Комбинат "Магнезит": Карагайский карьер. Часть 1.

О магнезите близ Сатки местные жители знали еще в конце XIX века и использовали его для бытовых целей и строительства дорог. Но первооткрывателем Саткинского магнезита считается лаборант Саткинского железоделательного завода П.Г. Сальников, именно он в 1894 году провел химический анализ и обратил внимание на огнеупорные свойства магнезита.

Комбинат "Магнезит": Карагайский карьер. Часть 1. Магнезит, Челябинская область, Сатка, Длиннопост, Фотография, Карьер

Достаточных средств на заявку П.Г. Сальников не имел, поэтому обратился к управляющему Саткинского завода А.Ф. Шуппе, который вместе с провизором Златоустовской горной аптеке М.И. Маркусоном и коллежским асессором М.Д. Немировским решили построить предприятие по производству магнезитовых огнеупоров и каустического порошка.

Магнезит был обнаружен в двух пунктах – на Карагайской горе и Волчьей горе (открыто в 1896 году). Эти два участка площадью 62 тыс. квадратных сажень были сданы в аренду М.И. Маркусону сроком на 12 лет.

В 1899 году Л.А. Садовский провел на месторождениях первые геологоразведочные работы.

Комбинат "Магнезит": Карагайский карьер. Часть 1. Магнезит, Челябинская область, Сатка, Длиннопост, Фотография, Карьер

Летом 1900 года приступили к разработке Карагайского и Волчьегорского месторождений. К концу года было добыто 438 тонн магнезита. 11 июля этого же года было образовано «Товарищество Магнезит Маркусона, Немировского и Шуппе» с капиталом 200000 рублей.

Для изучения производства магнезитого кирпича, Шуппе отправился заграницу, где заказал все главные устройства и проект обжиговой печи по проекту Мендгейма.

Осенью 1900 года началось строительство каменного здания завода и дымовой трубы, весной 1901 года началось строительство печи для обжига кирпича.

Запасы Карагайского месторождения оценивались в 234000000 пудов (3,7 млн. тонн). На Волчьей горе запасы выражались в 117248000 пудов (1,9 млн. тонн).

Работы производились вручную в открытых разрезах. Высота уступа составляла 3 метра, бурение ручное, в качестве ВВ использовали динамит и белый порох.

Отбитая горная масса «разбиралась» при помощи ломов и кувалд. Далее следовала ручная сортировка магнезита прямо в забое. Добытый магнезит в телегах отвозился на завод для обжига. Магнезитовая мелочь шла в отвалы.

Начало разработки магнезита.

Комбинат "Магнезит": Карагайский карьер. Часть 1. Магнезит, Челябинская область, Сатка, Длиннопост, Фотография, Карьер

Обожженный магнезит измельчался в порошок на мельнице, а затем вылеживался в специальных ямах. Через неделю «сырец» отправляли под пресс и потом сушили в специальных печах.

Саткинские рабочие производили огнеупорные изделия настолько высокого качества, что в 1905 году на Всемирной выставке в Бельгии огнеупорная продукция была удостоена Золотой медали.

Рабочие завода «Магнезит». 1909 год.

Комбинат "Магнезит": Карагайский карьер. Часть 1. Магнезит, Челябинская область, Сатка, Длиннопост, Фотография, Карьер

В 1913 году товарищество на вере «Магнезит» было преобразовано в Акционерное Общество «Магнезит» с основным капиталом 2 миллиона рублей.

Потребность в огнеупорных изделиях для подов мартеновских печей обусловила высокий спрос на магнезит. По сведениям А.Н. Заварицкого добыча магнезита в Сатке составляла 60592 тонн или 10% от мировой добычи. К этому времени эксплуатировались в небольшом объеме месторождения на Паленихе и у Березового моста.

Комбинат "Магнезит": Карагайский карьер. Часть 1. Магнезит, Челябинская область, Сатка, Длиннопост, Фотография, Карьер

Волчьегорский магнезит был очень крепкий и качественный, благодаря чему добывался на кирпич и для отправки в сыром виде.

Карагайский магнезит был хуже Волчьегорского и шел в переработку на металлургический и каустический порошки.

В 1916 году завод «Магнезит» достиг максимальной производительности за дореволюционный период. Работали 10 шахтных печей для обжига сырого магнезита, 5 гидравлических прессов, 4 камерные печи и 12-камерная печь для обжига магнезита на каустик.

Рабочие Карагайского карьера. 1916 год.

Комбинат "Магнезит": Карагайский карьер. Часть 1. Магнезит, Челябинская область, Сатка, Длиннопост, Фотография, Карьер

С 1 февраля 1918 года завод «Магнезит» был национализирован и передан в собственность РСФСР.

К 1919 году на Карагайском месторождении был встречен выход крепкого магнезита, и работы на Волчьегорском месторождении были приостановлены.

Через год на руднике появился первый компрессор «Атлас» и три пневматических бурильных молотка «Джек» (производства Ingersoll Rand) для бурения шпуров.

После Великой Октябрьской революции изучением геологического строения Саткинских месторождений магнезита занимался А.Н. Заварицкий. На основании разведок, А.Н. Заварицкий произвел подсчет запасов Саткинских месторождений до глубины 60 м, выразившихся в размере 31 млн. тонн.

В 1927 году на руднике появилось новое оборудование: один компрессор «Ингерсоль Ранд» (Ingersoll Rand), два компрессора Краматорского и Лениградского заводов и 18 пневматических молотков. Это позволило заменить ручное бурение шпуров на механическое.

В 1928 году к востоку от Карагайского карьера №1 был пущен в эксплуатацию карьер №2, находящийся в непосредственной близости от сушильно-печного цеха и конного двора.

Комбинат "Магнезит": Карагайский карьер. Часть 1. Магнезит, Челябинская область, Сатка, Длиннопост, Фотография, Карьер

Откатка горной массы производилась в вагонетках «Коппель» емкостью 0,45 м³. На бурении скважин работали три станка «Сандерсон».

В 1929 году институтом Ленгипроруда на основе проведенных геологоразведочных работ впервые разработан проект на реконструкцию Карагайских карьеров №1 и №2.

Начало механизации горных работ. 1929 год.

Комбинат "Магнезит": Карагайский карьер. Часть 1. Магнезит, Челябинская область, Сатка, Длиннопост, Фотография, Карьер

С 1930 года на Карагайских карьерах началась комплексная механизация добычи магнезита. На погрузке горной массы работал первый паровой экскаватор «Рустон» с емкостью ковша 0,75 м³. Позже его сменили экскаваторы «Демаг» (Demag), «Везерхутте», «Шкода» (Skoda), «Рансом-Рапир» (Ransom&Rapier Ltd). На бурении шпуров работали самоходные станки «Клаймакс» и «Сулливан».

Первый паровой экскаватор «Рустон». 1931 год.

Комбинат "Магнезит": Карагайский карьер. Часть 1. Магнезит, Челябинская область, Сатка, Длиннопост, Фотография, Карьер

На восточном борту карьера №1 работал наклонный подъемник, который поднимал две «копеллевские» вагонетки на эстакаду колошниковой площадки шахтного цеха.

Одновременно шли крупные разведочные работы как по простиранию, так и на глубину. Саткинской геологической партией был разведан запас, выражавшийся уже в 145 млн. тонн.

Строительство дробильно-сортировочной фабрики 1935 год.

Комбинат "Магнезит": Карагайский карьер. Часть 1. Магнезит, Челябинская область, Сатка, Длиннопост, Фотография, Карьер

В 1936 году все силы были направлены на модернизацию горного оборудования. Железнодорожные пути были заменены с колеи 750 мм на 1000 мм, поступили новые 30-тонные думпкары и электровозы ДКМ-12.

Для дробления магнезитового сырья в 1936 году был сдан в эксплуатацию корпус крупного дробления дробильно-обогатительной фабрики ДОФ-1.

Комбинат "Магнезит": Карагайский карьер. Часть 1. Магнезит, Челябинская область, Сатка, Длиннопост, Фотография, Карьер

1940 году карьер №2 был остановлен и законсервирован, т.к. карьер №1 полностью обеспечивал потребности завода.

Комбинат "Магнезит": Карагайский карьер. Часть 1. Магнезит, Челябинская область, Сатка, Длиннопост, Фотография, Карьер

В годы войны на Саткинских рудниках был дефицит кадров, производительных сил и материалов. В местных условиях рабочие изготавливали аммонит на основе аммиачной селитры и древесной муки.

В 1943 году на руднике появился трофейный экскаватор «Менк» с емкостью ковша 1,75 м³.

Комбинат "Магнезит": Карагайский карьер. Часть 1. Магнезит, Челябинская область, Сатка, Длиннопост, Фотография, Карьер

После войны количество вскрытых запасов резко сократилось, поэтому в 1947 году в эксплуатацию был вновь введен карьер №2. Через год он был снова остановлен.

До 1948 года отрабатывалось только Карагайское месторождение двумя карьерами №1 и №2.

Комбинат "Магнезит": Карагайский карьер. Часть 1. Магнезит, Челябинская область, Сатка, Длиннопост, Фотография, Карьер

В 1949 году быстрыми темпами началось строительство Гологорского карьера (карьер №3). Для этого в короткие сроки было снесено большое количество частных домов и одновременно на трех участках производились вскрышные работы.

Для удовлетворения возрастающей потребности завода в магнезите, в 1950 году карьер №2 был вновь введен в эксплуатацию.

Комбинат "Магнезит": Карагайский карьер. Часть 1. Магнезит, Челябинская область, Сатка, Длиннопост, Фотография, Карьер

Увеличение добычи магнезита требовало переноса старого завода для доступа к Карагайской залежи и строительство нового мощного магнезитового завода в 5 км севернее старого.

Комбинат "Магнезит": Карагайский карьер. Часть 1. Магнезит, Челябинская область, Сатка, Длиннопост, Фотография, Карьер

В 1952 году началось строительство дробильно-сортировочной фабрики №2 по проекту «Механобр».

С 1955 года начинаются подготовительные работы по строительству Волчьегорско-Степного рудника (Южный карьер).

В феврале 1956 году первая очередь ДОФ-2 была введена в действие вместе с канатными дорогами №1 и №2, а осень этого же года с Южного карьера поступил первый магнезит.

Канатная дорога для доставки магнезита с ДОФ-2 на ЦМП.

Комбинат "Магнезит": Карагайский карьер. Часть 1. Магнезит, Челябинская область, Сатка, Длиннопост, Фотография, Карьер

Над местами перемещения людей и транспорта сооружена защитная сетка.

Комбинат "Магнезит": Карагайский карьер. Часть 1. Магнезит, Челябинская область, Сатка, Длиннопост, Фотография, Карьер

С начала 1960-х на карьерах началась модернизация бурового оборудования. На бурении стали использоваться станки вращательного бурения БСШ-1М и БСШ-2М.

С 1959 по 1962 год произведена реконструкция воздушно-канатных дорог ДОФ-2, что позволило увеличить пропускную способность до 760 тонн в сутки.

В 1963 году началась разработка Паленихинского карьера.

Дальнейшая разработка карьера №1 была возможна только при разносе его бортов. Для этой цели были снесены цеха старого завода.

Разноска бортов Карагайского карьера на месте старого завода.

Комбинат "Магнезит": Карагайский карьер. Часть 1. Магнезит, Челябинская область, Сатка, Длиннопост, Фотография, Карьер

Для поддержания производственных мощностей на время реконструкции карьера №1, в 1965 году на Волчьегорско-Степном руднике были введены Восточный и Мельничный карьеры.

В следующем году начались работы по сносу цехов старого завода и разноске бортов карьера №1.

С 1968 года на карьерах внедряются модернизированные буровые станки вращательного бурения 2СБШ-200. В 1970-х годах на погрузке работают экскаваторы ЭКГ-4,6Б, на бурении станки 2СБШ-200Н, на транспортировке горной массы – автосамосвалы БелАЗ-350 и Краз-251.

Модернизируется ДОФ-2, ее производственная мощность была увеличена с 2,3 млн. тонн до 3,5 млн. тонн без остановки производства. На ДОФ-2 была внедрена новая технология обогащения в тяжелых суспензиях, что позволило увеличить производительность ДОФ-2 и отказаться от ручной сортировки.

Комбинат "Магнезит": Карагайский карьер. Часть 1. Магнезит, Челябинская область, Сатка, Длиннопост, Фотография, Карьер

Гологорский карьер переводится полностью на автомобильный транспорт с внутренним отвалообразованием.

В 1975 году началась эксплуатация реконструированного Карагайского карьера, объединившего старые карьеры №1 и №2. В это же время завершилась отработка Гологорского карьера. К моменту закрытия его размеры составляли 1100×520 м при глубине 170 м. С начала добычи на Гологорском карьере было добыто 29 млн. тонн магнезита. Отработанный Гологорский карьер стал использоваться для размещения вскрыши с Карагайского карьера.

Комбинат "Магнезит": Карагайский карьер. Часть 1. Магнезит, Челябинская область, Сатка, Длиннопост, Фотография, Карьер

При расширении Карагайского карьера потребовалось переселение нескольких тысяч жителей, частные дома которых впоследствии оказались под внешними отвалами.

Гологорский отвал Карагайского карьера.

Комбинат "Магнезит": Карагайский карьер. Часть 1. Магнезит, Челябинская область, Сатка, Длиннопост, Фотография, Карьер

Крупномасштабная разведка Саткинских месторождений производилась Бакальской геологоразведочной партией. На основании результатов этих разведочных работ, с 1978 года все месторождения стали рассматриваться как отдельные участки единого Саткинского месторождения.

Комбинат "Магнезит": Карагайский карьер. Часть 1. Магнезит, Челябинская область, Сатка, Длиннопост, Фотография, Карьер

В начале 1979 года на Никольском карьере были добыты первые тонны магнезита. В это же время производится капитальный ремонт ДОФ-1, карьеры получают новые экскаваторы ЭКГ-5А.

Обогащение производится по методу химического разделения магнезита в соляной кислоте.

Комбинат "Магнезит": Карагайский карьер. Часть 1. Магнезит, Челябинская область, Сатка, Длиннопост, Фотография, Карьер

Источник:

http://uralmines.ru/kombinat-magnezit-karagajskij-karer/


Комбинат "Магнезит": Карагайский карьер. Часть 2.

https://pikabu.ru/story/kombinat_quotmagnezitquot_karagayskiy_karer_chast_2_5674022