Хоббит. Трилогия-нежданчик. Фильм 1. Неуклюжее начало. Часть 1

Всем привет! Это разбор фильма "Хоббит. Нежданное путешествие", который я решил сделать, даром что многие уже обсуждали этот фильм до меня и будут обсуждать после меня. Но мне захотелось устроить этот разбор, чтобы всего лишь поделиться своими мыслями, наблюдениями, да и просто пошутить... с переменным успехом.


Вступление. Как появилась трилогия-нежданчик.

Перед тем, как мы устроим разбор разнос кинотрилогии, сначала выясним, а как она вообще создавалась. И все началось с того, что New Line Cinema и ее батя - великие и ужасные Warner Brothers - осенью 2008 года запустили проект-дилогию, режиссером которого был назначен Гильермо дель Торо, а Питер Джексон, создатель "Властелина Колец", стал продюсером. По задумке дель Торо, основными темами ленты должны были стать алчность в лице Смауга и Торина Дубощита, а также потеря наивности с плавным переходом от сказочного и легкого к более мрачным и реалистичным вещам. Более того, режиссер хотел отобразить взгляды Толкина на индустриализацию и научно-технический прогресс как приводящих к появлению новых видов оружия. Как я понимаю, дель Торо решил сделать "Хоббита" больше похожим на книгу-первоисточник с кое-какими вкраплениями от "Лабиринта Фавна", нежели на "Властелина Колец". Но в июне 2010 года дель Торо ушел из проекта. Официальной причиной было его недовольство задержками съемок из-за банкротства владевшей правами на "Хоббита" кинокомпании MGM. Но походу, Warner'сам не понравились его смелые решения, и именно по этим причинам дель Торо и ушел. И когда Питер Джексон стал режиссером "Хоббита", ему пришлось выкинуть большую часть материалов дель Торо. То есть, полтора года работы команды дель Торо-Джексон, а также куча денег ушли в никуда. Затем, когда Джексон оказался в режиссерском кресле в октябре 2010 года, он столкнулся с множеством "хотелок" Warner'сов:

-во-первых, Большой Начальник захотел привлечь в актерский состав побольше звезд из "Властелина Колец": кроме Иэна МакКеллена (Гэндальф) и Энди Серкиса (Голлум), чьи персонажи были в книге "Хоббит, или Туда и Обратно", были приглашены Кейт Бланшетт (Галадриэль), Хьюго Уивинг (Элронд), Кристофер Ли (Саруман), Иэн Холм (Старый Бильбо), Эйладжа Вуд (Фродо) и, что очень странно, Орландо Блум (Леголас).

-во-вторых, мне кажется подозрительным решение Джексона сделать фильм в 3D с частотой 48 кадров в секунду, когда в проект уже было вложено много денег. Скажете вы: и что в этом такого? А то, что это удвоило нагрузку на аппараты, ответственные за CGI (компьютерную графику), потому что требовалось срендерить в два раза больше кадров. И это было ой как недешево. Скорее всего, это, опять же, было очередной "хотелкой" Большого Начальника. Самым обидным для Джексона (и Warner'сов) было то, что 48 кадров в секунду фактически так и остались на бумаге.

Было и еще множество других "хотелок" Большого Начальника, и все они были предназначены для одной цели: сделать так, чтобы фильмы собирали деньги. Очень много денег. Но за все их решения пришлось платить, и проект "Хоббит" стал очень прожорливым. И именно поэтому дилогия в какой-то момент превратилась в трилогию, чтобы лента окупилась, и чего хотел Большой Начальник. Объявлено это было в июле 2012 года, т.е. за несколько месяцев до выхода первого фильма "Хоббит. Нежданное путешествие" (сам фильм вышел в декабре того же года). Сдается мне, что эта трилогия стала нежданчиком не только для зрителей и фанатов, но и для самого Джексона. Такое внезапное решение потребовало резкой перестройки сценария фильмов, а также вызвало новые "хотелки" Большого начальника. Пикантность ситуации была еще в том, что Warner'сы задали для выхода "Хоббита" жесткие временные рамки, чтобы ленты, опять же, окупились. Хотя, если по чесноку, понятие "окупаемость" к искусству как средству самовыражения применяться не должно. Но, к сожалению, в среде массового кино такое случается постоянно. И в этом аду Джексон и его команда делали кинотрилогию "Хоббит". И как все получилось? Ну, они пытались. Они искренне пытались. Что ж, приступим к разбору!


Пролог. В доме у старого Бильбо.

Фильм начинается с того, что старый хоббит Бильбо Бэггинс пишет книгу о своих приключениях, посвящая ее своему племяннику Фродо. И нам показывают видеоряд того, про что он говорит зрителю (и Фродо). В общем, когда-то был большой город под названием Дейл и он процветал за счет торговли с гномьим королевством Эребор. Если присмотреться, то в Дейле можно увидеть женщин-гномов, и у многих есть бороды. А ведь Гимли в расширенной версии "Властелина Колец" был прав!

Сам Эребор был очень богат, поскольку находился в Одинокой Горе, полной золота и драгоценных камней. И у гномов все было шикарно до тех пор, пока шахтеры не нашли в недрах Горы огромный светящийся белым светом алмаз. "Вот он, вот он камень моей мечты, вот он, вот он! Алмаз! Ребята, алмаз здоровенный, здо-ро-вен-ный Алмаз! Алмааааз! АЛМАААААААЗ!". Местный король Трор объявил этот камень символом власти и назвал его Аркенстон. И короче, от этого алмаза Трор спятил и начал бездумно копить разного рода богатства. А где случаются беды с башкой, всегда жди неприятностей. И они пришли в виде дракона по имени Смауг, которого привлекло как раз накопленное Трором золото. Дракон разорил Дейл, вломился в Эребор, убил многих гномов и принялся купаться в золоте, аки шиншилла в песке. Самого зверя, как водится, толком нам не показывают. И в ходе этой катастрофы гномы лишились своего дома, а их король потерял Тот Самый Алмаз. Когда оставшиеся в живых гномы спаслись из разоренного Эребора, внук Трора, наследник престола Торин увидел войско живших по соседству лесных эльфов вместе с их королем Трандуилом, у которого был шикарный лось и такие же шикарные брови. И Торин попросил Трандуила о помощи, но тот, наклонив на бок головушку и приняв выражение лица "Что, простите?" просто молча развернулся и ушел. Бильбо комментирует произошедшее так: "Трандуил не мог подвергать риску свой народ". Хотя, по правде сказать, он особо и не рвался. Даже слова он не сказал. Вы только посмотрите на эту высокомерную рожу в стиле "Люциус Малфой"! И гномам пришлось расселиться по городам людей, в то время как Трандуил так и не помог им ничем.

И так заканчивается история о падении Эребора и Бильбо начинает писать свою. Все так, как мы любим: "В норе под землей жил-был хоббит", ну и так далее. Тут к нему заходит его племянник Фродо и говорит об ответах на приглашения на вечеринку (и мы по "Властелину Колец" знаем, что она была в честь 111-го дня рождения Бильбо). Бильбо, вспомнив о гостях, тут же начинает прятать ценные вещи, опасаясь вороватой дальней родни (жизненно!) и просит Фродо не спускать глаз с этого народа, пока он... В общем, он не договаривает, что "он" и затем в виде такой тоненькой отсылочки звучат несколько нот из темы "Властелина Колец", намекая нам на его тайную "прелесть". Но потом Бильбо осекается и говорит "Ничего". И Фродо такой: "Дядя, ты в порядке? Что-то ты начал странно себя вести, необщительный стал какой-то". А Бильбо ему: "Я? Странный? Необщительный?" и просит повесить табличку с надписью "Вход воспрещен, если только не по делу вечеринки". Мда, Бильбо и правда ведет себя странно. А затем Фродо бежит встречать приезжающего в Шир Гэндальфа, после чего появляются открывающие титры.

Первая половина сцены-пролога - это экспозиция, которая со своей задачей - показать Эребор и его падение - справилась. Сцена хорошо играет на эмоциональном контрасте, грамотно используя музыку и цветовые решения: сначала все было хорошо, затем после отрытия Аркенстона дела пошли все хуже и хуже, а потом грянул гром и гномы остались без дома. Про вторую половину сцены-пролога можно сказать, что хоть она и хорошо передает уютную и неспешную атмосферу хоббичьей деревеньки, но, если по чесноку, она была особо и не нужна, т.к. не привносит ничего в повествование. Зато там есть отсылка к "Властелину Колец", да? Сдается мне, что эта сцена тоже была очередной "хотелкой" Большого начальника, пожелавшего сыграть на ностальгии миллионов зрителей и завлечь их именем Эйлажды Вуда. По мне, было бы грамотно и креативно закончить открывающую сцену сразу после слов Бильбо "В норе под землей жил-был хоббит", запустив тем самым начало истории и перейдя от фабулы к сюжету. Ладно, может быть, я немного придирчив, продолжим!


Акт 1. Необычные визитеры.

После открывающих титров фильм возвращает нас на 60 лет назад, показывая нам молодого Бильбо. К нему приходит волшебник Гэндальф и начинается диалог, многим из нас такой знакомый по книжке:

- Доброе утро! (Бильбо)
- Что вы хотите этим сказать? Желаете мне доброго утра? Или утверждаете, что утро доброе, и не важно, что я о нем думаю? Или, может, вы хотите сказать, что испытали на себе доброту этого утра? Или вы считаете, что все должны быть добрыми в это утро? (Гэндальф)

В общем, Гэндальф зовет Бильбо на приключение, но он, как типичный домашний хомячок, пытается от него отмахнуться. Выясняется, что Бильбо и Гэндальф в прошлом были знакомы, хотя хоббит волшебника позабыл. За это Гэндальф Бильбо укоряет:

- Я рад, что вы помните обо мне хоть что-то... пусть даже одни фейерверки. (Гэндальф)

и настаивает на том, чтобы Бильбо пошел с ним, сказав ему, что это будет "для него полезно". Но хоббит, сказав "Нетушки!", уходит к себе домой. А волшебник так просто этого не оставил и выжег посохом на двери дома Бильбо что-то похожее на букву "Г", что означает... "Гэндальф", конечно же! И удалился. И Бильбо стоит такой с выражением лица: "Что это было, Пух?" (С). Сама сцена шикарна, она словно сошла со страниц книжки! Мартин Фримен идеально подошел на роль трусоватого и нервного обывателя, у которого от одного слова "приключение" портится аппетит. Он смешит буквально с первых кадров: нервно жует трубку; прикольно шевелит носом, как кролик; подражает Леонарду из "Теории Большого Взрыва". Йен Маккеллен в роли Гэндальфа передает всю многогранность своего персонажа: причудливого и мудрого мага, обладающего при этом скрытой внутренней мощью, которую он не стремится показывать, но при этом зритель ощущает ее.

Далее, в мирном Шире наступает ночь. Только Бильбо собрался схомячить свой скромный холостяцкий ужин, как тут в дверь позвонил гость - сурового вида гном Двалин. И не только вида, раз он жареную рыбу съел прямо с головой. После того, как Бильбо накормил его своим собственным обедом (а сам остался голодный), в дверь позвонил еще один гном - старенький Балин. Оказывается, Балин - брат Двалина и они встречают друг друга крепким дружеским поцелуем. Шотландским. Бильбо оказывается недоволен незваными гостями. И тут в дверь опять позвонили. На этот раз пришли два молодых гнома: братья Фили и Кили. Бильбо хочет спровадить их, сказав "Вы ошиблись адресом", но гномы словно знали, что им надо именно сюда (потому что так оно и было). Недовольство и недоумение Бильбо крепнут, и тут в дверь звонят опять: Бильбо (в очередной раз подражая Леонарду из "Теории Большого Взрыва") открывает ее и в его дом эпично вваливаются целых восемь гномов, а на пороге стоит... Гэндальф. И Бильбо такой: "Гэндальф, ты, старый прохвост!".

И начинается гномья шумная тусовка! Среди гномов мы видим предлагающего чашечку лекарственного (правда, ромашкового, а не жасминового) чая и похожего на Айро из "Аватара" Дори (не рыбку), а также мелкую версию Обеликса - Бомбура. Режиссер во время сцены гномьей тусовки старался показать Бильбо трясущимся за свое добро занудой, но понять хоббита можно, учитывая, насколько наплевательски относятся гномы к чужому имуществу:

-Извините, это салфетка, а не посудная тряпка! (Бильбо)
-Она же вся дырявая! (Бофур)
-Она и должна так выглядеть, это узорная вышивка. (Бильбо)
-Да, ужорная была выпивка! (Бофур)

А Гэндальф при этом так добродушно: "Мой дорогой Бильбо, что это на тебя нашло?". А Бильбо такой (опять же, изображая Леонарда): "Да вы что, издеваетесь? Они сожрали у меня всю еду и поломали водопровод!". Знаете, я пожалуй, на стороне Бильбо. Вы только посмотрите на его полные отчаяния глаза! И тут гномья вечеринка на минуту превращается в Диснеевский мультик: гномы лихо жонглируют тарелками Бильбо (фарфор столетней давности!) и поют "Нож тупи, ложки гни". Ну окей, думаю я, потому что против веселых песенок я не против (конечно же, если это уместно в контексте происходящего и не нарушает тональность сцены и ленты в целом).

Но тут в дверь СТУЧАТ, и все замолкают, потому что сцена превращается из мультяшно-комедийной в серьезную: на пороге появляется сам Торин. Торин Дубощит. Он больше похож на Арагорна, чем на гнома, как вы думаете? И оказывается, что гномы пришли к Бильбо не просто тусовать: Торин сотоварищи в числе 12 гномов готовятся к походу на Одинокую Гору, потому что поняли: пора. Ведь Смауг не показывался уже очень долго и Торин одновременно и сомневается, что дракон все еще сидит в Одинокой Горе, и опасается конкурентов, которые могут захватить Эребор, пока хозяев (и законных, и незаконного) нет дома. Но вот в чем дело: главные ворота запечатаны, и войти в брошенный город можно только через потайной вход. И как кстати, что у Гэндальфа оказался ключ от этого самого хода (ему его отдал папа Торина, Трейн)! И теперь перед нашей компанией стоит задача этот самый вход отыскать. Как его найти - это показано на карте Одинокой Горы, которую принес Гэндальф, но сам волшебник разгадать шифр не может. А еще гномам нужен взломщик - четырнадцатый член команды. И именно поэтому они пришли к Бильбо. Но оказывается, что все, что хоббит умеет - "неплохо кидать каштаны", а еще он, по словам Торина, скорее похож "на торгаша, чем на вора". И гномы сомневаются, а точно ли Бильбо справится со своей задачей? Гэндальф, грозно нависая, говорит "Да, потому что Я так сказал!" с затемнением комнаты в стиле "Не зли меня, крысеныш!" (С). Ведь хоббит чем, по его мнению, хорош: он передвигается бесшумно, дракона (если он окажется внутри Горы) может сбить с толку незнакомый запах, а Бильбо, по мнению Гэндальфа, может удивить многих своими способностями, и главное, самого себя (я думаю, как-то так: "Приготовься пулять. Каштанами"). То есть, он посылает хоббита к дракону в качестве пушечного мяса. У, старый прохвост! Гномы понадеялись было еще и на помощь волшебника в борьбе с драконом (ну, если он там окажется), но от вопроса Дори "Сколько ты драконов убил, Гэндальф?" волшебник аж поперхнулся табачным дымом. Хотя потом во "Властелине Колец" он завалит здоровенного огненного демона Балрога, так что... он определенно лукавит.

В общем, гномы предлагают Бильбо подписать контракт найма в качестве взломщика: одна четырнадцатая доля сокровищ в награду и никакой ответственности со стороны гномов перед Бильбо за причиненные неудобства и лишения, включая риск стать обедом для дракона. Узнав про последнее, Бильбо падает в обморок. Хотя, надо сказать, ему сильно в этом помог Бофур (гном в шапке-ушанке), красочно описав дракона как "огромную печку с крыльями" и что ждет Бильбо при встрече с ним. Эх, Бофур, ты прямо мотиватор года! И кстати, а чего это ты в шапке-ушанке летом ходишь? Уверен, что с Венди Кордрой и Печкиным вы бы быстро нашли общий язык.

Затем Гэндальф приводит Бильбо в чувство и продолжает уговаривать хоббита пойти с ним к Одинокой Горе в гости к дракону: мол, сходишь со мной, мир узнаешь, как там народ живет за Широм, потому что "он не в книгах и картах, а за окном". И это, по мне, абсолютно верно. Но Бильбо остается непреклонным: "Вы выбрали не того хоббита", после того, как он осознает, что "прежним он уже не вернется". И затем Балин разочаровывается в своем помощнике, но Торин его утешает, сказав, что мы справимся, потому что вы, ребята, откликнулись на мой зов, несмотря на опасность, а я хочу только одного - вернуть нашу родину, хоть мы и поселились в другом месте. А затем гномы поют грустную песню: "Мы бредем через мглистых гор хребет".

Наутро Бильбо просыпается один в своей комнате и видит, что гномы и Гэндальф ушли. А еще он видит оставленный ими на столе неподписанный договор о найме, и посмотрев на него, он внезапно срывается с места и со скоростью гепарда бежит на поиски приключений. Конечно же, режиссер хотел показать, что после долгих сомнений Бильбо все-таки по своей воле решил присоединиться к Торину и Ко. Задумка хороша - она придает глубину персонажу, потому что в книге Гэндальф заставил Бильбо пойти с ним. Но получилось это немного неубедительно - решение хоббита кажется спонтанным, не искренним. Надо было уделить побольше, хоть на капельку, внимания его любознательности и мечтам о дальних странах. А так - ну не верю я. Ощущение, что именно оставленный контракт и поддразнил Бильбо: "Ну давай, лошара, соглашайся, такая возможность у тебя лишь раз в жизни будет". И если в этом мире есть злые алмазы, сводящие с ума гномьих королей, и ОЧЕНЬ злые кольца, превращающие хоббитов в помесь гоблина и тощей обезьяны, то почему бы не быть контракту-трикстеру, в самом деле?

И Бильбо догоняет гномов и Гэндальфа с подписанным контрактом, после чего вся компания отправляется в путь на пони. Бильбо верхом на пони чихает и просит вернуться за носовым платком, но Бофур, оторвав кусок ткани от своей куртки, кидает ее Бильбо со словами: "Держи. Вместо платка". Маленькая комичная сцена, а приятно: она дополнительно раскрывает начальный образ Бильбо как домашнего "хомячка", а также придает его контраст со стойкими к лишениям, закаленными гномами. Именно на таком контрасте, а также на развитии Бильбо как личности, способной на смелые поступки, и строятся как книга, так и фильмы. И под эпичную воодушевляющую музыку, знакомый по "Властелину Колец" показ приправленных компьютерной графикой пейзажей Новой Зеландии и голос Гэндальфа о том, что "тебе, Бильбо, предстоит обойтись без носовых платков и еще много чего, но впереди тебя ждет целый мир", заканчивается первый акт фильма.

Вообще Джексон всегда славился своими долгими завязками: что во "Властелине колец", что в "Кинг-Конге", что здесь. И я совсем не говорю, что это плохо. В конце концов, у каждого ведь свой вкус и стиль. По мне, так долгая завязка "Хоббита", как и "Властелина колец", позволяет лучше прочувствовать тихую, неспешную атмосферу хоббичьей деревеньки, погрузиться в нее. В общем, фильм начинается не так уж и плохо и даже многообещающе, несмотря на некоторые неуклюжие или спорные моменты.


Акт 2. Затроллить тролля

Итак, гномы, Гэндальф и Бильбо останавливаются на ночной привал, и хоббит слышит вдали странный шум, похожий на крики. Юнцы Фили и Кили, неудачно решив пошутить и напугать Бильбо, говорят ему, что это орки, которые нападают на путешественников ночью, когда те спят. Торин со злобой говорит им: "Думаете, что ночные набеги орков - это смешно?". И учитывая то, что затем говорит Балин Фили, Кили и Бильбо, Короля под Горой нельзя не понять. После того, как гномы лишились Эребора, они попытались отбить еще одно утраченное гномье королевство - Морию, но оно оказалось занято орками которыми командовал Азог Осквернитель - белый здоровяк. Хотя из "Властелина Колец" мы знаем, что помимо орков, там сидел Балрог. "Везет" все-таки гномам на огненных чудовищ. И после того, как Азог убил Трора, гномы впали в ужас, а Трейн сошел с ума и пропал. И только Торин не сдался: даже лишившись оружия, он отбивался от своего врага подобранной на поле боя дубовой ветвью и в конце концов, отрубил Азогу руку, заставив орочью армию отступить. Потому Торин и получил прозвище Дубощит. Хотя вопрос: а откуда Торин взял дубовую ветвь в месте, где деревьями, судя по кадрам показанной битвы, даже и не пахнет?

И так гномы победили, хотя вернее сказать, они еле-еле отбились. Сцена битвы задает сильные положительные стороны Короля под Горой: храбрость и решительность, благодаря которым гномы следуют за Ториным не потому, что он король по происхождению, а потому, что понимают, что им есть на кого положиться в случае реальной угрозы. А что же Азог? Гномы утверждают, что он погиб, но по законам кино я знаю, что если злодея показали один раз и хорошие парни утверждают, что он мертв, то потом выяснится, что он на самом деле жив. А орки и правда следили той ночью за гномами, но нападать на них пока не торопятся.

Немного отступая от темы: как я заметил, из всей компании (не считая Бильбо и Гэндальфа) фильм особо выделяет двух гномов: Торина и Балина. С Торином все понятно: он - Король под Горой и отделяется от остальных гномов рядом художественных приемов выражения. Торин стучит в дверь Бильбо, когда остальные гномы звонят; его образ больше похож на Арагорна, нежели на типичного гнома (ну, кроме Фили и Кили - молодые, видимо). А Балин занимает у гномов положение битого жизнью мудреца, этакого гномьего Гэндальфа (только без магии) и близкого друга Торина. Балин вообще прошел с Торином и огонь, и железные копья в прямом и переносном смысле, потому что мы его видим и в сцене налета Смауга в прологе, и во время битвы с Азогом у Мории. А актер русского дубляжа Алексей Борзунов, который мне знаком по озвучке Горация Слизнорта из "Гарри Поттера и Принца-Полукровки", хорошо передал вышеописанный образ Балина и сделал его ярким. Остальные гномы пока находятся в качестве массовки. Даже Фили и Кили не покидают пределов типажа "озорных юнцов".

Идем дальше. Наша компания попадает под проливной дождь и Гэндальф включает Капитана Очевидность в ответ на просьбу одного из гномов прекратить ливень: "Это дождь, мистер Гном, и он будет идти, пока не закончится". Еще Бильбо (и зритель) узнают, что помимо Гэндальфа, в этом мире есть еще четыре волшебника: Саруман Белый (старший из всех), два Синих мага и Радагаст Бурый, который играет роль лесника и живет в лесу прямо по пути нашей компании. Затем нам показывают лес Радагаста, и видим, что дела в нем идут не очень: растения портятся и гниют, а животные дохнут. И лесник не понимает, почему. Затем он видит больного CGI-ежика и пытается его вылечить, но безуспешно. И тут ему приходит в голову мысль: это происки темных сил. Едва до лесника это доходит, как в его избушку драматично ломится... кошмар Рона Уизли. Радагаст, не теряя ни минуты, исполняет шаманский ритуал (под конец даже с горловым пением), прогоняя от своего дома паучье и спасая ежика. Затем птичка приносит новость, что кто-то засел в старой темной крепости и этот кто-то и стал загрязнять окружающую среду. И лесник на санях, запряженных гигантскими кроликами (очень креативный ход, хочу сказать), отправился на разведку. И все бы в этой сцене ничего, вот только... с Радагастом определенно что-то не то. И дело не в Сильвестре МакКое - он хорошо сыграл эксцентричного волшебника-лесника, дело в самом образе Радагаста. Команда, желая обрисовать чудаковатого мага, несколько перегнула палку: он скорее похож на регулярно балующегося нехорошими грибами бомжа, нежели на хозяина леса. Эта дерганая суетливость, этот птичий помет на башке - они вредят образу персонажа, делают его неприятным.

Тем временем компания гномов с Гендальфом и Бильбо натыкаются на разрушенный дом фермера. Торин предлагает заночевать здесь, но Гэндальф, осмотрев развалины и сузив глаза, говорит им, что лучше бы продолжить путь и побыстрее добраться до Ривенделла, где живет владыка эльфов Элронд. Но при слове "эльфы" Торин встает в позу и говорит, что туда он и близко не подойдет, потому что остроухие, по его словам, предали его и его родню и не помогли ничем, даже несмотря на убеждения Гэндальфа о том, что Элронд поможет им разобрать шифр на карте, который говорит о потайном ходе в Эребор. А вот эта сцена задает негативные стороны Торина: высокомерие, упрямость и склонность к предрассудкам, потенциально способные навредить приключению. Вообще, качественно прописанный персонаж как раз должен сочетать в себе как положительные, так и отрицательные качества, дабы не превратиться в картонку. Но сочетать их надо грамотно, чтобы не нарушить целостность образа и в случае с Торином это получилось. А вот Гэндальф... он психует и уходит от гномов со словами:

-Составить компанию единственному, кто сохранил остатки разума. (Гэндальф)
-Это кому? (Бильбо)
-Самому себе, мистер Бэггинс! Хватит с меня гномов на сегодня! (Гэндальф)

Эта возбудимость и вспыльчивость плохо сочетаются с тем образом мудрого и рассудительного мага, которого мы видели в начале ленты (и во "Властелине колец" тоже) и делают его скорее похожим на печально известного Дамблдора из "Гарри Поттера и Кубок Огня", который хватал Гарри за грудки и говорил: "Ты бросал свое имя в Кубок Огня? Отвечай, падла!". Впрочем, при разборе следующей сцены мы к этому еще вернемся.

Далее, гномы и Бильбо решают все же устроить привал в поломанном доме. Ночью Бильбо подходит к Фили и Кили, чтобы передать им ужин, но они неподвижно стоят и смотрят в одну точку. Бильбо спрашивает их, в чем дело, и они отвечают ему, что двое пони пропали. Бильбо спрашивает: "Может быть, скажем об этом Торину?", но Фили и Кили, желая происшествие замять (очевидно, чтобы не попало от начальства за угнанный транспорт), просят Бильбо найти их. И оказывается, что неподалеку от привала живут тролли, которые и украли пони, чтобы съесть их. Гномы посылают Бильбо вернуть этих пони, а сами тихонько линяют, сказав хоббиту, что ты справишься, тролли ведь тупы и медлительны, и если что, мы тебя прикроем. Бильбо подкрадывается к троллям, и из их разговора мы узнаем, что, во-первых, их трое, во-вторых, именно они напали на того фермера и съели его, а в-третьих, готовят они очень хреново. Я до сих пор боюсь представить, что надо такое сделать с бедной курицей, чтобы она на вкус стала как рыба! С какого-то времени разговор троллей переходит в "сортирный" юмор:

Отличное жаркое. С соплями.

Бильбо, желая освободить привязанных пони, хочет стянуть нож с пояса одного из троллей, и... он случайно хватает Бильбо и высмаркивается в него! Парад "сортирного" юмора продолжается! Почему тот же "Властелин Колец" может в отдельные моменты (когда обстановка это позволяет) быть смешным, и в то же время не опускаться до подобных вещей? Вот почему?

В общем, Бильбо пытается сбежать, но тролли хватают хоббита с твердым намерением его сожрать. Тут на помощь прибегают Кили и остальные гномы и начинается потасовка! Воспользовавшись этим, Бильбо берет троллий нож и выпускает пони. Но толстокожие хватают Бильбо и угрожают убить его, если гномы не бросят оружие. Мда, тролли оказались не так глупы, как думали гномы.

В итоге гномы и Бильбо оказываются связаны, и толстокожие спорят о том, как их готовить. Казалось бы, все пропало, НО ТУТ (по законам жанра) сверкает луч надежды: тролли торопятся, чтобы успеть до рассвета и не превратиться в камень. И Бильбо приходит в голову идея: он решает тянуть время, притворяясь знатоком тролльей кулинарии. И с какого времени "сортирный" юмор возвращается: Бильбо объясняет, что гномы заразны и есть их нельзя. До гномов доходит задумка Бильбо и... они начинают хвастаться толстокожим своими выдуманными паразитами. Ну, спасибо, фильм, за испорченный аппетит! До троллей доходит, наконец, что их троллят, но троллинг на этом не закончился: на камне, так удачно закрывающем толстокожих от восходящего солнца, появляется Гэндальф и используя магию Земли, превращает их в... реквизит для "Властелина колец". В общем, единственный тролль в этой сцене - это Гэндальф. И, кстати, возвращаясь к сцене в поломанном доме: а чего это ты, чародей, не убедил Торина, что ночевать здесь опасно, что скорее всего, дом поломали тролли (а Гэндальф, походу, знал, что неподалеку есть горы, в которых толстокожие живут), что у эльфов будет намного безопаснее. Но все портит фраза "Хватит с меня гномов на сегодня!". То есть, ты просто так взял, психанул и бросил гномов со словами: "Ну и обходитесь без меня, я посмотрю на вас, когда вы окажетесь в брюхе у троллей!". Я не верю, что этот дядька - Гэндальф.

Возвращаясь к нашей "тролльей" сцене: создатели поступили правильно, позволив Бильбо поучаствовать в спасении гномов наравне с Гендальфом. Это придает больше сюжетного веса хоббиту как главному герою и делает его арку (то есть развитие персонажа по ходу сюжета) ярче. И я не против некоторой "мультяшности" сцены и хорошей драчки в ней, но вот "сортирный" юмор - фу! Уберите!

Итак, Гэндальф задается вопросом: как тролли смогли добраться с гор так далеко? И наша команда находит ответ: они дневали в пещере. Осмотрев логово "бегемотов", маг и гномы обнаруживают золото и оружие, среди которого есть высококачественные эльфийские мечи. Нашлось в пещере кое-что и для Бильбо: Гэндальф дает хоббиту эльфийский кинжал. Волшебный: если орки или гоблины будут рядом, он будет светиться синим. А еще маг говорит фразу, которая станет важной составляющей арки Бильбо в этом фильме: "Храбр тот, кто найдет в себе силы не отнять чью-то жизнь, а пощадить ее". И ура, наш любимый Гэндальф вернулся! Как же я по тебе скучал!

Второй акт уже оставил меня немного озадаченным: там были как хорошие, так и плохие решения. В основном, к сожалению, больше плохих, чем хороших.  Особенно "сортирный юмор".


Я бы разобрал в этом посте весь фильм, но места для дальнейших событий уже не хватило.

Поэтому мне пора закругляться. Если кому понравилось, напишу продолжение.

До встречи!