изваре в годы Блокады располагался немецкий концентрационный лагерь для военнопленных. У завода были печи, следовательно, они могли использоваться в качестве лагерного крематория. Лагерь точно был. А воткрематорий - не факт.
Вот что удалось узнать:
В марте 1935 года в Изваре заработал Волосовский известковый завод, заброшенные башни которого ныне напоминают средневековые сооружения.
Начали его строить в 1932 году. Автор проекта - Буткевич, директор строительства - Громов.
Имена стахановцев И. Коптюхова, Г. Кондратьева появлялись в областных газетах.
Мощность завода составляла более 100 тонн извести в сутки. Вокруг завода возник жилгородок. Действовали своя электростанция, телефонный узел. В годы Великой Отечественной войны Извара была оккупирована фашистами и при заводе был концлагерь. В 1980-х завод перестал функционировать, замороженные печи треснули и теперь восстановлению не подлежат.
Для того, чтобы подобраться поближе, пришлось месить грязь на обычной дорожной
резине) Метров 100, но не очень приятно.
И мы на месте:
Что характерно, местная молодежь о таких фактах вообще не знает. Да, был завод, брошен еще до того, как я в школу пошел. Что раньше было? Наверное, завод. А в войну? В какую? Ах, в отечественную... Не, не знаем.
Удалось найти какого-то деда, который клялся и божился, что мол, да, крематорий был.
Далее мы направились к третьему объекту- военным граффити.
На стене воинской части в Гатчине (ул 7 Армии) набомбили граффити. Но не обычные:
На заборе В/Ч изображены солдаты, корабли, самолеты и прочее. Отдельного упоминания заслуживает работа "Афган". Смотрите сами. Пронимает до костей (на фото работа не закончена, насколько сужу по более поздним снимкам оттуда).
Следующая цель - ИЛ-2. Памятник Защитникам ленинградского неба. Поселок Лебяжье.
Отправились. Пролетая какой-то населенный пункт, увидели крепость. Оказалось - Копорье (как-то сразу и не сообразили)). Не планировали, но пошли смотреть. И не прогадали - во дворе вовсю махали мечами реконструкторы))
Турнир был небольшим, но весьма красочным. Бои на копьях, мечах, стрельба из лука. Узрев нас со шлемами и в куртках, рыцари предложили нам сразиться, но мы позорно отказались, сославшись на отсутствие внедорожных подков у наших коней))
Однако, погода начала портиться, и мы направились далее по маршруту.
Под ЛАЭС нас застиг свирепый ливень, впрочем, умчавшийся в сторону питера очень быстро. Мы шутили, что теперь будем светиться в ночи.
Сама атомная станция производит сильное впечатление. Мощь атома, так сказать. К сожалению, панорамный снимок в грозу сервак пикабу не съел... "Сталкер" прям...
Далее пересекли рубеж Блокады с запада. В таких местах поневоле задумываешься о
цене, которую заплатили наши деды и прадеды за ту жизнь, которой мы теперь живем. Так давайте же не забывать, что кроме карьеры и материальных благ, есть иные ценности, ради которых можно и умереть.
Памятник защитникам.
Штурмовик Ил-2 на постаменте в составе мемориала лётчикам Великой Отечественной войны. Самолёт был поднят из озера Белое Тосненского района и отреставрирован в 1979 году. Экипаж, по имеющимся данным, погиб [Подтверждено, штурмовик был расстрелян двумя истребителями, летчики не выпрыгнули - свидетельство очевидцев воздушного боя].
Домой вернулись вечером, уставшие, но довольные.
Я тут же сел за поиск военных памятников и малоизвестных достопримечательностей (или даже неформальных) и, скажу, был приятно удивлен. Можно очень интересно провести выходной, что называется, "не отходя от кассы". Чего всем и советую.
Если что, готов поделиться контактами, вдруг есть вопросы или желание скооперироваться и куда-нибудь рвануть)