Корм за лишний кувырок

Недавно, читая посты в ВК, наткнулся на группу "Фонд - Национальные ресурсы образования", где описываются стат.данные про учителей. Делюсь, ибо, как мне кажется, здесь дается достаточно интересная информация на эту тему.

Треть российских учителей признались, что испытывают сложности с покупкой одежды — их зарплаты хватает лишь на еду и ежедневные расходы. Это показал мониторинг «Зарплата и нагрузка учителя», проведенный экспертами Фонда «Национальные ресурсы образования» в июне 2019 г. при участии более 3700 педагогов из 85 регионов России. За год с 28% до 34% увеличилась доля учителей, отмечающих, что они испытывают сложности даже с покупкой одежды. Так, по словам педагогов, в среднем выплаты в Республике Марий Эл составляют 17014 рублей, в Республике Мордовия — 17 657 рублей, в Алтайском крае — 18742 рубля, в Брянской области — 17511 рублей, в Ивановской области — 18421 рубль, 18720 в Псковской области, 18764 рубля в Липецкой области, 20012 рублей в Кировской области, 21231 в Курганской области. При этом для того, чтобы получать такую зарплату, педагог должен работать практически за двоих: нагрузка 61% опрошенных учителей составила менее двух, но более одной ставки, а 10% — две и более. Так, средняя нагрузка респондентов из Самарской области составила 30 часов при средней зарплате в 23978 рублей, Костромской — 30 часов за 20966 рублей, Ростовской — 28 часов за 20640 рублей, Омской — 28 часов за 20578 рублей. О высоких нагрузках сообщали также учителя из Кемеровской области (32 часа), Тюменской области (31 час), Ямало-Ненецкого округа (30 часов), Владимирской (29 часов) и Амурской области (29 часов). Часто высокая нагрузка — следствие нехватки предметников в школе, о чем сообщили 51% учителей: «Вынужденная большая нагрузка — 130 часов математики в неделю по всей школе без внеурочной деятельности на трёх учителей в связи с катастрофической нехваткой учителей математики. И не только математики, и не только в нашей школе, а в целом по городу. Те, кто работают, уже достигли пенсионного возраста. Страдает здоровье, качество работы, постоянно неудовлетворен собственной деятельностью» (Республика Удмуртия). При этом базовый оклад учителей по-прежнему может быть ниже МРОТ. Официальными постановлениями оклад в 5065 рублей установлен в Ивановской области, 5600 рублей — в Республике Тыва, 7967 — в Тверской области, от 6595 до 8785 в зависимости от квалификационной категории — в Самарской области, от 8087 до 11 726 рублей — в Курганской области. О низких окладах в ходе опроса сообщали учителя из Республики Адыгея (6540 рублей), Республики Бурятия (8528 рублей), Рязанской области (6500 рублей), Астраханской области (8000 рублей) и других регионов. До минимальной разрешенной законом зарплату доводят либо специальными доплатами до МРОТ, либо стимулирующими и компенсационными выплатами. Как правило, стимулирующие выплаты положены за участие в конференциях и конкурсах (67%), достижения учеников (49%), классное руководство (42%). При этом в ряде школ их не платят вообще — об этом сообщили 13% респондентов, а еще 5% отмечают, что платят их крайне редко: «Стимулирующие выплаты практически отсутствуют, иногда бывает 500 рублей» (Омская область); «Говорят, что на стимулирование нет финансирования» (Свердловская область); «Стимулирующие заплатили 2 раза или 3 раза за год, только классным руководителям. За три года руководства школой нашим директором не вывешено ни одного приказа о доплатах, нет никакой прозрачности. Как расходуется фонд — не совсем понятно» (Республика Коми). «Учителя называют эту систему «корм за лишний кувырок». Подтверждать каждое достижение нужно документально, а доплаты небольшие, — отмечает президент Фонда «Национальные ресурсы образования», зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина. — «Стимулирующий балл может стоить 1 рубль 20 копеек. В некоторых школах доплату в 120 рублей можно получить за посещение пяти музеев и театров, но билеты учителя должны приобретать за свой счет». Педагоги также говорят об уменьшении «стоимости» стимулирующих баллов в течение года (39%), невыплате обещанных премий (25%), увеличении оклада при уменьшении стимулирующих (21%), постоянном изменении зарплаты без видимых причин — снижения нагрузки, отпуска, болезни (15%). Еще одна причина для конфликтов на почве оплаты труда — организация итоговых экзаменов, ОГЭ и ЕГЭ. Эта работа в обязанности учителей не входит, и привлекают к ней далеко не всегда добровольно: «За отказ от участия в ГИА грозят лишением части зарплаты, разбирательством с министерством», «Предупреждали о штрафах при списывании детей и нарушении выполнения инструкции в размере от 40 тыс. до 200 тыс. рублей». Почти половина учителей, участвовавших в проведении государственной итоговой аттестации (49%), не получили за это никаких доплат, а еще 8% педагогов отметили, что им платили за ГИА, но не оплачивали этот день в школе, из-за чего зарплата оказалась ниже обычной: «Один час моей работы на ППЭ — 49,97 рублей. Фактически работаю в день экзамена от 8 до 14 часов, а ещё ведь есть работа по развертыванию и тестированию ППЭ, передача предварительных статусов. И эта оплата независимо от того, в отпуске или ещё работаешь. Техническое обеспечение процедуры ЕГЭ и ОГЭ никак не финансируется. Каждый пункт выкручивается кто как может. Сверху говорят: «приносите недостающую технику из дома», это ни в какие ворота не лезет» (Кемеровская область). Чаще всего учителя выступали в роли организаторов пункта приема экзамена (44%) — проверяли документы учеников, проводили инструктаж, следили за соблюдением правил. В целом свою работу треть учителей (33%) оценили как тяжелую, однако отметили, что увольняться не планируют. Каждый десятый педагог отметил, что работа доставляет много удовольствия, и лишь иногда их что-то огорчает. Трое из десяти учителей считают, что в их работе есть трудности, но они решаемы, 18% — что работать очень трудно, и скоро они могут уйти из школы, а 2% респондентов уже приняли решение об уходе или даже написали заявление. Говоря об атмосфере в школе, 22% учителей отметили, что их не устраивают сложившиеся отношения с администрацией, 16% — с родителями, и только 4% педагогов не удовлетворены своими отношениями с учениками. Кроме проблем с оплатой труда и нагрузкой, больше всего учителей беспокоит объем заполняемой отчетности и справок (74%), объем обязательной рабочей документации (67%), материально-техническое оснащение кабинета (54%), качество имеющихся цифровых образовательных сред (45%), учебники и учебные пособия (41%). «На всех уровнях власти уже сложилось понимание, что нужно двигаться к достойному окладу за одну ставку педагогической работы и отказаться от сложившейся непрозрачной и несправедливой системы расчета зарплаты. В качестве первого шага необходимо установить гарантированный базовый оклад за ставку на достойном уровне, хотя бы не ниже уровня МРОТ. Эта позиция была озвучена нами в Государственной Думе в ходе больших парламентских слушаний. Такой шаг потребует дополнительных средств и проявления политической воли. Но без этого невозможно решить проблему нехватки учителей, выполнить задачу привлечения в школу лучших специалистов, а в итоге — и реализовать национальный проект «Образование», — заключила Духанина.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий
Наконец-то реальные цифры.
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку