King's Bounty 2 или "Это не та Королевская Награда, которую вы разыскиваете"

King's Bounty 2 или "Это не та Королевская Награда, которую вы разыскиваете" Kings Bounty 2, Kings Bounty, RPG, Длиннопост

Давненько не занимался игровыми обзорами, потому что как-то почти все, что выходило, особо не интересовало - не мой жанр, не моя тема, то еще что-то. А здесь получается не очень то и ожидаемое, но продолжение одной из очень старых гибридов RPG и turn-based strategy - King's Bounty 2. Собственно, первой игре в серии вот уже 30 лет, а Джон Ван Канегем приложил руку не только к ней, но и к несколько протухшей в последние годы серии Might & Magic (включая тех самых Героев, которые на самом деле являются продолжением идей KB). На самом деле та игра, о которой сейчас говорю, больше связана с играми по KB от Katauri, выходившими с 2008 по 2014 год, и первые из них действительно были очень классными и проработанными. Последние же - не то, тупо не то, и я еще немало буду сравнивать KB2 с предшественниками.

Итак, когда игру анонсировали в прошлом или еще позапрошлом году и показали первые арты по ней, то фанаты немножко (я бы сказал ЧРЕЗВЫЧАЙНО немножко) расстроились, потому что вся сказочная стилистика, созданная Катаури, просто потеряна. Потрачено, другими словами. Поэтому и другие нововведения были восприняты как минимум негативно, если не сказать хуже. И это еще задолго до выхода игры, а так как на той неделе она уже релизнулась, то начну добираться до сути.

Сюжет. Как ни странно, одна из сильнейших (не путать с сильными) сторон игры, потому что фэнтезийная история о заговорах, герое-спасителе, противостоянии гвардии и секретной службы - здесь есть интересные моменты, надо признать. Другое дело, что даже несмотря на то, что выбор в игре существует во многих задачах, но здесь стоит четкий и несколько абсурдный выбор между белым и черным, грубым и деликатным, но выглядит это все неуклюже, а на самом деле для эффективного прохождения выбор ПРИХОДИТСЯ делать не согласно с сюжетом и своими мыслями, а по тому, что дают за него, как буду говорить о геймплее, то попытаюсь немного подробнее объяснить. Опять же, тексты несколько перегружены, но если в Катаури они были легкими и сказочными (и вообще там абсолютное большинство информации подавалась именно в текстовом варианте), то они либо графоманский, или почти ничего полезного не несут ни в художественном, ни в игровом плане. Есть небольшое влияние игрока на сюжет, но и действительно очень небольшое. В общем - немного не дотягивает до хорошего, но лучше среднего, пусть будет 7/10.

King's Bounty 2 или "Это не та Королевская Награда, которую вы разыскиваете" Kings Bounty 2, Kings Bounty, RPG, Длиннопост

Заданий немного дохрена, да. "Дневник" выглядит притворно, но в целом читаем.

Визуал. На самом деле, картинка довольно хорошая, потому что после пролога попадаешь на большую карту, и там есть на что посмотреть - и замки (с кучей переиспользованных ассетов), и башня магов, и какие-то руины, деревни, всё такое. Мне очень напомнило второго Ведьмака, если честно, но, если учесть, что он вышел 10 лет назад, то это не делает чести для KB2. Поселения неплохо прорисованы, наполненные чем-то, какие-то мелкие детали, птицы разлетаются, когда возле них проходишь - это прикольно, да. А вот стиля нету. Юниты выглядят будто с 5-6 различных игр, скорее всего и созданы совершенно разными художниками, NPC также собраны из небольшого набора лиц / причесок / одежды, поэтому уже через несколько часов видишь примерно все варианты, ну может дворфы немного отличаются, как и нежить. А если сверху навесить еще и технические проблемы (на рекомендованной конфигурации причем, хоть здесь не загнались) как баги с текстурами, непрогрузки, а также то, что дальность прорисовки ну никак не регулируется - то на открытом пространстве есть серьезные проблемы с быстродействием, времами FPS проседал до 30-40 кадров, и даже если все настройки скрутить в минимум, то при взгляде на ту же башню магов (что за добрые полкилометра от столицы) - ощущаются минимальные фризы. Нет, здесь еще шлифовать и шлифовать. Поэтому только 5/10, хотя в целом картинка и хорошая. Даже то, что одетый шмот отображается на персонаже - это уже плюс. Но только как для игры 10-летней давности. О прорисовке каждого юнита в сквадах скажу позже, потому что это нифига не плюс.

King's Bounty 2 или "Это не та Королевская Награда, которую вы разыскиваете" Kings Bounty 2, Kings Bounty, RPG, Длиннопост

На средних настройках графики глаза не режет, но проблемы с визуалом есть.

Аудио. И здесь еще не одна проблема. Вот есть неплохой саундтрек, но по какой логике он переключается (ну кроме боевая/небоевая музыка) - не понятно. То есть какого-то дополнения атмосферы с этой стороны не просто не ощущается, его просто нету. С озвучкой свои приколы. Здесь есть классные голоса, тот же воин Кузнецов (Геральт, ага), магичка Соловьева (Сильвана) и не очень приятный голос паладинши, которой собственно и проходил. И много голосов, что слышал в других проектах, тот же голос Морриган у нескольких NPC НЕ перепутаете за счет интонаций. Другое дело, что большинство диалогов озвучено абсолютно бездарно и без эмоций, и с английской озвучкой то же самое. Будто просто записали всё с первого дубля - и так сойдет. Игра заявлена как АА-проект (не ААА, но все же), и даже здесь косяк. Странно. Поэтому также только 5/10, можно было гораздо лучше.

Геймплей. И тут начинается то, за что надо критиковать. И попробую расписать основные моменты, но их очень много.

- Псевдо-открытый мир. Реально есть 2 территории - пролог и основная карта кампании. Так, здесь иногда есть варианты куда пойти, но на самом деле рано или поздно упираешься в неубиваемую армию, против которой на этом этапе ничего не сделаешь. В той же "Принцессе в доспехах" можно было отманить мобов, украсть карту, переплыть на другой остров, а после получения пегаса (или что там за крылатая лошадь была) - просто облететь врага. Нет, забудьте, здесь ПОЛНОСТЬЮ перекрывается путь, мобы не просто статические, но и занимают немалый кусок земли кругом с радиусом в надцать метров - и его обойти, только пробиваться. Очень сильная деградация по сравнению с первой частью. И вместе с этим идет следующая проблема геймплея.

King's Bounty 2 или "Это не та Королевская Награда, которую вы разыскиваете" Kings Bounty 2, Kings Bounty, RPG, Длиннопост

На самом деле карта сравнительно удобная. Но мини-карты не хватает (вместо компаса).

- Передвижение и вид от третьего лица. Ну с последним на самом деле проблем почти нет, кроме того, что осмотр работает довольно паршиво, а потому часто есть такое, что пробегаешь местность, через минуту открываешь карту, а там 5 пропущенных сокровищ и here we go again. Ибо мини-карты нету, вместо нее компас из какого-нибудь Скайрима. А вот с передвижением полная беда. Так, еще в начале игры нам дают лошадь, которая ускоряет движение по карте, но все равно это медленно, плюс затянутая анимация залезть/слезть, баги самого коня, от которых Плотва плачет лошадиными слезами, невозможность взаимодействовать с большинством объектов/персонажей ( а следовательно приходится спешиваться), а ягодка на торте - что в городе лошадь замедляется настолько, что не чувствуешь разницы верхом ты или на своих двоих. Удвоить скорость бега - и игра бы проходилась процентов так на 15-20 быстрее, по-моему, так как бэктрекинга и другого возвращения на закупки/продажу лута - очень много, может где-то треть игры это все и занимает, а потому дико утомляет, если не выбешивает.

King's Bounty 2 или "Это не та Королевская Награда, которую вы разыскиваете" Kings Bounty 2, Kings Bounty, RPG, Длиннопост

Лошадко. Видеть её анимации маунт/дизмаунт придётся около 9000 раз.

- Система идеалов. Основная "фишка" игры и один из самых больших недостатков. Классовая система, которая была в играх Катаури, по сути уничтожена - потому что каждый класс может изучить любые таланты, на которые хватит очков, но вот большинство из них залочены неким аналогом репутации. Здесь стоят две системы, которые собственно и отвечают за выбор в большинстве квестов - Анархия противопоставлена Порядку, а Сила - Искусности. По факту имеем 4 фракции, если можно так назвать, в Силу входят разные там звери (кроме собак) и дворфы, Искусность - о магических созданий больше (элементали, големы и т.д.), Порядок - юниты гвардии и "хорошие чуваки" , Анархия - нежить, бандиты и "плохие чуваки". Выбор к юнитам не так привязан, мне никто не запретил конвертнуть будто бы склонную к Порядку паладиншу в анархию и забить армию нежитью, но вот таланты - это важно. По сути в любом случае придется прокачать одну из альтернатив на максимум, другую - можно и по половине, всё равно, кажется, до последнего таланта в двух ветвях одновременно очков не хватает, но точно не проверял. Плюс в том, что таланты можно сбросить, хотя и не бесплатно. Но для условного мага ВСЕГДА придется качать мастерство, ибо сила ему тупо ничего не даст. От классов есть только центральное умение, которое по сути только меняет то, какие бонусы кто получит за поднятие уровня (по умолчанию, у мага - магические, у воина - боевые, у паладина - лидерство, с которым еще один момент расскажу позже). И вот если таланты можно переучить, то изменить сделанный в начале игры выбор, через который, например, не получится изучить последний талант магической ветви (вроде как там надо 28 очков, а за игру где-то 30+ можно получить), и это проблема. Не хочу долго задерживаться, но по существу без полной переделки системы все очень и очень печально.

King's Bounty 2 или "Это не та Королевская Награда, которую вы разыскиваете" Kings Bounty 2, Kings Bounty, RPG, Длиннопост

Старое древо талантов, что с тобой стало?

- Юниты и их проблемы. Помните, как писал об отдельных модельках в сквадах? Да, это выглядит прикольно, вот только количество этих юнитов теперь ограничено, и даже если лидерства хватает - нанять больше не получится. Так, армии с десятками скелетов и скелетов-лучников не будет, а потому уже на середине игры они становятся абсолютно ненужными, потому что банально не могут выполнять свою роль на поле, а потому воинов 1-2 уровня придется выбрасывать в резерв, даже если их умения и стиль игры подходят. И это не просто плохой геймплей, это банально тупо, потому что юниты с большими требованиями к лидерству страдают от другой - на тебе двух, но не хватает сотни-другой стата, чтобы нанять третьего, а на поле это уже чувствуется по недостаточном уровню нанесенного ущерба . Поэтому армии низкоуровневых уже ничего не делают, а армии высокоуровневых - или не можешь нанять, или не хватает еще чего-то. Баланса ноль. Юниты пятого уровня становятся доступными только в последние несколько часов игры, где реально остается несколько боев, чтобы прокачать их. Можно ли получить их из свитка - не уверен, у меня так и не получилось. Также, здесь взята система с одного из модов "Принцессы", где солдаты также получали опыт в бою, за что открывались новые ранги (в KB2 всего три) и умения, часто очень важны. Поэтому и здесь когда открываешь доступ к каким-то свободным стрелкам (первого ранга второго уровня), то твои лучники (третьего ранга и первого уровня, блин, как сложно объяснять) уже более эффективны, а времени на прокачку новых мало. А если сквад был полностью уничтожен, то и весь опыт пропадает, хехе. Раненых же после боя можно золота "вылечить", но эта фича работает как-то очень странно, потому что иногда вообще нет такого варианта, в других случаях восстанавливает не всех, а только часть - понятия не имею, потому что нормально об этой механике не написано, она просто странная, хотя и неплохая.

King's Bounty 2 или "Это не та Королевская Награда, которую вы разыскиваете" Kings Bounty 2, Kings Bounty, RPG, Длиннопост
King's Bounty 2 или "Это не та Королевская Награда, которую вы разыскиваете" Kings Bounty 2, Kings Bounty, RPG, Длиннопост

Разница между 1-м и 3-м рангами одного и того же убер-юнита Порядка. Но получить к себе в армию таковых получится только под самый конец игры, в основном же они будут в виде противников.

- Бой и магия. Сразу скажу, что боев не так много, где-то до сотни за всю игру (там есть ачива за 70 проведенных боев, после нее еще может 10-15 было максимум), некоторые из них опциональные. И кучу стратегий, которые работали в предыдущих частях - выбросили, тупо выбросили. Теперь нет некромантов, терний или инженеров, что суммонили мясо на поле боя; нет драконогеддона; нет нормальных сбалансированных армий с юнитами низкого уровня (выше писал, почему). И еще кучи приколов. Зато есть дебильный навык провокации, который 99% будет у юнитов врага в сложных боях (которые без того не были бы такими неприятными), и который заставляет ВСЕХ твоих юнитов бить именно туда. Наиболее весело, что через систему видимости и уровневости не всё поле боя видно, что хреново для дальнобойных юнитов, но даже милики, которые физически не могут добраться на другой конец и ударить, несмотря на то, что вот здесь рядом может стоять враг - по сути должны пропустить ход. Или же ты обязан использовать спелл развеивания магии и обязательно третьего уровня (который еще и не сразу изучить нельзя, потому что там требования к уровню тайных знаний), чтобы тупо не ждать всеми своими солдатами целый первый или второй ход без дела, пока их атакует враг. Это не просто идиотизм, это вызывает НЕНАВИСТЬ к геймдизайнеру, ибо настолько тупо. С магией также есть проблемы, потому что боевая в нанесение урона работает крайне слабо и дико жрет и без того ограниченную ману, поэтому бафы/дебафы и вызов новых юнитов (причем может быть только 1 суммон активный, при вызове следующего первый банально дохнет) - наше всё. И контроль, очень смешно разбирать "смертоносную" армию троллей, которые банально не могут до тебя дойти. Если, конечно, закупился дальнобойными солдатами, а без них никак.

King's Bounty 2 или "Это не та Королевская Награда, которую вы разыскиваете" Kings Bounty 2, Kings Bounty, RPG, Длиннопост

Типичное квестовое поле боя. Выглядит на любителя, так ещё и видимость для дальнего боя не всегда понятна, а подсказка "глаз" часто НЕ показывает реальную ситуацию с хекса. Передвижение же невозможно в несколько этапов, нет, если уж походил, то на той клетке и останешься, даже если дальность хода позволяет. Такие нововведения бесят.

- Рандом и все с ним. Ну если понятие критического удара и его шанса было и раньше - это нормально, потому что в действительности он наносит только в полтора раза больше вреда, а не в два, как часто делается, а вот переделанная мораль, теперь работает как в Героях - для KB2 совсем не подходит. Потому как 30% шанс повторного хода на максимальной морали - это слишком круто, чтобы тем пренебрегать. Проблема в том, что для того желательно иметь войска одного и того же идеала (+1 морали сразу), артефакты (здесь есть как на расу, так и на тип войск) или того, кто баффает других (как рыцарь смерти для нежити), а потом абузить сейв-лоад. И у врагов точно то же самое, плюс в большинстве сложных боев они очень активно ходят второй раз. Трэш, просто трэш.

- Артефакты. В целом работают, некоторые сломаны, некоторые имбовые.

King's Bounty 2 или "Это не та Королевская Награда, которую вы разыскиваете" Kings Bounty 2, Kings Bounty, RPG, Длиннопост

Инвентарь резиновый, да, хотя всё равно не слишком удобный. Справа же куча шмота за предзаказ и разные издания, по сути p2w-механики, ибо некоторые вещи весьма сломаны. Зачем слева слот для лошади - не понятно, ибо она будет либо обычная, либо за делюкс, никаких бонусов или выбора тут нет.

- Бои с боссами. Их здесь нет, ни босса-черепахи, ни паука, ни осьминога, ни других из старых частей, бои с которыми и правда были веселыми. Нет, теперь здесь NPC с нереальными для твоего уровня статами и армией, которой они все равно не умеют пользоваться. Но это очень скучно и быстро надоедает. Даже последний бой игры больше затянут, чем интересен, потому что у противника слишком высокие статы брони и маг резиста, а начинает он всегда с контроля. А ты по сути гарантированно будешь максимального 30-го уровня и сильнее вряд ли станешь. Страх и ненависть в Нострии.

- Дракончик/Духи Ярости/Валькирии и кто там был в "Темной Стороне". Их ТУПО нету. Как можно вырезать столь важный для серии момент, который хорошо балансировал классы - понятия не имею, но его вырезали, и этому нет прощения.

О геймплее и его проблемах могу писать еще много, но уже за 13к + символов вылез, поэтому надо закругляться. Геймдизайнеру 1/10, и хорошо, что не ноль, потому что имея отлично работающие системы и механики сделать ТАКОЕ - надо очень сильно не любить свою работу. И игроков.

Подытоживая, у игры был хороший потенциал, но она им не воспользовалась. Есть интересные нововведения, но рутинность той же ходьбы полностью перекрывает весь фан от новых открытий. Очень обидно. На стиме сейчас 57% положительных рецензий, на Метакритике US - 6.0 (ревью критиков даже смотреть не хочу). Моя общая оценка - 4.5, и то наверное немного переоценил.

Не рекомендовал бы покупать/тратить время - разве только при больших скидках, и то скорее нет, а если кому-то очень интересно - рано или поздно будет торрент-эдишн. Может за какой-то год игру немного поправят, добавят контента (сейчас где-то ориентировочно 50-60 юнитов, из которых большинство в поздней игре вообще использовать не получится), DLC или еще чего - не знаю, видимо тогда перепройду и еще раз оценю все моменты, но пока имеем то, что имеем, и оно гнилое. На прохождение потратил 36 часов, определенный фан получил, но, если коротко, то это вовсе не King's Bounty, не стоило ворошить этот труп.

Это был ленивообзор.

Лучше еще раз перепройти старые "Легенду" или "Принцессу".