Хоббит. Трилогия-нежданчик. Фильм 1. Неуклюжее начало. Часть 2

Продолжаем масштабный разбор первого фильма нашей трилогии-нежданчика о Хоббите!

Осторожно, спойлеры к "Хоббиту. Нежданное путешествие" и "Властелину Колец"!


Акт 3. Кое-что об орках и эльфах.

Но тут кто-то приближается! И это оказывается... Радагаст, влетающий на санях с воплем в стиле Старика МакГаккета: "Кошмар! Кошмар! Смертоубийство!". И после минуты ненужной клоунады лесник начинает свою речь: его лес болен, и зараза идет с древней темной крепости - Дол-Гулдура. Отправившись туда на разведку, Радагаст МакГаккет столкнулся с неким Некромантом - очень злым и очень сильным магом, который может вызывать призраков (один из которых напал на Радагаста при входе) и, походу, искривлять пространство вокруг себя. Толком злобыря нам, конечно, не показывают: выглядит он как какой-то непонятный черный силуэт. И все, что он делает - шугает лесника, напустив на него стремных летучих мышей-переростков. Успокоив Радагаста МакГаккета "травкой" (забористой, у лесника аж дым из ушей пошел), Гэндальф спрашивает: "Ты уверен?", и лесник показывает ему зловещего вида кинжал (вещь не из мира живых), выпавший с призрака как доказательство своим словам. Но разговор длился недолго: его некстати прерывают здоровенные хищники, похожие на волков - варги, с которыми гномы на удивление быстро разделываются. И Гэндальф тут же снова включает Дамблдора из "Кубка Огня" и наезжает на Торина со словами: "Кому ты рассказал о нашем походе, признавайся, скотина?". В общем, орки выследили Торина и готовятся к нападению, а все пони сбежали! Радагаст МакГаккет решает отвлечь орков и варгов на себя с лихим (и немного безумным): "Посмотрим, кто кого!".


[Звучат "Vízisí" Тамаша Деака, больше известная в народе под другим названием ;-) ]


И начинается "Ну, Погоди!" по-средиземски: Гундабадские варги vs. Роскобельские кролики. Гэндальф сотоварищи хотят тихонько свалить, но тут, по закону подлости и кино один отставший орк-наездник на варге оказывается чересчур любопытным. Кили, строящий из себя Леголаса, хочет без звука "снять" как волчару, так и его всадника одним выстрелом, но, разумеется, это у него не выходит: враги поднимают шум и привлекают внимание остальной банды, которая берет команду в окружение. Гэндальф, хоббит и гномы находят какую-то дыру под камнем, прыгают в нее и... им везет опять: орков прогоняет эльфийская кавалерия. Компания обнаруживает в расщелине проход и решает пойти туда, и он приводит компанию в Ривенделл. Тут в Торине опять просыпается параноик (напомню, что у него на остроухих зуб), но Гэндальф говорит: "Да, эльфы попытаются нас остановить, но будь спок, я все улажу. Главное, держи хайло на замке, чтобы мы не вляпались в неприятности". Время для передышки!

Итак, нашу компанию встречают эльфы во главе с Элрондом. Остроухий после короткого знакомства с Торином произносит какую-то фразу на своем языке и гномы воспринимают это как оскорбление, но ситуацию разруливает Гэндальф, сказав, что эльфы всего лишь приглашают гостей на ужин. Не очень умно было со стороны Элронда повыпендриваться красивыми фразами на эльфийском, зная, что гномы вспыльчивы, а у Торина к тому же и зуб на остроухих. Гномы гостят у эльфов, и тут выясняется, что хозяева - веганы и не едят ничего, кроме зелени, и это приводит гномов в шок. А пока гномы едят и слушают местную музыку, Элронд обсуждает с Гендальфом найденное оружие и спросил, где компания нашла эти мечи, и Гэндальф ему ответил, где. После чего Элронд поинтересовался, а что это вы делали на Восточном тракте, и судя по содержанию реплик после смены кадра, Торин отказался говорить и устроил скандал. Но Гэндальф все же убедил гнома показать карту, сказав, что Элронд знает, как ее расшифровать и хочешь-не хочешь, а рассказать эльфу про Эребор придется. Маг пытается еще при этом строить из себя археолога, соврав Элронду о том, что "у нас научный интерес к таким артефактам". Профессор археологии Индиана Джонс, блин. Элронд видит, что этот шифр можно прочесть при лунном свете только в определенный день, и по законам кино он КАК РАЗ сегодня, в канун летнего солнцестояния. Элронд разгадывает шифр, и выясняется, что на замочную скважину тайного хода должен указать последний луч заходящего солнца в День Дурина - т.е. последний день местной осени. Эльф узнает о цели похода гномов и предупреждает их о том, что "Кое-кто посчитает это весьма опрометчивым". А на вопрос Гэндальфа "почему", Элронд отвечает "Ты не единственный, кто приглядывает на Средиземьем". Я, конечно, после просмотра фильма задним числом понимаю, что он имел в виду, но прозвучало это как-то двусмысленно, словно он гномам и Гэндальфу угрожал. Я не знаю, может быть, дело в голосе русского дубляжа Валерия Сторожика, который озвучивал Люциуса Малфоя из "Гарри Поттера" и императора Коммода из "Гладиатора".

Тем временем в некоей заброшенной башне (а кто смотрел "Властелина Колец", тот знает, что это та самая башня, в которой Арагорн устроил назгулам фаер-шоу) сбежавшие от эльфов остатки орочьей банды встречаются со своим хозяином доложить о провале операции. Их командир оборачивается, и мы узнаем, что (пам-пам!) бледный орк Азог на самом деле жив и завел себе белого варга в качестве ездового животного/питомца! И общаться с подчиненными он предпочитает в стиле Сержанта Дорнана: "Идиот! Не сметь обсуждать приказы начальства! Скажу прыгать - будешь прыгать, скажу драться - будешь драться, скажу умереть за Родину - умрешь без разговоров! Я ясно излагаю?" (С). После чего он убивает одного из членов банды просто для того, чтобы показать всем, типа "Ах, как я зоооол! Ух, как я зооол!" (мультфильм "Голубой щенок") и рассылает гонцов к своим сородичам с объявлением о награде за гномов. А кстати, вы замечали, что многие встречающиеся в фильмах, книгах и мультиках злодеи - белые?


-Белый орк Азог; 

-Белая колдунья (книга и фильм "Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф");

-Белые ходоки (сериал "Игра престолов");

-Доцент Белый (фильм "Джентельмены удачи");

-Саруман Белый (ой, я кажется, проболтался).

Продолжать так я могу до бесконечности, каждый пусть вспомнит своего "белого, но не пушистого" сам.

Возвращаемся к эльфам. Гномы, не наевшись эльфийской травы, занимаются своим любимым делом - вандализмом: они соорудили костер, стали его топить мебелью эльфов и теперь жарят на нем сосиски, отравляя воздух запахом сочного мяса и оскорбляя чувства веганов. Авторы хотели показать гномов жизнерадостными весельчаками, но, как всегда, они перегнули палку: жечь чужую мебель? Теперь понятно, почему гномам нигде не рады. А Гендальф и Элронд идут к эльфийской деве Галадриэль, владычице Лориэна, которую позвал Саруман Белый. Да, я в курсе, что Саруман испортился где-то между событиями "Хоббита" и "Властелина Колец", и это еще одна причина, по которой "Хоббита" лучше смотреть перед "Властелином Колец".

Итак, эльфы и маги начинают совет: Гэндальф говорит, что он созвал поход, потому что дело не в гномах и Эреборе, дело в Смауге. Дракон пока еще не служит никому, но может присоединиться к некоему Саурону, и это Гэндальфа напрягает. Элронд и Саруман не верят словам Гэндальфа и считают, что этот Саурон исчез и Гэндальф зря беспокоится (ага, как же, все думали, что и Азог помер). Гэндальф продолжает: по сообщениям лесовиков, в Зеленом лесу (теперь уже официально переименованном в Лихолесье) поселился некий Некромант. Гэндальф считал это обычными слухами, пока Радагаст Бурый не принес ему доказательства. На что Саруман, едва услышав слово "Радагаст", тут же говорит, что не хочет даже слышать его имя из-за того, что лесник, по его словам, балуется нехорошими грибами (я так и знал!) и начинает красочно описывать дичь, которую якобы творил Радагаст. И пока Саруман изливает словесный поток (Радагаст МакГаккет явно ему чем-то насолил), Галадриэль без слов (я не шучу, именно без слов) просит Гэндальфа показать клинок призрака и под драматичную музыку Гэндальф показывает его Совету. Внутри Галадриэль просыпается "Алиса", которая объясняет, что это клинок некоего Ангмарского Короля, который жил очень давно и был очень злым. Причем настолько, что его даже мертвого боялись: его гробницу вместе со всеми его личными вещами (и клинком) запечатали мощными заклятиями, снять которые не может никакая известная в этом мире сила (а неизвестная?). Но Саруман все еще не верит этому:

"-А есть доказательства тому, что это оружие из Ангмарской гробницы? (Саруман)
-Никаких. (Гендальф)
-Потому что их нет. (Саруман)"

А это что такое лежит перед тобой, позволь спросить? "Алиса" же тебе все рассказала, как ей можно не верить? В итоге Саруман делает вывод о том, что "опасность Некроманта сильно преувеличена", а клинок не принадлежит Злому Королю. А вот чего он реально опасается, так это гномов. И пока Саруман опять вызывает словесный потоп "какие же все-таки гномы нехорошие бяки", Галадриэль опять же, без слов, сообщает Гэндальфу, что гномы уходят. И к ним заходит наместник и говорит, что гномы и правда ушли. Видимо, они испугались, что эльфы потребуют с них сатисфакции за мебель (часть из которой они взяли с собой в качестве дров) и поспешили свалить, не дожидаясь Гендальфа.

И после свежего взгляда на Сарумана, я походу, был неправ. Белый маг ведет себя довольно высокомерно, самоуверенно и упрямо - то есть, как дебил: он не догадывается на всякий случай проверить гробницу Ангмарского Короля, вдруг она взломана; он считает, что Некромант - это простой смертный, который "балуется черной магией" и ему не приходит в голову мысль пойти в Лихолесье и дать этому Некроманту превентивного "леща", чтобы не чудил:

"- Диппер, что я просила тебя не делать хотя бы один вечер? (Мэйбл)
- Не воскрешать мертвых. (Диппер)
- А ты что сделал? (Мэйбл)
- Воскресил. (Диппер)"
(мультсериал "Гравити Фолз", эпизод "Зомби-караоке")

Более того, он с неким пренебрежением относится к гномам, называя их компанию "шайкой". Поэтому ничего удивительного нет в том, что Саруман "перешел на Темную сторону Силы", судя по тому, как он был показан в этом фильме. А еще он показан не только дебилом, но и маразматиком - потому что он упорно отказывается узнавать клинок, когда Галадриэль рассказала, что это.

И пока гномы идут куда-то в горы, Галадриэль разговаривает с Гендальфом. Она считает, что Серый маг прав, что помогает Торину, а еще она чувствует, что за появлением призрачного клинка кое-что стоит, и поэтому беспокоится, что поход гномов может разбудить некую опасную силу и просит мага быть осторожнее. Э-э-э... я думал, что Бильбо просто отправили работать взломщиком в логово дракона. Блиииин. Не хватало ему еще и с Некромантом разбираться. Пока, правда, непонятно, как Некромант и Торин между собой могут быть связаны, ну что ж, посмотрим. А еще она задает вопрос: "Почему хоббит?". И Гэндальф отвечает ей "Наверное, потому что мне страшно, и он придает мне смелости". Блин, что ни фраза в этом фильме, то хохма. Взять в качестве поддержки того, который падает в обморок при упоминании дракона и "неплохо кидает каштаны" - отличная идея! Хотя с троллями хоббит - молодец, не растерялся. И, по законам "мономифа" Кэмпбелла, все еще может измениться, тем паче что топать компании до Горы еще почти полгода: "Однако за время пути собака могла подрасти!" (С. Маршак, "Багаж"). В ответ Галадриэль говорит Гэндальфу, что если ему будет нужна помощь, позови и я приду, после чего целует его и исчезает. Знаете, при взгляде на эльфийскую деву ощущается некая "потусторонность", словно она не из этого мира, что выражается в некоей отрешенности и погружении в себя, когда она неторопливо так, не спеша, ходит вокруг членов Совета. Но тем не менее Средиземье она чует хорошо, даже ОЧЕНЬ хорошо, и может видеть что-то, чего не видят другие. И Кейт Бланшетт хорошо показала это в своем персонаже - движениями, мимикой, голосом. Впрочем, ее образ - заслуга скорее не "Хоббита", а "Властелина Колец", где она была не только одним из второстепенных героев, но и рассказчиком, вводящим зрителя-новичка в мир Средиземья. Но это вовсе не отменяет таланта актрисы.

И так заканчивается третий акт, оставив после себя некоторое чувство неловкости. В основном за гномов. А также за не узнающего клинок дебила-Сарумана.


Акт 4. В Туманных Горах

После очередного показа природы Новой Зеландии вперемежку с компьютерной графикой и эпичной музыкой гномы и Бильбо оказываются в горах. Льет дождь, и они идут по узенькой тропинке над обрывом. И ничто не предвещало беды, как тут с неба на скалу падает здоровенная каменюга. "Хрена привет с гор" думают все и видят причину появления летающих валунов. Это были каменные гиганты и почему-то именно сейчас им захотелось подраться, швыряя друг в друга куски скал. И начинается "аттракцион" с пенопластовыми камнями, бессмысленный и беспощадный. В какой-то момент сцена по степени "мультяшности" доходит едва ли не до уровня "Луни Тьюнз", когда половина отряда вместе с Бильбо оказывается на ноге одного из гигантов, тот падает на скалу и кажется, что от гномов осталось лишь мокрое место. Но нет, когда гигант падает в пропасть, мы видим гномов на скале целыми и невредимыми (ни одной царапинки!). В общем, сцена была нужна исключительно, исключительно для того, чтобы растянуть хронометраж для трилогии-нежданчика. И после того, как Бильбо едва не сорвался с обрыва, Торин говорит, что хоббиту не место среди гномов. Ты серьезно? Винить хоббита в том, что минуту назад его едва не расплющило? И гномы находят какую-то пещеру и решают здесь заночевать. Торин приказывает своим товарищам осмотреть пещеру (толково!), но при этом говорит "Никаких костров!". Интересно, а как они без источника света осмотреть пещеру собрались? На ощупь? Или у них есть ночное зрение? Тем временем нам для усиления драмы показывают, что волчара Азога напал на след гномов и белый орк теперь знает, где искать Торина. Отменное все-таки у псины чутье - брать след в ливень.

Идем дальше. Бильбо, дождавшись, пока гномы уснут, решает уйти от них и вернуться в Ривенделл в одиночку. "Смело", но безрассудно - там же орки, тролли и каменные гиганты! Один он туда просто не дойдет. Или его кредо теперь - "Слабоумие и трусость"? Стоящий на карауле Бофур отговаривает его: "Ты куда это собрался? Ты теперь один из нас!". Бильбо отвечает ему, что нет, раз Торин сказал, что мне здесь не место, значит так и есть, а я хочу домой. И знаете, образ Бофура получился хорошо: это простой паренек-гном, который вроде как ничем не примечателен, но при взгляде на него ощущается некое внутреннее тепло. Он комичен, но не скатывается до клоунады, как Радагаст МакГаккет.

Бофур хотел было отпустить Бильбо, но тут видит, что кинжалик хоббита начал светиться. Компания только собралась смыться, но поздно: пол в пещере под ними проваливается и они попадают в плен к гоблинам. А если бы они зажгли костер, то наверное, разглядели бы ловушку. Пещерные бандерлоги хватают гномов и куда-то их уводят, а Бильбо, пригнувшись, каким-то образом сумел от них отстать. Хоббит решает проследить, куда это гномов уводят, но тут на него нападает один чересчур любопытный гоблин с саблей. Между ними завязывается драка, и они оба падают в какую-то расщелину. Тем временем бандерлоги привели своих пленников к своему королю - мистеру Жирному. Жирный видит среди них Торина, насмехается над Королем-под-Горой и сообщает ему, что один наш общий знакомый, Азог, жив и очень хочет встретиться с гномом (точнее, с его головой), после чего посылает известие о поимке Торина с гоблином, чем-то похожим на Бесенка из "Растений против Зомби".

Тем временем глубоко в расщелине Бильбо приходит в себя. Он видит, как к гоблину, лежащему без сознания, подкрадывается какая-то лысая, тощая и пучеглазая обезьяна. Она хватает гоблина и уволакивает его. Тот приходит в себя и оказывает сопротивление, но обезьяна берет булыжник и избивает им гоблина. И в процессе драки из набедренной повязки существа в слоу-мо крупным планом вылетает золотое кольцо и падает с громким зловещим стуком, чем-то похожим на сердцебиение гор. А, ладно, чего это я придуриваюсь. Все мы знаем, что это старый недобрый (или добрый, в зависимости от того, кто он в данный момент) Голлум, неофициальный маскот Средиземья. А кольцо - это то самое Злое Кольцо, которое обещало что-то там про "связывание всех в темноте". Бильбо под нотки темы из "Властелина колец" подбирает выпавшее кольцо и решает проследить за существом; оно утаскивает гоблина к себе и съедает его, что-то при этом жутко напевая. Меч Бильбо гаснет, и он понимает, что существо, с которым он столкнулся - не гоблин, но "скажу одно: это не кролик" (фильм "Кто подставил кролика Роджера"). Обезьяна возвращается и застигает Бильбо врасплох. И она очень рада его видеть: оно и понятно, такой шикарный десерт к ее обеду. Но "еда" в обиду себя не дает и размахивает перед существом своим мечиком. Между ними завязывается разговор, и оказывается, что у Голлума раздвоение личности: когда он злой и хочет съесть Бильбо, его зрачки сужены, а когда он добрый, хочет загадывать загадки и помочь хоббиту выбраться - они по-щенячьему расширены. В итоге, Бильбо, с помощью внушения в виде острого мечика и ласкового слова "давай поиграем" подавив "злую сторону" Голлума, договаривается с ним: они сыграют в "угадайку", загадывая друг другу загадки: если Бильбо выиграет, то Голлум покажет ему выход, если нет - существо съест хоббита. И они загадывают друг другу загадки, но в какой-то момент Голлуму играть надоедает и он решает все-таки съесть Бильбо, и тем не менее дает ему "последний шанс". И Бильбо хотел было дать ему загадку, но случайно пробормотал: "Что у меня в кармане?". Голлум говорит, что это нечестно и против правил, а сам от злости бросил припрятанный булыжник, которым собрался Бильбо прибить. И этот подлец еще говорил о честности? Хоббит быстро соображает и настаивает, что да, это и есть мой вопрос. На что Голлум просит три попытки и, разумеется, не угадывает. Существо злится, угрожающе подкрадывается к хоббиту, лезет рукой в свою набедренную повязку и... понимает, что потерял какой-то предмет. Да, То Самое Кольцо. Но после первичного всплеска горя по утраченной штучке до Голлума доходит, "что у него в его мерзких, грязных карманцах" и он набрасывается на Бильбо, а тот убегает.

Сцена "Бильбо и Голлум" - еще одна реально крутая вещь в этом фильме. Хорошо подобранная цветовая гамма с преобладанием холодных синих тонов; неспешный (но не чрезмерно затянутый), завораживающий темп сцены, который заставляет переживать за Бильбо и в то же время вызывает интерес разгадывать загадки, а Голлум... ну что я могу сказать: это действительно наш старый недобрый Голлум, который пришел к нам из "Властелина Колец" вместе со всем, чем он запомнился. Меня обрадовало то, что Энди Серкис даже спустя почти 10 лет мастерски сумел сыграть (с помощью технологии motion capture) превращенного фактически в хищное животное бывшего хоббита, выразительно передав широкий спектр эмоций своего персонажа (правда, несколько по-мультяшному преувеличенных): злорадство, гнев, горечь, интерес, и т. д. Вообще в Голлуме есть кое-что кошачье: например, в поведении - это игручий, но довольно опасный хищник; в движениях - когда он крадется или издает какие-то звуки, похожие на отрыгивание шерсти; и в какой-то мере - даже в пищевых пристрастиях: "Мы любим гоблинсов, мышей и рыбу". А Энди Серкис, еще во времена "Властелина Колец" придумывая голос своему персонажу, вдохновлялся своим котом. Это факт! И русский дубляж, хоть и не передал всю полноту его голоса (это просто нереально!), все же не потерял характерных кошачьих ноток.

Кстати, в фильме даже подан тоненький такой намек на то, что раньше Голлум был другим и жил на поверхности. Он знает эльфов: "У него эльфийский клинок... но оно совсем не эльфссс!"; знаком с оставшимися от его прошлой наземной жизни понятиями, такими, как: дерево, цветы, конь, яйцо. Между прочим, в книге "Хоббит, или Туда и Обратно" тема прошлой жизни Голлума муссируется куда тщательнее, фактически о ней написано черным по белому:

"Загадывать загадки да изредка отгадывать их – единственная игра, в которую ему приходилось играть давным-давно с другими чудными зверюшками, сидевшими в своих норках. С тех пор он потерял всех своих друзей, стал изгнанником, остался один и заполз глубоко-глубоко, в самую тьму под горой."
"Но такие будничные заурядные надземные загадки ему надоели. К тому же они напомнили ему о тех днях, когда он был не такой одинокий, не такой противный, не скрывался, не таился."
"Он еще больше разволновался и стал вспоминать все предметы, которые держал у себя в карманах"

И сообразительный читатель, если сложит два и два, догадается, что Голлум раньше был хоббитом, даже не читая "Властелина Колец".

Возвращаемся к нашему фильму: бандерлоги собираются гномов пытать, при этом мистер Жирный пытается подражать Королю Луи из Диснеевской "Книги Джунглей". Жалкая пародия, если честно. Но тут один из гоблинов берет эльфийский клинок Торина, и как только он понимает, что взял в руки, с ужасом отшвыривает его в сторону. У Жирного при виде этого меча начинается истерика, а бандерлоги впадают в ярость и готовы гномов порвать на месте. Тут внезапно раздается "Фусрода!" и гоблинов расшвыривает в стороны. И из тени под воодушевляющую музыку неторопливо так появляется Довакин Гэндальф и говорит куда-то в пространство гномам и оставшимся гоблинам: "Берите свое оружие! Сражайтесь! В бой!". Мда, судя по силе колдунства, наш Довакин убил много драконов. Гэндальф точно лукавит. И еще: интересно, а как это Гендальф сумел незамеченным пробраться в самую середину гоблинского поселения? Похоже, у него и "Скрытность" хорошо прокачана к тому же. И начинается боевая экшен-сцена, компания отбивается от бандерлогов и убегает, а мистер Жирный куда-то падает.

Тем временем Бильбо бежит от Голлума, пытается пролезть через расщелину и протискивается прямо перед носом у примата, отделавшись пуговицами на своей жилетке. Протиснувшись, хоббит падает на спину и... время для очередного оммажа к "Властелину Колец" под тематическую музыку: пока кольцо медленно падает, Бильбо на адреналине со скоростью Флэша поднимает вверх левую руку. Кольцо надевается Бильбо на палец и хоббит исчезает. Да, авторы хотели скопировать культовую сцену из "Властелина Колец", когда в Бри Кольцо так же падает Фродо на палец. Здесь четко видно, что режиссер торопился со съемками сцены: Бильбо поднял руку неестественно быстро, из-за чего монтаж получился кривым, и невооруженным глазом видна "склейка" частей кадров: кольцо падает само по себе, Бильбо поднимает руку сам по себе. И когда в кадре снова появляется Голлум, Бильбо (находясь где-то в астрале) понимает, что примат его не видит. Тут, вероятно, до хоббита доходит, что Голлум хотел с ним сделать и почему он так сильно расстроился: примат хотел надеть кольцо, стать невидимым и убить Бильбо в таком состоянии. И этот подлец еще говорил о честности?

А у гномов с Гендальфом продолжается экшен-сцена: они пытаются прорваться через толпы гоблинов. В какой-то момент экшен обрывается: на пути нашей компании, драматично проламывая собой снизу мостки, появляется мистер Жирный - типа босс этой локации. И все вокруг такие:

"-Нет! Не может быть! Как это вы нас обогнали? (Кузко)
-А.... как это, Кронк? (Изма)
-Сложный вопрос. По этим расчетам мне не понять. (Кронк)"
(мультфильм "Похождения императора")

Жирный начинает быковать на Гэндальфа: "Попался, волшебник! И что же ты теперь будешь делать?". Но маг не растерялся и ударом посоха в глаз, а затем парой взмахов мечом убивает Жирного. Сама мини-сцена пытается скопировать знаменитую "пистолет против сабли" из "Индианы Джонса. В поисках утраченного ковчега". Но что вышло у Лукаса со Спилбергом хорошо, то у Джексона вышло не очень. Ведь оригинальная сцена из "Индианы" была построена на эффекте неожиданности: зритель ожидал эпичного боя с одним из вражин главного героя по типу "кнут против сабли", но все разрешилось куда проще - ведь у Инди с собой был пистолет, про что зритель забывает в ходе экшен-сцены! Тут же такого эффекта нет: Гэндальф хорошо вооружен, и это зрителю бросается в глаза, в отличие от незаметного пистолета.

Под весом тушки Жирного мост обваливается и вся компания эпично, в стиле того же "Индианы Джонса", на деревяшках съезжает вниз в ущелье. И после жесткой посадки и короткой передышки Гэндальф и гномы видят, что к ним спускается рой гоблинов и они смываются.

Вот и выход из пещер! В кадре появляется Голлум, который тщетно пытается найти Бильбо и он стоит на пути хоббита. Бильбо собрался было убить примата, но под грустный взгляд Голлума, смотрящий сквозь него (но ему кажется, что существо смотрит прямо на него) и нотки мелодии "The Fellowship" Бильбо берет жалость и он решает оставить Голлума в живых (и как мы все потом знаем, это и спасло хоббита). Он проскакивает мимо примата и убегает к выходу, пока Голлум орет и клянется в вечной ненависти к Бэггинсу.

И так заканчивается акт "В Туманных Горах". Многие сцены хоть и зрелищны, но фактически не привносят ничего в повествование (особенно сцена с каменными гигантами). Вы конечно, захотите сказать, что гоблины рассказали Азогу, где искать гномов, но нет: Белый орк и так уже в курсе, куда рудокопы пошли, потому что его псина взяла след. Но есть парочка исключений: во-первых, это сцена ночевки гномов и Бильбо в пещере-ловушке, в которой Бильбо после укоров Торина начинает сомневаться в своих силах и собирается уйти, а во-вторых, это ряд сцен "Бильбо и Голлум", которые являются не только важной составляющей арки Бильбо (проявление таких качеств, как находчивость и сострадание), и дают хоббиту волшебный предмет, который не только повлияет на события последующих частей этой кинотрилогии, но и станет главным предметом конфликта в следующем по хронологии этого мира "Властелине Колец". Причем момент проявления жалости Бильбо показан хорошо и играет на эмоциях зрителя: переход музыки от тревожной к спокойному "The Fellowship" словно показывает смену тона мыслей Бильбо, пока Голлум жалостливо смотрит прямо на хоббита, готового нанести удар.


Окончание разбора будет в следующий раз. До встречи!