Календарь оружейника 7 ноября
7 ноября 1927 года в городе Ливны Орловской губернии родился Аркадий Георгиевич Шипунов. Здесь пошел в школу, воспитывался мамой и бабушкой, в 1941 году был вынужден с матерью пешком уходить в глубь страны от фашистских захватчиков, некоторое время жил в Казахстане. Летом 1943 года вернулись в освобожденный Воронеж, а потом и в родной Ливны, в 1945 году ожидал призыва, но призывников 1927 года рождения так и не призвали, подал документы в военное училище, позже увидел в газете объявление о наборе абитуриентов в Тульский механический институт на специальность «Автоматическое оружие», только через горвоенкомат смог забрать документы и направить их в Тулу. Закончив в 1950 году с отличием Тульский механический институт, Аркадию Георгиевичу предложили продолжить учебу в аспирантуре, но он имел ярое желание скорейшей научной деятельности и его направили в подмосковный НИИ-61 (сегодня «ЦНИИТОЧМАШ») на должность инженера-конструктора по разработке автоматических пушек. В стенах ЦНИИТОЧМАШ произошло знакомство Аркадия Георгиевича Шипунова с Василием Петровичем Грязевым, именно здесь зародился и сформировался их научно-конструкторский и дружеский тандем. В 1955 году Аркадий Георгиевич рассчитал и разработал модель, а Василий Петрович сформировал и конструкторски реализовал принцип безударного досылания в скорострельной пушке. В том же году Шипунов успешно защищает диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук. В 1957 году Ковровский механический завод изготовил несколько опытных 23-мм автоматических пушек под обозначением АО-9 конструкции Грязева и Шипунова, к 1960 году был проведен весь спектр испытаний, и до 1965 года подготавливалось производство для серийного выпуска 23-мм пушек, получивших обозначение ГШ-23, которые стали вооружением МиГ-21, МиГ-23, Як-28, Як-130, HAL Tejas, Су-7Б, Су-15, Су-17, Су-25, Ил-76М, L-39ZА, Ту-22М, Як-38, Ан-72П, Ту-95МС, Ту-142МЗ, Ми-24, Ми-35М, Ка-25Ф, Ка-29, Ми-8МТВ, БМП-1. В 1950-х годах совместно Грязев с Шипуновым разработали и заложили научную основу для целого направления скорострельных автоматических пушек, за этот период времени работы в НИИ-61 сформировался системный подход Аркадия Георгиевича к работе, раскрылись не только его научные, но и организаторские таланты, за этот период времени он вырос от инженера-конструктора до заместителя главного инженера.
В 1962 году Шипунову предложили должность главного конструктора тульского ЦКБ-14, перейдя на работу в Тулу Аркадий Георгиевич столкнулся с проблемой урезания заказов, так как в этот период времени СССР вел программу по уменьшению научных изысканий в области артиллерии и пушечного вооружения в пользу расширения работ по ракетной тематике. В 1964 году после командировки в охваченный войной Вьетнам Шипунов выступил с докладом перед секретарем ЦК КПСС Дмитрием Устиновым, в котором убедил руководство страны в перспективности пушечного направления, которое находилось под угрозой закрытия. Параллельно Шипунов развивал молодые кадры, по его инициативе при Тульском механическом институте создается студенческое конструкторское бюро, которое возглавил Степанов Леонид Викторович, в мастерских активно начинается научная жизнь. В 1966 году под руководством Шипунова, предприятие обретает в качестве заместителя главного конструктора и руководителя стрелково-пушечного направления Василия Петровича Грязева и новое название «Конструкторское бюро приборостроения».
В 1960-1970-е годы коллектив Шипунова уделил внимание и управляемым ракетным противотанковым комплексам. Переход от артиллерии к ракетам был непростым – работы над первым ПТРК под названием «Овод» были неудачными, но Аркадий Георгиевич сделал выводы, и ПТРК второго поколения «Фагот» был принят на вооружение в 1970 году, управление ракетой «Фагота» было полуавтоматическим – оператору достаточно было навести и удерживать визир на цели, а дальше автоматика сама направляла снаряд. Развитием ракетного направления стали комплексы «Конкурс», «Метис», «Корнет», «Краснополь», «Китолов», «Тунгуска», «Каштан», которые создавались в сотрудничестве с другими предприятиями отечественного оборонно-промышленного комплекса.
В 1973 году Аркадий Георгиевич защитил докторскую диссертацию, в 1975 году стал профессором. В 1979 году «закрытым» указом Президиума Верховного Совета СССР А.Г. Шипунову было присвоено почетное звание Героя Социалистического Труда с вручением золотой медали «Серп и Молот» и ордена Ленина. В 1987 году Шипунов был назначен генеральным директором и генеральным конструктором НПО «Точность», расположенном в Туле.
С 1992 года Шипунов стал начальником и генеральным конструктором ГУП «КБ приборостроения» до 2006 года, а после оставался его научным руководителем. В 1991 году Аркадий Георгиевич занялся созданием оружия нового уровня для противовоздушной обороны страны, в 1994 году КБП представило первые варианты зенитного ракетно-пушечного комплекса малого радиуса действия «Панцирь-С1», который разрабатывался по результатам анализа боевых конфликтов того времени и последних тенденций в развитии высокоточного вооружения. Однако российское военное ведомство не заинтересовалось новым ЗРПК, и Шипунов предложил разработку зарубеж, в Объединенные Арабские Эмираты, которые предложили долгосрочное финансирование проекта, а российское правительство дало разрешение на экспорт. Только в 2012 году ЗРПК «Панцирь-С1» был принят на вооружение российской армии, при этом уже несколько лет он поставлялся в ОАЭ.
Шипунов и Грязев стали основателями современной научно-конструкторской школы проектирования высокоточного управляемого и стрелково-пушечного оружия, они создали целое семейство вооружения ГШ: в том числе авиапушки ГШ-23, 2А42 (используется на БМП и вертолетах), ГШ-6-23, ГШ-301, ГШ-302, ГШ-6-30, а также 18-зарядный пистолет ГШ-18. За годы своей научной деятельности Аркадий Георгиевич стал автором 740 изобретений, 120 образцов вооружения и 427 научных трудов.
25 апреля 2013 года Аркадий Георгиевич Шипунов скончался на 85 году жизни, его похоронили на Троекуровском кладбище в Москве рядом с женой. С 2014 года Конструкторское бюро приборостроения стало гордо носить имя академика А.Г. Шипунова.
Одно из интереснейших высказываний Аркадия Георгиевича Шипунова: "Я до сих пор не могу понять, как Сталину вообще удалось не только восстановить всю промышленность, но и добиться ее динамичного развития. Как удалось фактически заново воссоздать науку?! У меня в голове это не укладывается: 1929 год - по сути, нет ничего, а в 1939 году есть вполне современная научно-промышленная база, почти повсеместно возрожден профессионализм. Кто-то утверждает, что тогда все работали из-за страха оказаться в лагерях, быть даже расстрелянным. Но страх побуждает к рабскому труду, который никогда не бывает производительным, тем более - творческим. А те года как раз и отличались невиданной производительностью и настоящим всплеском свободного творчества".
Оружейная лига
5.7K поста23.2K подписчиков
Правила сообщества
Запрещено:
- Посты, не относящиеся к оружейной тематике
- Посты, имеющие целью обсуждение политической, религиозной или другой новостной повестки, не касающейся оружия напрямую
- Оскорбления других людей или компаний
- Заведомо ложные или непроверенные сведения, подаваемые как правда.