Ледокол "Арктика", подвалы Гознака и подвеска Фаберже. Гуляя по индустриальному Петербургу
© Олег Павленко/ТАСС
Санкт-Петербург — не только Эрмитаж, Кунсткамера и красивая архитектура, это еще и первые отечественные паровозы, пароходы, автомобили. В Петербурге и Ленинградской области более 800 крупных и средних предприятий, около 30 из них — крупнейшие в России, при многих открыты музеи. Недавно появилось и понятие "промышленный туризм". Наш корреспондент посетил несколько объектов, чтобы попытаться определить самые интересные маршруты индустриальной направленности
Кронштадтский морской завод
"Завод задумывался как судостроительный и назывался сначала Пароходный завод. Он должен был строить железные, а потом бронированные корабли для военного флота. Здесь зарождалось первое в России железное пароходостроение, — рассказывает пресс-секретарь предприятия Глеб Чубинский-Надеждин. — Но началась Крымская война, сюда подобрался англо-французский флот, который начал бомбардировать Кронштадт. Стало понятно, что здесь судостроительный завод делать опасно".
Даже если бы при постройке на здания завода с частично сохранившейся штукатуркой не нанесли даты "1858", "1860", "1899", благодаря их архитектуре, степени сохранности и какому-то неуловимому духу истории попавший сюда турист сразу оказывается в прошлом.
Первое, что видят посетители, — розовое одноэтажное здание "Мастерских для построения стальныхъ катеровъ".
© Олег Павленко/ТАСС
Внутри на небольшой площади у проходной — стенды с фотографиями, схемами, разбитыми по хронологии, в соответствии с этапами развития завода. Его закончили строить в 1858 году, здесь стали заниматься в основном ремонтом и доводкой кораблей и гражданских судов.
"В здешних доках побывал первый в мире брустверно-башенный броненосец "Петр Великий", считавшийся мощнейшим для своего времени, ледокол "Красин" (проходил ремонт перед спасением челюскинцев в 1934 году, сейчас стоит на Неве в качестве судна-музея), реконструировался знаменитый крейсер "Аврора" и ремонтировался барк "Крузенштерн", — говорит историк. — Кроме того, завод выпустил первые в нашей стране исследовательские глубоководные аппараты, здесь создавались первые корабли для космической отрасли — например, судно "Чумикан", на палубе которого установлены огромные "тарелки", обращенные в космос для приема сигналов от спутников".
Территория завода похожа на городок со своими рощами, каналами и тропинками. "Мы сейчас идем по бывшему Шлюпочному каналу. Когда-то здесь была вода, она выходила прямо в акваторию завода. Сам завод, когда его построили, находился на острове", — рассказывает собеседник.
© Олег Павленко/ТАСС
Исторический двор завода называется "квадрат". Все здания здесь — памятники архитектуры федерального значения. Раньше в них располагались производства, администрация и вспомогательные службы Пароходного завода. Здесь и сейчас работают производственные цеха.
"Квадрат" внутри выглядит как готовая съемочная площадка. Глеб подтверждает: съемочные группы действительно не раз интересовались этим местом, но разрешение от руководства завода никому получить не удалось.
После "квадрата" выходим на главный причал и набережную завода. Здесь и сейчас стоит на ремонте пара кораблей. Подходим к самому старому доку — 1846 года постройки, который сейчас носит имя Сургина, а раньше назывался Николаевским.
"Назначение любого дока в том, чтобы произвести ремонт подводной части судна. Подводную часть корпуса надо периодически осматривать и ремонтировать, тем более что она находится в агрессивной среде — воде. Нуждаются в профилактике и винты, рулевые механизмы, корпус, а также системы водозабора и водоотдачи. Это главная задача любого дока", — объясняет Глеб.
© Олег Павленко/ТАСС
Когда в доке нет воды, он похож на Колизей или сцену античного театра, где на специальных подставках (кильблоках, сделанных из дерева и металла) установлен корабль.
"Каждый кильблок выдерживает по несколько тонн веса. Для каждого корабля и судна кильблоки выстраиваются по индивидуальному рисунку. Руководит всеми доковыми операциями докмейстер, в распоряжении которого бригады специалистов", — сообщает Глеб.
По пути к следующему доку встречаются торчащие прямо из набережной части старинных пушек — их используют как швартовы. Док "Памяти трех эсминцев" построили в 1876 году.
© Олег Павленко/ТАСС
"В годы Гражданской войны англичане регулярно подходили к Кронштадту и нападали на русские корабли, которых много стояло после знаменитого Ледового похода, после Первой мировой войны. Нашим приходилось отражать атаки. Однажды четыре эсминца Красного Балтийского флота отправились в рейд — устанавливать мины для обороны Кронштадта, но три из них подорвались на минах противника. Погибли около 500 человек, это была огромная катастрофа. В память об этом док и переименовали", — рассказывает историк.
Самый большой док на заводе — открытый в 1914 году док имени Велещинского. Его длина 236 м, ширина — почти 46 м, а высота — 10,8 м, примерно с четырехэтажный дом.
"Вот на этом месте, где мы стоим, император Николай II и Александра Федоровна и открыли док, закладка которого производилась в 1908 году. В церемонии участвовал Иоанн Кронштадтский. Все четыре сухих заводских дока имеют богатую историю. Такого количества исторических доков нет ни у кого в России", — говорит историк.
© Олег Павленко/ТАСС
Совсем недавно здесь под стать самому доку стоял огромный ледокол "Арктика" — один из самых мощных в мире. В нем заменили двигатель, который, к слову, весит 300 т. Для работ соорудили специальные леса, после чего бригада сварщиков вырезала огромное отверстие с боковой обшивки корабля, чтобы извлечь неисправный двигатель и установить новый.
Завод открыт для посещения школьниками и студентами, экскурсии организуют соответствующие учебные заведения.
Музей истории денег АО "Гознак"
Прогремел полуденный выстрел с Нарышкина бастиона Петропавловской крепости. Я в Кронверкской куртине — так называется стена, соединяющая бастионы крепости Меншиков и Головкин.
Стену между бастионами построили в камне в 1708–1709 годах. Попадая в его сводчатые казематы, чувствуешь мощь — толщина стен доходит до 2,5 м. После реставрации, продолжавшейся более 15 лет, помещения западной части Кронверкской куртины впервые открыты для посетителей. Сегодня здесь проводят мастер-класс по ручному отливу особой бумаги, который теперь станет регулярным.
"Мы предлагаем посетителям Петропавловской крепости ручной отлив бумаги. Для производства современных банкнот, защищенных документов специальная бумага — главная основа, то, на чем, собственно, это все печатается. И самое интересное, что технология машинного производства бумаги относительно недавняя — самое начало XIX века. До этого времени бумага, в том числе с водяными знаками, производилась вручную, и сегодня мы предоставляем возможность участвовать именно в таком производстве," — рассказывает генеральный директор АО "Гознак" Аркадий Трачук.
Перед мастер-классом все проходят инструктаж по технике безопасности. Всем выдают одноразовые халаты — в процессе можно испачкаться. Мы проходим в помещение, где расположено оборудование для ручного отлива бумаги.
"Поддерживалась эта технология до середины XX века, а несколько десятилетий назад в России она, к сожалению, была утрачена. Нам потребовалось время, чтобы эту технологию восстановить. Так что сегодня я с радостью представляю старую новую технологию ручного отлива бумаги", — продолжает Трачук.Продолжение на ТАСС






Туристические места России
2.6K постов6.2K подписчиков
Правила сообщества
Запрещены оскорбления других участников, использование ненормативной лексики.
Разрешено размещать информацию о местах отдыха с подробным описанием места отдыха, фото, режимом работы, стоимостью проживания для категории двухместный стандарт (для ориентира ценовой политики) и контактной информацией.