5

Квартирные выставки 1960-1980-х в РОСИЗО

Раньше их прятали от милиции, теперь исследуют и выставляют в музеях. Ирония судьбы или закономерный триумф свободного искусства?

Мысленно перенесемся в Москву 1970-х. Где-то в обычной квартире, под аккомпанемент чайника и шепота «чтобы соседи не слышали», рождается искусство, которого официально... как бы не существует. Советский андеграунд выставлялся не в залах с колоннами, а в гостиных и кухнях. Теперь этот уникальный феномен – квартирные выставки – выходит из тени. И делает это с размахом, заняв сразу два этажа особняка Тургеневых-Боткиных в Петроверигском переулке (РОСИЗО, конечно же). Ирония истории? Возможно. Но выставка «Искусство за закрытыми дверями. Квартирные выставки 1960–1980-х» – это не только ностальгия, но и серьезное (хотя и не без улыбки) исследование.

Экспозиция «Искусство за закрытыми дверями. Квартирные выставки 1960–1980-х». Фотограф Вадим Гортинский. Источник фото: <!--noindex--><a href=snob.ru">

Экспозиция «Искусство за закрытыми дверями. Квартирные выставки 1960–1980-х». Фотограф Вадим Гортинский. Источник фото: snob.ru

Впервые кураторы осмелились охватить сразу три десятилетия этого удивительного «квартирного самиздата в красках». От первых робких показов, когда Оскар Рабин распахивал двери своего дома в 60-х, до культовых весенних смотров середины 70-х. От революционного появления галереи АПТАРТ в квартире Никиты Алексеева – настоящего «очага сопротивления» казенному искусству – до философских игр МАНИ и трогательно-абсурдного «Музея Васи» Георгия Кизевальтера. А как вам выставка в квартире... мальтийского посольства («О, Мальта…»)? Или «Комнаты» Ирины Наховой, где сама грань между жизнью и искусством становилась экспонатом?

Никита Алексеев. Переднеазиатский дикобраз. Из серии «Жизнь животных Брема»/ФГБУК ГМВЦ РОСИЗО

Никита Алексеев. Переднеазиатский дикобраз. Из серии «Жизнь животных Брема»/ФГБУК ГМВЦ РОСИЗО

Особый шарм – в деталях:

  • Разговоры на кухне: Этот раздел – не просто экспонат, а живой нерв выставки. Прямая речь художников, записанная здесь же. Удивительно, но вопросы, кипевшие на тех кухнях, звучат поразительно современно. Диалог сквозь время – без купюр.

  • Фотографии из архива Валентина Серова: впервые выныривают уникальные кадры выставок 70-х, специально атрибутированные для проекта. Серов был тем самым летописцем, который ловил объективом моменты, недоступные официальной прессе: дух, лица, ту самую атмосферу квартирных вернисажей 70-х. Смотришь и слышишь шелест самопальных каталогов и спор о концептуализме за чаем.

Группа Гнездо. График истории. 1976/ГТГ

Группа Гнездо. График истории. 1976/ГТГ

Кураторский взгляд: между архивом и иронией

Куратор Алина Корень точно уловила дух: «Эта выставка — событие. Она существует на стыке музейного подхода и иронии, которая характерна для многих квартирных выставок». Здесь нет попытки слепо воссоздать обстановку хрущевки. Это именно музейный анализ, но с пониманием того бесшабашного DIY-духа. Соединить серьезный подход с легкой усмешкой над абсурдом ситуации – смелый шаг, но и хороший ключ, найденный организаторами.

Экспозиция «Искусство за закрытыми дверями. Квартирные выставки 1960–1980-х». Фотограф Вадим Гортинский. Источник фото: <!--noindex--><a href=snob.ru">

Экспозиция «Искусство за закрытыми дверями. Квартирные выставки 1960–1980-х». Фотограф Вадим Гортинский. Источник фото: snob.ru

Зачем это сейчас? Искусство, проросшее сквозь асфальт

Квартирники создавали особый социум. Леонид Бажанов вспоминает: «На квартирниках все были перемешаны, — вспоминает Бажанов, — художники, филологи, врачи, сторожа, которые занимались философией и разбирались в ней лучше, чем университетские преподаватели».

Это были «места паломничества» подпольной богемы, где варилось неофициальное искусство, читался самиздат, спорили о философии и будущем. Они сплели сеть свободной культуры.

Выставка в РОСИЗО – не столько про ностальгию, сколько про исследование механизмов выживания искусства и сообщества. И напоминание: вопросы свободы, границ, диалога – вечны. Специальный раздел «Разговоры на кухне» именно об этом.

Константин Звездочетов. Роман-холодильник. 1982. Смешанная техника. ГТГ в эскпозиции «Искусство за закрытыми дверями. Квартирные выставки 1960–1980-х». Источник фото: Москвич Mag

Константин Звездочетов. Роман-холодильник. 1982. Смешанная техника. ГТГ в эскпозиции «Искусство за закрытыми дверями. Квартирные выставки 1960–1980-х». Источник фото: Москвич Mag

Титры

Материал подготовлен Вероникой Никифоровой — искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично».

Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды. Также можете заглянуть в мой личный телеграм-канал «(Не)критичная Ника»: в нем меньше теории и истории искусства, но больше лайфстайла, личных заметок на полях и мыслей о самом насущном.