Катание на мулах в Панамском канале

Катание на мулах в Панамском канале История, Фотография, Корабль, Панамский канал, Длиннопост

Панамский канал ."Мул" — электрические локомотивы, которые таскают большие корабли в шлюзах. Хотя основное их назначение — не столько тащить, сколько центрировать судно в канале. Но тот факт, что "мулам" приходится преодолевать горки зверской крутизны, превращает их в полноценных кунстов.


Некоторые детали из жизни парнокопытных... Первые 40 "мулов" производства General Electric прибыли на канал в 1914 году и разбежались по всем шлюзам, общая длина буксировочных путей которых составляет 16 км. Несмотря на кажимую игрушечность, это довольно мощные и тяжёлые машинки — больше сорока тонн каждая. Уникальные локомотивчики отпахали по полвека, и с середины 60–х их постепенно заменили на более свежие модели производства Mitsubishi. Сейчас число "мулов" — около сотни. Они не легче и не слабее первых, американских, просто корабли стали больше.


Теперь про картинку. Кадр сделан в 1915 году, и здесь всё новое — муха не сидела: и канал, и кораблик — ровесник "мулов". Построен в Глазго и назван в честь замка XIV века «Bolton Castle». Судьба его была прихотлива. Пробегав под "Юнионом Джеком" до 1939 года, он сменил хозяев — с лондонских на генуэзских. Итальянцы переименовали судно в «Fidelitas». А тут Вторая Мировая подоспела, и началась весёлая жизнь.


Веселье состояло не только в том, что посудина регулярно попадала под обстрелы и бомбардировки, теряла моряков (убитыми), но оставалась на плаву. Ещё и политика вмешалась: в 1943 году, после ареста Дуче и объявления Кассибильского перемирия, судно было конфисковано властями Третьего Рейха, а итальянский экипаж купирован как неблагонадёжный. Корабль примерил новый флаг — со свастикой, а экипаж теперь состоял из немцев, итальянцев (оставшихся верными благородной идее фашизма), а также русских и украинцев, которым было не по пути с коммунизмом. 27 ноября 1944 года, на выходе из норвежского порта Олесунн, нагруженный железной рудой, бывший британский корабль был потоплен Королевскими ВВС. Ирония судьбы...


Но это ещё не конец истории. Если вы спросите — что это за кораблик? (понятно, что сухогруз, но какой именно?) — то профильные ресурсы укажут: class EC2–S–C1 "Liberty", что странно, потому как данная классификация — американская, а не британская. WTF? А корни растут оттуда же — из WWII. К лету 1941 года немецкие подлодки и Люфтваффе сократили британский флот (особенно грузовой) на треть, и англичане обратились за помощью к бывшей колонии. При этом они предоставили американцам чертежи самой дешёвой и технологичной конструкции судов для тех самых "конвоев".


Американцы подошли к делу более чем серьёзно и развернули поточное строительство аж на 18 верфях! Разумеется, они модернизировали исходный проект для оптимизации логистики и сборки и в результате собрали без малого 3000 экземпляров. Абсолютный рекорд принадлежит верфи Permanente Metals Corporation — судно построили за 5 суток!


СССРу тоже перепало: по ленд–лизу было получено около сотни судов и почти половина из них была именно "Liberty". Причём после войны союзники попросили вернуть обратно три танкера, а остальные проплавали до 70–х годов, хотя американцы строили их, исходя из военной парадигмы "корабль на 5 лет". Вот некоторые имена:

• «Колхозник» (бывший «Charles Wilkes»);

• «Декабрист» (бывший «E.H. Harriman»);

• «Валерий Чкалов» (бывший «Grant P. Marsh»);

• «Севастополь» (бывший «De Witt Clinton»);

• «Советская Гавань» (бывший «Irving W. Pratt»);

• «Родина» (бывший «Henry J. Waters»);

• и т.д.


Кстати, а почему эти суда кроме сугубо технической аббревиатуры получили ещё и приставку "Liberty"?

Дело в том, что самое первое американское судно по британским лекалам именовалось «Patrick Henry», и его презентовал публике лично президент Рузвельт. Патрик Генри — это вам не хрен собачий, а один из отцов–основателей. Америки, да.

И вся Америка помнит его слова: "Дайте мне свободу или смерть!" Впоследствии, правда, Патрик разочаровался в идее федерализма и начал топить за свободную Вирджинию — от всех, и от США, в том числе.


Но титул отца–основателя у него отнимать не стали, хоть он и не понимал — зачем неграм свобода.

А напоследок современная история, связанная с этим снимком. В 2015 году маленький японский городок Карацу отпраздновал столетие этой фотографии и даже установил памятную стелу. Кроме того, некто господин Кейджи Ивасаки изготовил модель корабля. Не вообще серии EC2–S–C1, а конкретно «Bolton Castle». Почему? Потому что, пройдя Панамский канал, британский сухогруз отправился в ближайший порт за углём.

В Карацу страшно гордятся, что первый корабль из Панамского канала приплыл не в Токио, не в Йокогаму, а именно к ним.