Кир II Великий
Благодаря древним писцам (это не оскорбление) можно утверждать, что первым военным вождем в истории человеческой цивилизации, о котором до нас дошли пусть и скудные, но вполне достоверные сведения, был парень, которого по паспорту звали Куруш.
По его ФИО можно подумать, что он прославился чем-то вроде самой большой выкуренной плюшки на свете, однако это не совсем так, а местами даже совсем не так. Это человек, которому под именем Кира II Великого, суждено было стать основателем огромной Персидской державы несшей смерть и полный персец всем окрестным народам.
Вне всякого сомнения, великий нагибатель показал себя еще в молодости благодаря личной доблести и бесстрашию, решительности поступков, прежде всего на военном поприще. Это вам не интернет-войны школоты или спецолимпиады. Это, практически, первый достоверный герой, который вооруженной рукой прокладывал себе путь к вершинам власти в окружающем его мире отрывая руки и ноги тем, кто писал ему плохие комментарии.
Прежде чем стать царем Киром, перс Куруш уже был героем среди своих соплеменников. В противном случае он не обрел бы над ними такой ничем не ограниченной власти.
Как и в случае с поручиком Ржевским, в описаниях его детских лет и молодости трудно отделить реальные факты от мифов и анекдотов. Считается, что он родился между 600 и 585 годами до н.э. Геродот говорит, что в детстве Кир был изгнан в горы, был вскормлен волчицей и воспитан простым пастухом.
Возвратиться в круг персидской знати такой изгнанник из племени мог только одним, самым вероятным путем - убить всех, кто был против. Через некоторое время никто не был против. Куруш показал свою силу и заслужил уважение тех, кто пережил его возвращение.
В 558 году до н.э. Куруш стал правителем одной из персидских областей - Аншана. Вне всякого сомнения, этого права он добился опять же авторитетом сильной личности, которая держалась не только на его умении оторвать голову взрослому человеку, но и на его высоком уровне коэффициента интеллекта. По всей вероятности, к тому времени он уже сложился и как военный вождь и как государственный деятель.
На это как бы намекает хотя бы то, что очень скоро Куруш начал создавать военный союз персидских племен. Эта лига выдающихся джентльменов в скором времени превратиться в Персидское царство и вызовет жуткое возгорание задней части туник у греков.
Аншанский правитель сформировал из племенных, преимущественно конных ополчений уберармию. В армии Кира широко применялись боевые колесницы (в сражениях пешее ополчение всегда испытывало страх перед ними, ибо те представляли собой форменную мясорубку на колесах), различные метательные машины и прочие ковровые какашкометалки, а также верблюжий спецназ/верблюжья кавалерия.
Через несколько лет после начала своего правления в Аншане Кир поднял майдан против правящей мидийской династии. В 553 году до н.э. началась упорная трехлетняя война персидских племен во главе с Киром против господства Мидии (и это не те козявки, которых в ресторане подают за сотни денег, нет. Это было сильное государство с крепкими парнями в армии). В конце концов персы победили мидян, к 549 году до н.э. их государству пришел персец. Кир для того времени очень милостиво обошелся с мидийскими властителями, не посадив их на штырь/введя их в состав персидской знати. Теперь под властью Кира находился весь запад современного Ирана.
Строя Персецкое государство, Кир II многое заимствовал из государственного устройства Мидии. Нет, не в том плане, что велел всем надеть ракушки и ползать по берегу.
В стране персов сохранились некоторые мидийские законы и административные установления. Немало мидийцев, прежде всего образованных, оказалось в среде царских чиновников. В отличие от некоторых, он не стал вводить ЕГЭ, а постарался взять действительно лучшее из устройства чужих ранчо.
Появление на свет сильного в военном отношении Персидского государства не могло не встревожить слегка его соседей. Три страны — Лидия, Вавилония и Египет закопошились как муравьи вокруг лягушки и в 547 году до н.э. образовали анти-персидский союз. Главенствовал в нем лидийский царь Крез. Союзники решили совместными усилиями не дать Киру прийти к успеху. К анти-персидскому союзу присоединилась и "this is Spartaaaaaa!!!11
Зная об этом, Кир решил нанести по своим врагам упреждающий удар, но коалиция провернула упреждающий удар к его упреждающему удару и в 546 году до н.э. лидийский царь Крез вторгся в Персию, переправившись через реку Халис в Каппадокию. Однако победного похода у лидийцев не получилось - персы не только выгнали их на мороз из страны, но и сами решили зайти в гости в соседнюю Лидию.
Битва века прошла на равнине реки Тимбра. Персидское войско по численности уступало силам Креза. Сражение на равнине Тимбра считается одним из самых ярких событий в истории Древнего мира, после изобретения секса и катапульты, заряжаемой фекалиями. Персидскую армию на поле битвы царь Кир построил в большое "каре" для того, чтобы его многочисленные лучники из первых рядов могли пулять по врагам и мешать лидийцам прорвать их строй. Или, иначе говоря, великий стратег Кир загнул свои сильные фланги назад, отчего получился огромный квадрат. Защищенной лучниками оказалась и кавалерия персов, в том числе и верблюжья.
Такое построение неприятельского войска для лидийцев и их военных вождей почему-то оказалось полной неожиданностью. Однако те решили, что в ответ ничего придумывать не будут и действовать будут по отработанной схеме. Далее сражение развивалось следующим образом. Лидийцы атаковали необычное боевое построение противника и окружили его. Успели даже немного обрадоваться, но при этом в рядах лидийского войска образовались разрывы.
Лидийцы уже в самом начале сражения стали нести большие потери от дыр в тушках от обстрелов стрелами и дротиками. Затем Кир послал в контратаку на лидийцев своих всадников, которая массированным ударом всадили вражескому войску, разделив его на несколько частей. Лишенные единого управления, они были аннигилированы персами по отдельности. Конец немного предсказуем.
Царь Крез бежал в свою столицу Сарды (вблизи современного турецкого города Измира). Куруш преследовал разгромленного противника до полной победы. Персы штурмом овладели городом-крепостью после всего лишь 15-дневной осады. Кир опять показал невероятную широту души и пощадил побежденного царя Креза и жителей его столицы, оказавших ему отчаянное сопротивление. И надо сказать, что это принесло ему хороший профит: милостивое отношение персидского владыки к лидийцам положило конец их враждебности и даже обеспечило в дальнейшем поддержку лидийцами персидской армии. Здесь Кир II Великий проявил себя не только в роли Рэмбо, но и как хитромудрый дипломат, тем самым обеспечив благонадежность завоеванной им страны и поддержку на всех будущих выборах.
Вслед за Лидией персы подчинили себе один за другим многочисленные греческие города-государства в Малой Азии, расположенные на побережье Эгегейского моря — Фокею, Милет, Галикарнас и другие города с непроизносимыми названиями. Многие из них по собственной воле признавали власть персидского царя, чтобы не получить щам. Это было особенно важно для будущей войны Персидской державы против собственно Греции, которая пока что наслаждалась отдаленностью и находилась на противоположном берегу моря.
Далее горячие персидские парни продолжают победное шествие - Согдиана и Бактрия завоеваны. Победы царской армии добывались во многом благодаря массивно набигающим во фланг и тыл всадникам, которые всаживали противнику, что позволяло окружать его войска и раздать им по чалмам.
Хорошим примером хитрого плана было завоевание Вавилонии. Кир стал настойчиво и последовательно проводить изоляцию Вавилонии от внешнего мира. Так как Вавилония, как и нынешний Египет на 95% жила туристами и торговлей, то конец был предсказуем: еще совсем недавно оживленная торговля вавилонцев пришла в полный упадок, а их государственная казна стала быстро пустеть. А когда казна пустеет народ волнуется, а чиновники думают, как бы выгоднее продать родину.
Выждав немного, для вежливости, Куруш выступил в завоевательный поход против Вавилонии. В том же году в сражении под стенами ее столицы он вежливо разбил войска царя Набонида, во главе которых не оказалось способных полководцев. Осада многолюдного крепостного города с его циклопическими стенами продолжалась около двух лет. В древнем мире за это время и помереть можно было (в наши дни, кстати, тоже). Кир еще раз блеснул интеллектом: от города были отведены воды Евфрата (были открыты шлюзы, и тем самым понизился уровень реки под городскими стенами). По обмелевшему руслу фекальной ямы/реки персидские войска устремились на штурм той части крепостной стены, где их не ждали. Surprise, bastards!
Военная хитрость персидского царя застала защитников Вавилона врасплох. Царь Набонид был пленен и отправлен в почетную ссылку (вот же добряк был Кир), а его сын-наследник Валтасар стал героем/погиб в бою.
Найденный же в конце XIX века летописный цилиндр сообщает, что персидская армия вступила в Вавилон без боя. Но окончательно овладеть Вавилонским царством, конечно же, Кир смог только благодаря поддержке торговых людей и жрецов этой страны, куда ж без них. В трудное время военных опасностей они изменили собственному монарху и подчинились завоевателям. Вавилонское царство вошло в состав Персидской державы.
В Вавилонии повторилась та же картина, что и в завоеванной персами Лидии. Кир опять и снова милостиво отнесся к побежденным вавилонцам, которые, по сути дела, покорились ему без большого сопротивления. Почти бескровное овладение Вавилонией позволило персам захватить еще много ништяков, например, Палестину и Сирию. Учись, Израиль.
Персидский правитель продолжал гуманно относиться к населению стран, признавших его отеческое господство. Среди прочего, он разрешил иудеям и финикийцам, попяченным и плененным вавилонцами за пятьдесят лет до этого во время похода вавилонского царя Навуходоносора, вернуться на свою родину, а иудеям восстановить разрушенный город Иерусалим, чтобы через 1000 лет крестоносцам и арабам было что делить. Тем самым Иудея превращалась в удобный плацдарм для намечавшегося тотального набега на богатый Египет. Вернув на родину плененных фиников финикийцев, Кир рассчитывал привлечь на свою сторону приморские города-государства Финикии, которые в случае войны могли ему помочь своими корабликами.
Чтобы Вы поняли масштабы профита, который поимел Кир я просуммирую: после всех этих завоеваний Персидская держава стала простираться от Индии, вдоль Аральского и Каспийского морей, черноморского побережья Малой Азии до восточного Средиземноморья. Вы можете это представить? Я тоже нет, поэтому приложу карту.
В Персидское царство входили многие большие города той эпохи, известные ремесленные и культурные центры. Государство заботилось о процветании своих городов, внешней и внутренней торговле и собственном экономическом благополучии.
Ясен перс, изменился и никнейм правителя. Теперь Кира именовали только Киром Великим. Среди прочих своих ачивок он больше всего предпочитал такой титул: "царь Вавилона, Шумера, Аккада и всех четырех сторон света". Нуу, мир тогда казался людям меньше...
Полная неудача антиперсидского блока, заключенного в 547 году до н.э. между Лидией в Малой Азии, Вавилонией и Египтом была предопределена изменой господствующего класса стран-союзников. Сталина на них нет, да-да.
Так бывает всегда, именно поэтому Маккиавелли советовал в первую очередь гасить знать - народ простит, если это сделать быстро, а более ненадежных товарищей не придумать Думается, что Кир Великий прекрасно разбирался в такой обстановке и извлек из нее выгоду для создаваемой им Персидской державы.
Отложив на время поход на Египет, на своего последнего сильного противника, Кир Великий попытался упокоить многочисленные и воинственные племена массагетов, кочевавших в Приаральской низменности. Историки Александра Македонского упоминают также поход Кира через Гедросию, в котором он потерял всю армию, за исключением всего семи воинов, но это уже совсем другая история. Так вот на первых порах все шло хорошо. Я помню, что персидская армия дошла до реки Яксарт (древнее название Сырдарьи).
Но нет ничего более постоянного, чем что-то временное. Киру не было суждено завоевать Египет.В большом сражении в бескрайней степи многочисленная конница массагетов разгромила персидскую армию, а сам сорвиголова-царь пал в битве. Схватки в ней отличались таким зложопием, что царским опричникам в бою так и не удалось выручить тело своего правителя, которое стало трофеем для массагетов.
По утверждению Геродота, царица массагетов Томирис, мстя Киру за смерть сына, приказала найти тело Кира и бросила его голову в бурдюк, наполненный кровью, предлагая ему таким образом утолить ненасытную жажду крови.
Однако, поскольку кому-то известно, что Кир был погребён в Пасаргадах (где его останки видел ещё Александр Македонский), этот эпизод считают недостоверным. Меня тогда там не было, утверждать не буду.
Гибель царя Кира II Великого, к удивлению, не привела к развалу созданной им империи. Персидский престол перешел к его сыну - Камбизу II, который получил в наследство прекрасно организованную и обученную персидскую армию. Во главе ее он добьется желанной победы над массагетами и завоюет Египет, а что будет дальше, ууу
Царь Леонид знает, что будет дальше...
Персидский царь Кир Великий не просто оставил заметный след в истории, он сам вписал туда свое имя. Созданная им огромная держава просуществовала, процветая, еще два столетия после его гибели на поле брани. Только Александр Македонский сокрушил ее мощь, но в отличие от Кира, после его смерти империя Александра развалилась.
Кир создавал свою империю не только военной силой, но и редким умением находить верных союзников среди побежденных. Он был талантливым государственным деятелем, заботившимся как о процветании собственно Персии, так и о покоренных народах, терпимо относился к их религии и обычаям и эта разумная толерантность не раз приносила ему профит.