Как это понимать: «Завтрак на траве» Эдуарда Мане

Сегодня мы с вами рассматриваем одну из самых скандальных картин середины 19 века, которая сейчас считается шедевром импрессионизма, а тогда, в 1863 году для многих стала доказательством того, что ее автор просто не умеет рисовать.

И действительно, если смотреть на это произведение с академической точки зрения, то в нем плохо буквально все. Купальщица на заднем фоне непропорциональна остальным персонажам, детали пейзажа прописаны кое-как, свет почему-то нелогично распределяется между фигурами, высвечивая дам и игнорируя господ. Да и вообще, кто изображает голыми обычных женщин?! Это разврат! Вот если это какая-нибудь богиня, тогда ладно, а такое – нет уж, увольте.

И художника таки уволили: его работу не приняли на Парижский салон, ради которого он ее и создал. Публика увидела картину на альтернативном «Салоне отверженных» и тоже не испытала восторга. Хотя нет, мужчины, быстренько проведя мимо нее своих дам, украдкой возвращались к ней, чтобы разглядеть получше.

Так что же всем этим нам хотел сказать автор? Начнем с того, что сюжет картины не нов и вдохновлен работами Рафаэля и Тициана. Дама в центре – любимая натурщица Мане, а ее спутники – вообще его родственники.

Некоторые искусствоведы обращают внимание на символизм натюрморта на переднем плане: там есть вишни – символ сладострастия, а рядом – лягушка – так называли проституток. Другие усматривают в полотне тонкий психологический подтекст: что обнаженная при полностью одетых мужчинах символизирует объективизацию женщин. Тут я сильно сомневаюсь: в те времена такая проблема вряд ли кому-то приходила в голову, к тому же сам Мане был тем еще ходоком.

Поэтому лично мне самой правдоподобной кажется версия про пощечину общественному вкусу, а, точнее, тем нормам, которые сдерживали художников как в выборе сюжетов и героев, так и в манере письма. Пусть все будет неправильно, но без слащавой идеализации и набившего оскомину академизма.

Когда шум вокруг картины немного улегся, оказалось, что ею вдохновились многие живописцы, так что «Завтрак на траве» стал «инструментом» взламывания художественных границ и даже основой для возникновения ряда направлений современного искусства.