Кулачный бой на Руси

Травматизм, вызванный этим жестоким языческим обычаем, до середины 19 века лишал России значительной части мужчин – отцов, работников и воинов
Эта молодецкая забава бытовала на Руси издревле. Первые упоминания о ней мы находим в летописях 11 века. Несомненно, она вела своё начало ещё с языческих времён.

Бой по правилам или без правил?
Кулачный бой был коллективным видом спорта. Бойцы сходились (обычно зимой, на льду реки) «стенка на стенку». Это могли быть жители двух соседних сёл, двух городских кварталов (слобод), сложившиеся по тем или иным местным обстоятельствам «команды».
Бой начинался с потасовок мальчишек. Затем в поединок вступали юноши, потом мужики повзрослее, а завершали бой опытные, суровые кулачные бойцы. Впрочем, до последних доходило не всегда, а только когда требовалось спасти положение или довершить дело победой. Сторона, обратившаяся в бегство, считалась проигравшей, покрытой позором.
Вопреки расхожим легендам, никаких общих правил кулачных боёв не существовало. Они варьировались от местности к местности. Так, жители Новгорода до середины 17 века дрались дубинками – Софийская сторона города против Торговой. Иногда пишут, будто бойцам запрещалось класть в рукавицы тяжёлые предметы, бить лежачего и по лицу. Но подобные ограничения стали вводить только в конце 18 века, и то лишь в больших городах, вроде Москвы, когда кулачные бои сделались разновидностью азартных игр. Знатные особы тогда содержали целые команды бойцов, свозили их на лёд Москвы-реки, принимали ставки на исход поединков и делали на этом бизнес.
В массовых же коллективных боях более раннего времени, а на селе – и во все времена, было невозможно уследить за соблюдением каких-то правил. Можно было полагаться лишь на то, что применение запретных приёмов могло навлечь месть другой стороны когда-нибудь позже, из-за угла кистенём. И такая перспектива побуждала не переходить неких расплывчатых рамок дозволенного. Но в пылу схватки об этом часто забывали.
«Бойцы поражали друг друга в грудь, в лицо, в живот, бились неистово и жестоко, и очень часто многие выходили оттуда калеками, а других выносили мёртвыми», – писал историк 19 века Н.И. Костомаров в «Очерках домашней жизни и нравов великорусского народа в 16 и 17 веках». Красноречивы слова из указа императрицы Екатерины I в 1726 году: «От которых боёв есть и не без смертных убийств между подлыми, то в убийство и грех то не вменять».

Отношение к ним церкви и государства
Церковь на Руси сразу стала бороться с кулачными боями как с разновидностью бесовских игрищ. Первое упоминание о них в летописи под 1068 годом вызвано как раз их осуждением. В 1274 году на соборе русского духовенства было постановлено отлучать от церкви участников кулачных боёв, а убитых в них запрещено отпевать и погребать по-христиански. Запрет, видимо, соблюдался плохо, если ещё и в первой половине 16 века глава Русской церкви митрополит Даниил возмущался этим обычаем.
В 17 веке правительство начинает принимать меры по ограничению кулачных боёв. По указу царя Михаила Романова в 1641 году эти поединки были причислены к нарушению общественного порядка. Участников было велено тащить в земский приказ (полицию) и «чинить наказание». Наказанием было обычно битье кнутом, и понятно, что угроза физической боли не могла воздействовать на тех, кто рисковал жизнью в кулачных боях.
Но в 18 веке отношение властей к этой забаве изменилось. Пётр Великий смотрел на кулачные бои как на молодецкую потеху, сам любил наблюдать за ними. Расцвет кулачных боёв пришёлся на последнюю треть 18 века благодаря фавориту Екатерины II Григорию Орлову и его брату Алексею. Оба были физически крепкими бойцами, сами участвовали в поединках и поощряли других. С них-то и началось превращение кулачных боёв в Москве в подобие профессионального спорта. В провинции продолжали биться любители.
Уроженец Арзамаса врач Михаил Назимов описал кулачные бои, происходившие в его родном городе в начале 19 века: «Местные власти смотрели на этот дикий обычай сквозь пальцы, не имея, вероятно, предписаний начальства». Он добавляет, что в Москве, куда он переселился, «кулачные бои держались около фабрик даже и в 20-х годах» 19 века.

Запрет кулачных боёв и их вредное значение
Окончательный запрет этого варварского зрелища произошёл во второй четверти 19 века. В 1823 году во время поездки на юг император Александр I узнал, что в городе Пирятин один гражданин насмерть убил другого в ходе этой забавы. Как видим, кулачные бои были свойственны не только Великороссии, но и Украине. Государь издал указ военному министру не допускать нигде кулачных боёв.
Этот царский указ прошёл незамеченным в массе остальных. В 1832 году при Николае I вышел Свод законов Российской империи, содержавший наиболее актуальные узаконения. Туда попал и этот указ. С этого-то времени начинается неукоснительный и повсеместный запрет боёв «стенка на стенку». К середине 19 века они исчезли повсюду в городах, но кое-где по деревням сохранялись ещё и после революции.
Костомаров уверял, что в кулачных поединках «русские в особенности приучались к ударам и побоям, которые делали русских неустрашимыми и храбрыми на войне». Но очевидно, что свалка, характерная для боя «стенка на стенку», есть противоположность воинскому строю и дисциплине. Она никак не могла воспитывать воинские доблести, а травматизм, сопровождавший кулачные бои, лишал страну и семьи здоровых мужчин – отцов, работников и солдат.

Кулачный бой на Руси Длиннопост, История России, Русь, Рассказ, Кулачный бой, Бой