Как я получал водительские права в Швейцарии

В какой то момент мне ужасно захотелось восполнить пробел в своей жизни и получить-таки водительские права. В этом посте я расскажу о процессе получения, ценах, и поделюсь личным опытом.

Как я получал водительские права в Швейцарии Жизнь за границей, Эмиграция, Швейцария, Вождение, Длиннопост


Сам процесс получения состоит из нескольких этапов, или ключевых точек, которые необходимо выполнить, чтобы все удачно сложилось. Так как Швейцария - страна с несколькими официальными языками и разными кантональными политиками, я не буду включать в обзор вообще все, а остановлюсь на моём опыте - сдаче экзамена в кантоне Берн. К слову, для каждого кантона существуют веб странички, где конкретно указан процесс сдачи, требуемых документов и тд.
Например, для этих кантонов гугол выдаёт следующие результаты:
- Цюрих
- Санкт Галлен
- Берн
Но еще есть и самый официальный гайд - вот здесь

Я пользовался только последней ссылкой.
Итак, вперед, будет много текста!

## Шаг 1. (Обязательно) Прохождение курса по оказанию экстренной помощи

Курс обычно или двухдневный или разовый, проходит вечером после рабочих часов или в какой-то из выходных. Длительность - около 8ми часов. Рассматриваются темы возможных опасностей на дороге, базового строения человеческого организма, реакций на инциденты, методы связи с полицией, скорой помощью и тд, а также самими способами оказания помощи до прибытия профессионалов. Я брал курс длиною в два дня, и, что забавно, из группы в человек двадцать около пятнадцати были ребята до 18ти лет: либо в последних классах школы, либо в начале Lehre (спец. вид обучения в Швейцарии). Конкретно мой курс велся в виде презентации с обсуждением; на второй день упражнялись делать массаж сердца на манекенах под Staying Alive.

На курсе как-раз во время разговора о распознавании того, что человеку нехорошо, один из молодых парней внезапно охнул и упал в обморок. Лектор курса бросилась к нему сразу же, и после пары оплеух парень очухался. Все сильно перепугались, и, после визита в больницу, молодой человек уехал домой. Не уверен что ему разрешат дальше после таких "случайностей" просто так пойти сдавать курс во второй раз.

Но ладно. Курс закончен - получаем сертификат и едем идем дальше.

## Шаг 2. (Обязательно) Тест на зрение

Ничего необычного - самый простой тест, где специалист оценивает, насколько острое ваше зрение, периферическое зрение, тест на переключение внимания, тест на адаптацию со светлого фона на темный.

Достаточно иметь около 65% остроты зрения чтобы пройти, хотя это можно зависеть от оценки профессионала и конкретной методики тестирования. Я взял дешевый тест и прошел без проблем.

## Шаг 3. (Обязательно) Теоретический экзамен

Все верно - для того, чтобы держать баранку, надо сначала сдать теоретический тест.Ну а чтобы сдать тест нужен сертификат по курсу экстренной помощи. Экзамен содержит около 50 вопросов из 500 возможных и длится 45 минут. Как готовиться? Можно опять же пойти на курс (я пожалел время и деньги и никуда ни ходил), можно купить книжки с теорией, а можно купить приложение два вашего девайса и уже там напрямую проходить тесты.
Для себя я пользовался следующими ресурсами:
- читал теорию тут
- а вот здесь упражнялся.
Приложение стоит 20 франков, что очень по-конски, но содержит 99% идентичные вопросы, как на теор. экзамене.


Все теоретические вопросы - с картинкой и без видео/аудио, нет чек боксов, везде радио кнопки (переключатели) для выбора ответа. На вопрос можно ставить несколько правильных ответов, при этом из 3 возможных кнопок неправильных могут быть максимум две. За весь экзамен можно набрать 150 очков, экзамен считается провальным, если количество ошибок больше 10%. Как по мне, 10% это очень толерантный барьер.


Примеры вопросов:

Как я получал водительские права в Швейцарии Жизнь за границей, Эмиграция, Швейцария, Вождение, Длиннопост

Разрешена ли здесь остановка для посадки и высадки пассажиров?
- Нет, ни в каком случае здесь нельзя останавливаться
- Да, если это не преграждает движение публичного транспорта
- Нет, можно остановиться только для погрузки и выгрузки груза

И еще:

Как я получал водительские права в Швейцарии Жизнь за границей, Эмиграция, Швейцария, Вождение, Длиннопост

- в данном туннеле не разрешен обгон
- нельзя покидать правую полосу движения
- в этом туннеле разрешается обгон, т.к две полосы движения указывают в ту же сторону

В целом у меня заняло около 15 часов, чтобы пробежаться по всем вопросам, а также еще 5-6 часов на пробные экзамены. Fun fact: в Швейцарии запрещено парковаться на главных дорогах вне города. На мой вопрос: "а как же грибники..?" был дан ответ "только на парковочном месте".

Регистрация на теоретический экзамен проходит обычно онлайн через сайт кантона. Через пару дней после нее я получил письмо с приглашением. Сдача проходит в "ГИБДД" (Verkehrsamt) города. Я в составе группы из 20 человек пришел к нужному кабинету в отделении, во время экзамена на айпаде для сдачи ввел пароль к приложению и свое имя и фамилию и спокойно прошел тест. Сдавать тест можно сколько угодно раз! При мне пара чуваков не прошла, сделала около 40% ошибок и спокойно побежала по своим делам.

Там же, если успешно сдаешь тест, печатают и другой документ - учебное водительское удостоверение (Lerhfahrausweis). Оно будет действовать в течение следующих двух лет. Вот так выглядело моё:

Как я получал водительские права в Швейцарии Жизнь за границей, Эмиграция, Швейцария, Вождение, Длиннопост

Ура! Этот шаг завершен, идем едем на следующий!

## Шаг 4 (Необязательно) Практика вождения

Да, вы не ошиблись. Необязательно накатать какую-то норму часов, чтобы регистрироваться на экзамен. Можно регистрироваться в тот же день как получишь учебное удостоверение (если завершили шаг 5 заранее). Я машину не водил долгое время, и решил все-таки заново набираться практики. Можно это сделать следующими способами:

- ездить с учителем и проходить курс вождения
- ездить с сопровождающим, который уже имеет права три года и который старше 23 лет. Сопровождающий всегда должен иметь доступ к ручному тормозу на случай дрифта как в Need For Speed экстренной ситуации

Я ездил и так, и так.

При этом каждый автомобиль, которым управляет ученик, должен быть явно сзади маркирован большым магнитным знаком L (Lehrling то-бишь ученик) как здесь:

Как я получал водительские права в Швейцарии Жизнь за границей, Эмиграция, Швейцария, Вождение, Длиннопост

Т.к. стоимость часа езды неимоверно дорогая, то больше старался набрать механики выполнения на уроке с учителем, и уже с друзьями брали машину напрокат или же на их машине отрабатывали маневры.

Пару слов по поводу цен: приготовьтесь открыть пошире ваши кошельки, стоимость урока начинается он 75 франков за час и заканчивается в районе 130. В пересчете на российские рубли, это от 6870 до 12000 рублей за 60 минут. Некоторые школы сдирают еще около 90 франков за разовую оплату страховки на курс вождения. Даже для местных это дорого. Большую часть времени я катался с друзьями))
Насколько далеко и долго можно кататься с таким аусвайсом? Да хоть весь день, хоть всю страну объезжайте. Я ездил и в горы, и во франкоговорящие кантоны, и брал мини грузовые авто для практики - было здорово. Такую "фичу" я бы желал и во многих других странах, Швейцария в этом плане очень либеральная. Единственное - кататься по автобанам официально не разрешается, если вы еще не готовы к экзамену, но я это правило с друзьями несколько игнорировал.
В целом я накатал около 14 часов с учителем и 25 часов частного вождения.

Вообще мне кажется, что местные учителя зарабатывают неплохие бабки, и ученикам предлагают очень крутые автомобили для учебы. Я катался как на ручной так и на автоматической версии Suzuki Sx4 S-Cross, а многие преподаватели ездят на уроках на мерседесах, парочку даже видел на тесла.

## Шаг 5 (Обязательно) Курс по знанию дорожного движения - (VKU aka Verkerskunde)

Это еще один курс, который обязателен для получения удостоверения.
Курс поделён на модули, включающие следующую информацию:
- Модуль 1: Функция органов чувств, распознавание опасностей и безопасное вождение, техника смотрения на дорожное полотно и движения взгляда
- Модуль 2: Движение на дороге, погодные условия, времена года
- Модуль 3: Динамика дорожного движения и безопасность, физика в процессе вождения
- Модуль 4: Тактика вождения, способность водить автомобиль и "зеленое" вождение, тактические правила для безопасного вождения

Курс тоже предлагается многими школами, часто даже частными учителями. У одного из них прямо на границе города я и брал урок. Обучение как обычно было в группе. Вел коренной швейцарец, и он в какой-то степени офигел, когда узнал, что я могу понимать на Hochdeutsch и на местном диалекте. При этом, чтобы я понимал целиком все, он какое-то время пытался сносно говорить без своего сильного швейцарского акцента, но все все его попытки закончились на двадцатой минуте)) курс я проходил с местными ребятами.
Там же нам показали как обходиться с автомобилем в холодное время, как проверять и доливать масло, антифриз, глубину паттерна у шин и тд.

Как я получал водительские права в Швейцарии Жизнь за границей, Эмиграция, Швейцария, Вождение, Длиннопост

Итак, я наездил нужное количество часов и прошел обязательные курсы. Пора сдавать экзамен!

## Шаг 6 (Обязательно) Практический экзамен

Как я уже говорил, сдавать экзамен можно хоть сразу. Однако так делают немногие. Регистрация проходит либо через учителя (я ему это заделегировал) либо лично. На экзамен приезжаете на своей машине (учителя). Что мне понравилось - сдавать можно на автоматической коробке, права больше не разграничивают между автоматом и ручной. После кумеканья с моим преподавателем решили сдавать на автомате - шансов заглохнуть почти нет, больше внимания на дорогу. Опять же, после письменного приглашения из Verhehrsamt я вместе с преподом поехал на сдачу. Весь процесс занял 45 минут и включал все базовые маневры. Садишься с авто с экспертом, и он направляет тебя по городу, твой учитель при этом чиллит и читает книжки в ГИБДД (и зарабатывает).

Сдал я с первого раза и очень этому рад. Однако, не всем так везёт с экспертом, или нехватает практики езды. В этом случае действуют следующие правила:

Не сдал с первого раза
Через несколько дней должно прийти приглашение с возможностью повторить. Дата экзамена - минимум через месяц от даты последней сдачи

Не сдал с второго раза
Можно зарегистрироваться на новую попытку, только если школа вождения письменно подвердит, что вы прошли обучение вождению (как быть частным лицам, которые не ходили в школу, я даже не знаю)

Не сдал с третьего раза
Нужно проходить специальный тест на готовность к вождению (за ваши бабосы). Тест проходит на компьютере и проверяет ваши способности держать руль, следить за опасностями, проверять концентрацию и тд.

Не сдал с четвертого раза
Все, больше ездить нельзя. У вас изымают ученические права и просят, чтобы ваш сопроводитель доставил автомобиль на нужное место, больше садиться за руль вы не можете.

К сожалению, и такие люди тоже существуют. Вдруг, если интересна статистика, можно посмотреть здесь

Таким образом я получил права, но это еще не все!

## Шаг 7 (Обязательно) WAB Курс и дальнейшее обучение.

Мои текущие права называются Führerschein auf Probe (права на период пробации) и будут таковыми в течение трех следующих лет. Это означает как минимум, что в течение этих лет надо ездить без аварий, существенных штрафов за превышение скорости, эксцессов и тд, иначе запретят езду насовсем.
Кроме этого, в рамках следующих 12 месяцев после получения таких прав каждому обладателю необходимо пройти курс дополнительного обучения, в котором уже на практике будут учить таким вещам как управление транспортным средством, торможение, уклонение в торможении, дистанция, отвлечение внимания и прохождение поворотов. Это мне еще предстоит пройти)


Итак, подводим итоги.

Мне как эмигранту было достаточно интересно участвовать в процессе вместе с местными, учитывать их интересы для вождения и повышать свой навык владения немецким.
Я накатался по горам и склонам с друзьями и, спасибо им, понял, когда нужно понижать передачу при езде в гору)
Обучение вышло очень недешево, но такие вещи делаешь один раз в жизни, и экономить на них не хочется (да и не получится)
Покупать тачку я скорее не буду, т.к. общественный транспорт здесь это просто мана небесная. Скорее всего, буду арендовать на дневные поездки туда, куда нет пути поездом или ездить с друзьями на долгие дистанции.

Ну вот и все, удачи!

А ЧТО ПО ДЕНЬГАМ?
Посчитаем:
Курс экстренной помощи 100
Приложения для упражнений 25
Теоретический экзамен 60
Вождение с учителем 1260
Вождение с друзьями 250
Курс Verkehrskunde 199
Практический экзамен 300
Курс WAB 450
-----------------------------------------------------------------
Итого 2644

На самом деле выйдет даже чуть-чуть больше, потому что приходилось платить за парковку во время поездок с товарищами, и я проворонил один урок вождения, был вынужден заплатить.

Как я получал водительские права в Швейцарии Жизнь за границей, Эмиграция, Швейцария, Вождение, Длиннопост

Швейцария

140 постов969 подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Просьба не нарушать законы Российской Федерации, Швейцарской Конфедерации и здравого смысла.

Посты политической направленности не относящиеся к внутренним делам Швейцарии категорически не приветствуются.