Кто смел, тот цел: невероятная живучесть лейтенанта Алексея Очкина

Великая Отечественная война стала огромным испытанием для миллионов людей. Кто-то храбро погиб в бою, кому-то удалось выжить. Алексею Яковлевичу Очкину, которого за феноменальную живучесть солдаты прозвали «лейтенант Огонь», судьба дала шанс трижды вернуться с того света.

Кто смел, тот цел: невероятная живучесть лейтенанта Алексея Очкина Великая Отечественная война, История, Длиннопост

Судьба человека


Когда началась война, Алексею было 16 лет. Прибавив себе в военкомате два года, Очкин попросился на фронт. Героизм был у этого мальчика в крови. Среди его предшественников по матери был герой Севастополя, участник Крымской войны и знаменитый хирург Николай Иванович Пирогов. Известным врачом был и другой дед. Восемь братьев и пять сестер отца занимались медициной, один из них даже стал академиком. Все воевали: кто - в Первой мировой, кто - в Гражданской.


После краткосрочных курсов в артиллерийском училище Алексей Очкин был отправлен на Лужские рубежи. Первый бой мог вполне оказаться последним - немецкий снайпер тяжело ранил Очкина в голову - но он чудесным образом выкарабкался и после лечения снова вернулся на фронт.


Затем был Сталинград. Здесь молодой лейтенант после гибели командира принял на себя командование ротой. В течение девяти дней 57 бойцов 112-й стрелковой дивизии удерживали сборочный цех и кручу. Немцы по несколько раз в день открывали огонь, но результата не добились. Затем фашисты пустили в ход танки-тральщики, надеясь прорваться через заминированный участок, но семь из них были разбиты. Немцы получили такой жесткий отпор, что решили, будто воюют с целым батальоном, хотя на защите высоты оставались лишь раненный в голову Очкин и шестеро бойцов.


Кто смел, тот цел


При обороне близ Романово жизнь Алексея Яковлевича разделилась на «до» и «после». 26 марта 1943 года он, будучи командующим штурмовым отрядом, не смог сидеть в окопе, видя, как из замаскированного и уцелевшего дзота (деревоземляной огневой точки) крупнокалиберный пулемет бьет по его солдатам практически в упор. Бойцы бросились врассыпную, а Очкин со всех ног побежал в сторону огня.


У берега покрытой наледью реки разрывная пуля попала ему в бедро. Кости были раздроблены, и нога держалась буквально на одних сухожилиях. Наскоро перевязав рану и скрепив кости шиной из прутьев, лейтенант пополз к смотровому окошку и кинул в него гранату. Прогремел взрыв, но пулемет снова застрочил. Спасая других, Алексей закрыл амбразуру своим телом – пули буквально изрешетили его.


Бой за деревню Романово длился более суток. Лишь когда поднялась метель, солдаты смогли добраться до командира и вытащить его с поля боя. Застать его живым они не надеялись. Хотели похоронить с почестями, насколько позволяло положение. Очкин не подавал признаков жизни. Его занесли в хату, но вдруг он открыл глаза, в бреду окинул взором стоящих и, решив, что перед ним фашисты, вырвал из находившейся в его руке гранаты чеку. Один из солдат, Борис Филимонов, едва успел ее перехватить и выбросить в разбитое окно.


Очнулся Алексей через месяц уже в госпитале. На ноге, в которую попала разрывная пуля, уже развивалась гангрена, но от ампутации лейтенант отказался, сбежал из больницы и направился в свою часть. В одном из сел, попавшихся на его пути, девушка, которую звали Катя Чернышова, позвала его в дом, предложив кров и еду. Ее бабушка оказалась известной травницей и лечила ему рану на ноге. Удаче и крепкому здоровью Очкина поражались даже полевые врачи, которые, казалось бы, видели в этой жизни уже все.


В медсанбате его ждала награда - командующий армией И. Д. Черняховский вручил бойцам ордена Красной Звезды. Согласно оперативной сводке 112-й дивизии разведывательная группа Очкина ликвидировала сорок фашистских солдат и захватила в плен дежурного по обороне, который дал ценные показания.


В ноябре 1943 года, участвуя в боях за освобождение Киева, Алексей Очкин попадает в окружение и получает тяжелое ранение в ногу и контузию. С поля боя оттаскивает его ангел-хранитель, все та же Катя Чернышова, однажды уже спасшая его от беды.


В Дарницком пересыльном госпитале врачи решают ампутировать Очкину ногу. Угрожая медикам оружием, Алексей вновь отказывается от операции. Он помнил, как очнулся замерзший от холода в морге среди окоченевших трупов, сваленных прямо на полу. Рядом практиковались молодые военные врачи - препарировали мертвые тела. Очкин не на шутку перепугал хирургов и проходивших мимо медсестер, когда пытался выбраться из морга. После последнего ранения восстановиться было непросто. Лейтенант прошел семнадцать госпиталей, поправлял здоровье на серных водах в Киргизии.


В 1944 году он продолжил службу уже капитаном гвардии в элитном подразделении - гвардейской истребительно–противотанковой бригаде Резерва Главного Командования, был участником формирования Вислы, Одера, Нейсы.


После штурма Берлина за драку с сотрудником СМЕРШа его чуть не разжаловали и не исключили из партии. Спасли капитана его же сослуживцы-разведчики, прикатившие к гаупвахте мотоцикл. На нем сбежавший Очкин смог догнать свою часть, шедшую в наступление на Прагу. Там в бою Алексея снова контузило. Так он попал в госпиталь Первого Украинского фронта, размещавшийся в отеле «Ричмонд» в Карлсбаде. В клинике доктора Цангера ему восстанавливали ноги и руки, затем он продолжил лечение на водах. Здоровье ему поправили так хорошо, что Алексея, повысив до замкомандира стрелкового полка, вновь отправили на фронт. Но ранения не давали покоя, и он был мобилизован как инвалид ВОВ.


Выжить, чтобы жить


После окончания войны Алексей Очкин трудился на заводе, параллельно отучился в школе и окончил Институт кинематографии, реализовав свою довоенную мечту стать кинорежиссером.


Принимал участие в создании фильма «Сорок первый». Самостоятельно поставил три картины. Очкин – автор произведений «На круче», «Крылья жизни» и «Старая яблоня». В своем документальном рассказе он поведал о подвигах боевого друга и «братишки» Вани Федорова, погибшего смертью героя в Сталинграде.


Несмотря на инцидент в Берлине, преследования не коснулись Алексея Очкина, однако и Звезду Героя он так и не получил. 16 февраля 2003 года прославленного бойца не стало.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
10
Автор поста оценил этот комментарий

Хотелось бы источник. Голивудщиной попахивает. Крепки были люди конечно, но....

раскрыть ветку (13)
10
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Логан Волверин Россомахович его настоящее имя.

2
Автор поста оценил этот комментарий
В таких условиях дюди становятся намного живучее.
раскрыть ветку (11)
8
Автор поста оценил этот комментарий

Расскажите это 11 000 000 погибшим на фронтах

раскрыть ветку (10)
Автор поста оценил этот комментарий
Почитайте истории выживших в концлагерях и в госпиталях. Но чудес конечно не бывает.
раскрыть ветку (9)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Слишком много для 1 человека. Плюс настораживает типовой рассказ о драке с гэбистом. Ждем от автора поста пруфов

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий
На войне всё бывает.
раскрыть ветку (4)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Да, конечно. В т.ч. фиксация документами

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий
Не всё можно спокойно зафиксировать на войне.
раскрыть ветку (2)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Поэтому даже у самых крутых подвиги скромные, в пределах человеческих сил. А тут и грудью пулемет заткнул и прочее...

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Так несколько случаев было таких. Не все погибали. Есть случаи когда гранату телом накрывали и оставались живыми.
Автор поста оценил этот комментарий

Как не прискорбно признать, но выжившие в лагерях смерти это на 90% обслуга, которую оставляли в живых для утилизации остальных.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
Я имею ввиду заключённых. Мемуаров лагерных работников никогда не видел.
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Я про них то же, про заключенных.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку