"Кошачья музыка" или позорное шествие

"Кошачья музыка" или позорное шествие Позор, Вчеразавр, Длиннопост, Измена

“...Хриплый вой труб, грохот кастрюль, дикие вопли, в которых громкое пение мешалось с выкриками и улюлюканьем, веселые крики и издевательский хохот. Во всем этом было что-то неприятное и даже пугающее...


...За ними следовал осел с двумя седоками, привязанными к его спине. Женщина сидела лицом к толпе — ее широкое лицо было красным, глаза казались пустыми. Спиной к ней и лицом к ослиному хвосту сидел маленький человек, очень бледный, с испуганными глазами. В руках у женщины была поварешка, которой она лупила мужчину по голове. Он же отчаянно вертел веретено и сучил нить…”


Так описывает унизительную процессию писатель Джейн Фэйзер. Это было не шутовское шествие, а форма протеста, иногда весьма жестокая. Личность, к которой это действо было относилось, подвергалась остракизму. А иногда даже была вынуждена переехать или поканчивала жизнь самоубийством.


У этого обычая много разновидностей и названий. Процессия Скимингтона, шаривари или кошачья музыка. Она была распространена еще в 17 веке и кое-где встречалась еще в начале и середине 20 века. Очень отдаленное ее подобие мы встречаем и в наше время. Когда к машине, везущей новобрачных, приматываются жестяные банки, издающие грохот и скрежет. Если говорить упрощенно, то все такие процессии объединяло одно: максимальный шум, сопровождающий неординарное событие.

"Кошачья музыка" или позорное шествие Позор, Вчеразавр, Длиннопост, Измена

Самая невинная разновидность “кошачьей музыки” происходила во время свадьбы. Шутники старались расшуметься, чтобы позабавить толпу. Но процессия Скиммингтона известна не этим, а своими более зловещими формами.


Частенько шаривари устраивали новобрачным сельские общины, когда их брак казался остальным мезальянсом. Например, при большой разнице в возрасте, при вступлении в союз пожилого вдовца и гораздо более молодой женщины. Или при слишком раннем повторном браке, когда, говоря словами Шекспира, супруг или супруга “даже башмаков не износила, в которых шла за гробом мужа”. Все это казалось суровым нарушением правил, и сообщество таким образом выражало свое неодобрение.


Какой же была “кошачья музыка”? Ее “исполняли”, ударяя в горшки, сковородки, чайники, другую кухонную или садовую утварь. Люди дули в рога или выкрикивали песни собственного сочинения. Словом, цель была одна — создать настоящую какофонию.

"Кошачья музыка" или позорное шествие Позор, Вчеразавр, Длиннопост, Измена

Это было скорее деревенское, нежели городское явление. Такие процессии возникали независимо друг от друга во многих сельских обществах, например во Франции, Англии, Италии, Уэльсе и Германии. С помощью такого принудительного “будь, как все” они пытались сохранить и навязать “отступникам” общие стандарты.


Изолированность, которая имела место в США в первые десятилетия их существования, способствовала распространению шаривари. Общины были небольшими, верховодили там пуритане, поэтому обычай попал на благодатную почву. Яркий пример “Алая буква” - классика американской литературы. В книге описана история женщины, которая забеременела во время отсутствия мужа. Когда община уличила ее в этом, куда бы она ни пошла, за ней ходил барабанщик и выбивал дробь. А на груди она обязана была носить вышитую алую букву “А” — “адюльтер”.

"Кошачья музыка" или позорное шествие Позор, Вчеразавр, Длиннопост, Измена

В другой книге Натаниэля Готорна “Мой родич майор Молинью” герой становится свидетелем такой процессии, которую устроили его родственнику. Другие герои книги рассуждают о деталях расправы “вымазать ли его смолой и обвалять в перьях, прокатить ли по городу верхом на жерди или подвергнуть освежающему омовению у той самой водокачки”.


Виновниками процессии становились мужья, которые били своих жен, рогоносцы, которые мирились с неверностью супруги, а также любимые герои художников, изображавших шаривари — мужья-подкаблучники и их жены. Именно такая процессия Скиммингтона описана во вступлении. Ведь, цитируя ту же книгу:


“Когда муж позволяет верховодить жене, соседи принимают меры. Мужчина под каблуком у жены — плохой пример для остальных, и соседи таким образом выражают свое неодобрение. Разве ты не читала Священное Писание? Мужчина — наместник Господа на земле и царит возле своего очага”

"Кошачья музыка" или позорное шествие Позор, Вчеразавр, Длиннопост, Измена

Когда люди планировали устроить такую процессию, они назначали место встречи. Дальше новость о предстоящем действе передавалась из уст в уста. Любопытно, что женщины оказывали всяческую поддержку при подготовке позорного шествия. Процессия шла через все селение пешком к дому “обвиняемых”, издавая оглушительный шум.


Если участникам действа не удавалось заполучить настоящих виновников для участия в процессии, они использовали чучела, которые их изображали. Человека или чучело усаживали на жердь или осла и катали по населенному пункту. Можно представить, как были напуганы люди, если соглашались участвовать в подобной процессии, их порочащей.

"Кошачья музыка" или позорное шествие Позор, Вчеразавр, Длиннопост, Измена

Кроме того, большинство людей в те времена жили всю жизнь в одном и том же месте и общались только с жителями своего населенного пункта. Можно представить, какая слава преследовала их всю жизнь. Насмешки, нежелание общаться со стороны соседей. Поэтому некоторые люди не выдерживали общественной изоляции и поканчивали жизнь самоубийством. 

"Кошачья музыка" или позорное шествие Позор, Вчеразавр, Длиннопост, Измена

Мы есть и Вконтакте. Можете следить за нашими записями там.

История быта и искусств

1.7K постов6.3K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

Исключаются:

- упоминания политики в актуальном контексте

- "клубничка" вне рамок искусства, треш, угар, жесть и прочий неформат

- спорная информация без указания авторитетных источников