Как защитить автосервис от недобросовестного клиента
За годы в автобизнесе, а конкретно в автосервисе, набито множество шишек и куплено за деньги много опыта. В данном посте изложу, как именно я защищаюсь от потребительского экстремизма.
1. Оформляю документы. ВСЕГДА. Заявка, акт приемки, заказ-наряд, акт выполненных работ. Пусть распишется в каждом. Без подписанной заявки ТС в работу не берется. Акт осмотра тоже не ленитесь заполнять, а если сдают тачку грязной, то пусть ставит подпись "ТС в грязном виде, установить состояние кузова и ЛКП невозможно". Желательно сделать фото ТС со всех ракурсов.
2. В заявке прописаны правила обслуживания на СТО. Учтены возможные спорные моменты. Сорванные болты, слизанные шпильки, вывернутые с резьбой тормозные штуцеры, рассыпавшиеся датчики ABS, треснутые неоригинальные колесные колпаки и тд. Указано, что клиент согласен на устранение за свой счёт. Также указано, что клиент обязуется оплатить работы и материалы в полном объеме при получении ТС. Прописано платное хранение ТС на территории исполнителя после уведомления клиента об окончании работ.
3. Срок выполнения работ указываю 45 дней (это в рамках законодательства), на словах обговариваю реальный срок +/-, предупреждаю о возможных рисках по срокам (увеличится объем работ, не привезут вовремя ЗЧ, небо рухнет на землю) и НИКОГДА не назначаю дедлайнов. Может подвести поставщик запчастей, заболеть механ, да могут 380 отключить или оборудование сломаться. Стелю соломку. Адекватный человек поймет, экстремист начнет ломать на 3% от стоимости за каждый день. А в заявке и предварительном ЗН - 45 дней 🤷♂️
4. Заказ-наряды оформляю и предварительный (при приемке) и окончательный (по завершению работ). В предварительном сумму указываю ориентировочную с пометкой, что дополнительные работы и материалы будут согласованы с клиентом любым удобным способом на усмотрение исполнителя.
5. ВСЕ дополнительные согласования по работам/запчастям/материалам провожу с фиксацией. По телефону - крайне редко, хотя он пишет разговоры. Предпочитаю в мессенджере. Обязательно со стороны клиента не только прочитать месседж, а ответить на калькуляцию согласием. До согласования добро на проведение работ механам не даю. Также отправляю всем клиентам видео по все найденным неисправностям с рекомендациями по их устранению.
6. Встречаются индивиды, которые пытаются забрать авто без оплаты, или с существенной скидкой процентов в 50. Типа, авто мое, я вправе его забрать, со стоимостью я не согласен, увидимся в суде и тд, тачку или отдаете или вызываю копов. Три раза были подобные ситуации и три раза после их угроз органами разрывал им шаблон, собственноручно этих копов вызывая "не хочет платить за работы и запчасти, мошенник". ТС можно удерживать в качестве обеспечения платежа ст 666 ГК РБ (статья за самоуправство тут не работает, мнения у юристов расходятся, но я бывал в таких ситуациях трижды, с вызовом копов и прочими вытекающими, все три раза платил клиент). Акт выполненных работ он вправе не подписывать, а вот оплату внести обязан. После этого вправе подать в суд. Кстати, если в течение двух недель он письменно не уведомит, почему именно отказался подписывать акт, то акт считается подписанным, а работы принятыми.
7. На случай, если в ходе работ всплывают дополнительные траты, а клиент ни в какую "вы должны сделать ВСЁ, мне сумму обозначили, когда я сдавал машину, дополнительно ничего платить не буду, делайте за свой счёт!", в заявке есть пункт о том, что он обязан оплатить уже выполненные работы и установленные запчасти и забрать ТС в виде "как есть" - то есть авто на эвакуатор, болты по карманам. Также есть пункт о компенсации простоя рабочего места в размере половины стоимости нормочаса за каждый час простоя. Это убавляет пыл любителям "ну пусть у вас тут висит, место занимает, мне все равно".
---
Все эти средства защиты нужны ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО для конченных потребляшек и для нормальных адекватных клиентов не применяются! Справедливости ради скажу, что приятных и адекватных людей среди клиентов ПОДАВЛЯЮЩЕЕ БОЛЬШИНСТВО, а небольшой процент любителей поживиться за счёт исполнителя пусть страдает😈
Всем удачи и хороших клиентов!
---
PS если кто-то дополнит полезными советами, как обезопасить свой бизнес от потребительского экстремизма (или просто мудацких клиентов) буду признателен.
PPS мудацких клиентов тоже милости просим в обсуждения, без вас-то, все равно, не обойдется🤷♂️
PPPS да, я знаю, мы тут в своих автосервисах сами первые обманщики, но попробуйте свое возмущение пережить самостоятельно😁