Как выбрать велосипед, мой личный опыт.
О том как я бросил курить, писал в прошлом посте. Затем мы с моей девушкой (несолидно конечно в мои 30-ть ее так называть, но мы не расписаны), начали совершать пробежки, по вечерам и по выходным. Вечерами бегали на местном стадионе, а по выходным выбирали красивые места и ехали туда, заодно весь процесс снимали на видео...
Но вот неумолимо приближается лето, и хочется новых ощущений и мы задумались над приобретением велосипедов.
До озеленения своего организма я вел разгульный образ жизни... Бухло... Телки... Курево... Ну и не скрою что покуривал травку, хоть очень редко. За это все не стыдно, за это просто обидно, и жалко потерянное время, здоровье и кучу денег впустую. Но не об этом...
Короче говоря так как спортивной жизнью я не интересовался совсем, то и мнение о великах осталось на уровне советских "КАМА", "САЛЮТ", "ШКОЛЬНИК", "УРАЛ". Нахватавшись верхушек от приятелей и коллег на работе, я решил во всем разобраться и отправился в ближайший вело-салон, искать истину. Там я увидел просто МЕГА-огромное количество велосипедов разных цветов и размеров. Ко мне подошел менеджер по продажам (продавец-консультант), поинтересовался, что я ищу. Ну я ему в лоб:-"Поставь мне три велосипеда, дешевый, средний и самый дорогой в вашем салоне". Паренек не растерялся и быстренько прикатил и поставил их передо мной.
Это были по ценовому возрастанию:
-ROLIZ 26-119 (около 15k руб)
-TOTEM 26-302 (около 24k руб)
-TOTEM 29-130 (около 30k руб)
Цены Хабаровские, и прошу на них не ориентироваться, я их приписал просто чтобы ощущать разбег между велосипедами. В интернете я видел ценники на них намного дешевле, а на китайских сайтах думаю вообще можно сэкономить.
Едем дальше... Менеджер начал рассказывать о каких то цифрах, поколениях, что я вообще запутался, я даже вообще не понимал с чем сравнить, ведь если взять ту же "КАМА" из детства, то она казалась вообще "овощ" по сравнению даже с самым дешёвым велосипедом в салоне.
Главное что я уловил, это, то что:
- сейчас на рынке преобладают фабричные китайцы;
- у велосипедов разные размеры рам и колес и измеряется это все в дюймах;
- ну и навесное (тормоза, переключатели, цепь, втулки, вилка и пр.) все разное.
Короче с кашей в голове отправился домой - переваривать. Открыв вики я быстро выяснил какие типы велосипедов по их предназначению бывают:
-городские или city bike;
-горные или mountin bike;
-шоссейные или road bike;
-и трековые или track bike.
В двух словах опишу для чего какой предназначен: (выписка из wiki)
Городские велосипеды предназначены для поездок на работу, в магазины и прогулок. У них средний или большой вес рамы и шин, одна передача либо планетарный механизм переключения скоростей.Такой велосипед оборудуется полными передним и задним крыльями, защитой цепи, он часто снабжается корзиной. Посадка варьируется от прямой до очень прямой.
Горные велосипеды предназначены для внедорожной езды, и включают в себя другие типы внедорожных велосипедов, такие как кросс-кантри, даунхилл, фрирайд. Все горные велосипеды имеют очень прочные рамы и колеса, широкие шины с высоким протектором, и усиленный руль. Как правило, горные велосипеды имеют амортизаторы разных типов (пружинные или пневматические, либо газовые пружины), и гидравлические или механические дисковые тормоза. Диапазон скоростей на горном велосипеде очень широк, от очень низкого до среднего соотношения, и, как правило, от 16 до 30 передач.
Шоссейные велосипеды предназначены для скорости и соревнований по шоссейному велоспорту. У них легкие рамы и компоненты с минимальным количеством аксессуаров, низким рулём, чтобы обеспечить мощную и аэродинамическую посадку, узкие шины высокого давления для минимального сопротивления качению и несколько передач.
Трековые велосипеды предназначены для езды по открытым или закрытым велотрекам, исключительно просты по сравнению с шоссейными велосипедами. У них есть одно передаточное число, фиксированная трансмиссия (то есть без муфты свободного хода), отсутствуют тормоза, и минимальное количество других компонентов, которые иначе причисляли бы велосипед к шоссейным.
Трековые и шоссейные в силу их специфичности я сразу вычеркнул, нет у нас хороших дорог, а на шоссе выползать еще и опасно.
Городской мне показался слишком унылым по дизайну (какой то бабушкин дизайн), и напомнил сразу наши советские велики.
Короче остались горные велосипеды, они как я писал уже выше делятся на три типа, кросс-кантри, даунхил и фрирайд.
Фрирайд-это стиль катания на велосипеде, подразумевающий под собой езду на велосипеде по сложным, иногда искусственно сооружённым трассам, использующим естественные природные и искусственные препятствия. Думаю что навыки для этого стиля надо было развивать еще в подростковом возрасте, а мне уже поздновато.
Даунхил-дословно "вниз с холма", экстремальная гоночная дисциплина горного велосипеда, суть которой заключается в прохождении трассы на время. Типичная трасса даунхилла содержит в себе различные участки — крутые спуски, резкие повороты (контроуклоны), неровности в виде ям и бугров, торчащие камни и корни деревьев, иногда строятся более сложные препятствия в виде биг-эйров и дропов. Даунхил показался мне опасным но мега-захватывающим, и все же не то...
Кросс-кантри — гонки по пересеченной местности со спусками, затяжными подъёмами, скоростными и техническими участками. Это то что надо!!! Я люблю природу и пересеченную местность, никаких травм а эмоций прибавиться не мало!!!
И каким же должен быть велосипед для таких гонок?
Для кросс-кантри обычно используется горный велосипед с прочной и легкой рамой (с одной или двумя подвесками), с контактными педалями, позволяющими фиксировать ногу гонщика, с дисковыми или ободными тормозами. На соревнованиях обязательно использование шлема, защищающего голову участника. И никаких супер-пупер требований, так же его можно использовать при желании покататься по городу.
Для чего мне нужен велосипед-я определился! Теперь когда начал вырисовываться силуэт, я решил разобраться с навесным.
А именно:
-Тормоза
-Переключатели
-Втулки
-Цепь
-Звезды
Тут, бесспорно, непревзойденным лидером в производстве механических систем для горного велосипеда является японская фирма Shimano. Shimano имеет широкую линейку профессиональных и любительских систем для MTB и обновляет их каждый год. Для частей, подверженных наибольшему износу (таких как задний переключатель, звезды, кассета и каретка) используются механизмы более высокого класса, а для остальных компонентов на 1-2 уровня по-ниже.
Сейчас мы рассмотрим всю линейку оборудования shimano по группами, начиная с начальной:
-Tourney:
Это самая начальная группа. Используется при сборе детских велосипедов и очень дешевых (до 200 зеленых) – «витринных» экспонатов)) Компоненты этой группы недолговечны, тяжелы и при поломке их проще выкинуть и купить новые, чем ремонтировать. В механизмах используется много пластика, но их покупают потому, что они дешевые и служат какое-то время. Компоненты Tourney рассчитаны на 21 скорость
-Altus
Почти такого же низкого качества штамповки как предыдущая группа, но в отличии от первой каждая деталь имеет уже логотип Altus. Предназначена эта группа для сборки 21-24 скоростного «горного велосипеда».
-Acera
Эта механика уже лучше двух предыдущих групп. Встречается даже на велосипедах за 500 зеленых рублей в тех местах, где механизмы не сильно подвержены износу (как например передний переклюк). Качество работы выше, но металл еще довольно мягкий и подвержен деформации при экстремальном использовании, и пластик оставляет желать лучшего. Эти механизмы уже ремонтопрогодны и рассчитаны на 24 скорости. MTB с такой комплектацией подойдет если вы покупаете горный велосипед первый раз и хотите попробовать как это: гонять по кочкам)
-Alivio
Компоненты этой группы предназначены для сбора 24 скоростных байков с направленностью на туризм. Они находятся посередине между серьезным профессиональным оборудованием и дешевыми моделями. Механизмы Alivio более выносливы, долговечны и относительно легки. Используются на горных велосипедах ценой 600 вечнозеленых. До 2002 года компоненты этой группы были очень и очень хорошие.
-Deore
Используется на байках ценой до 1 500 долларов. Они легки и надежны. Первая группа в которой можно найти качественные дисковые тормоза как механические, так и гидравлику. Линейка механизмов этой группы так широка, что вполне можно собрать качественный горный велосипед для любительского кросс-кантри. Максимальное количество скоростей составляет 27.
-Hone
Эта группа хоть и примерно одинакова по характеристикам со следующей по классу линейкой LX, но все же довольно сильно отличается. Hone больше подходит для экстремальных видов спорта, в частности для all-moutain. На весе тут особо не экономили, поэтому компоненты тяжеловаты для кросс-кантри. Характерная особенность в том, что задний переключатель крепится на ось втулки, на не на раму. Система бывает с тремя звездами и с двумя с защитой. В Европе эта группа, к сожалению, не продается.
-Deore LX
Вот мы и добрались до профессионального оборудования Shimano. Это уже совсем другие механизмы, чем те, что были рассмотрены. Вернее между ними просто громадная пропасть. Используется множество элементов не встречающихся ранее. Это и тормоза с колодками, обеспечивающими параллельное сжатие, механизмы со специальным антикоррозийным покрытием, полые шатуны, а также система с интегрированной кареткой. Особое внимание стоит обратить на заднюю втулку, где кроме обычного храпового механизма представлен роллерный механизм, обожаемый всеми любителями триала. Группа Deore LX будет лучшим выбором для хорошего 27-ми скоростного MTB, это самые лучшие механизмы по приемлемой цене.
-SLX
Это линейка появилась с 2009 года. Хоть и является модификацией LX — SuperLX, но по своим характеристикам не хуже XT. Поражает количество представленных передних переключателей, их аж 5! Это обусловлено тем, что в этой линейке помимо системы с 3 звездами есть мощная система с 2 звездами с заточкой под агрессивное катание. Дизайн новой линейки может поконкурировать даже с XTR. Обновленные монетки работают в двух плоскостях. Тормоза SLX на 20% эффективнее LX.
-Deore XT
Оборудование Shimano этой группы рассчитано на 27 скоростей, но на ее базе можно собрать уже действительно профессиональный горный велосипед для любой дисциплины, стоимость которого может быть до 4 000 у.е. Чтобы понять, что это такое, скажу, что у переднего переключателя Deore XT внешняя и внутренняя пластины имеют независимый ход. XT используют даже в профессиональных велогонках и это не удивительно, так как эта группа вплотную приближена к топовой линейке XTR. Также в можете почитать о более новом 30-ти скоростном оборудовании Shimano XT Dyna-sys.
-Saint
Линейка Saint разработана для максимального контроля за MTB в самых агрессивных условиях, таких как Даунхилл, Slope, фрирайд в стиле North Shore. Это самые надежные комплектующие во всей линейке Shimano. Моментальное переключение без холостого хода, бескомпросиная влаго- и грязезащита, 1 и 2-х звездная система с высокопрочными шатунами. Подшипники задней втулки для снижения нагрузки на них были разнесены на максимальное расстояние. Задний переключатель, как и у Hone крепится к втулке. Дизайн этой «святой» линейки выше всяких похвал.
-XTR
XTR — в нем воплощено все самое лучшее, что было придумано инженерами, дизайнерами и конструкторами Shimano. Это удел избранных профессионалов. Для создания каждого шедевра этой линейки используются лучшие титановые, алюминиевые сплавы и карбон. Переключение передач и торможение здесь осуществляется движением одной ручки в разных плоскостях. Полный комплект этого совершенства с дисковыми тормозами можно найти от 2 000 у.е. Лучшие горные велосипеды собираются на этой механике, так как она имеет легендарную надежность.
Существуют также несерийные компоненты, не относящиеся к какой-либо определенной группе. К ним относятся некоторые тормоза, тормозные ручки, каретки, втулки и системы. Конкурирует на рынке с Shimano только американская фирма Sram.
А так же я решил разобраться с вилками:
По типу амортизаторов, велосипедные вилки делятся на следующие виды:
пружинные
пружинно-эластомерные
воздушные
масляно-воздушные
масляно-пружинные
Пружинные велосипедные вилки - к ним относятся дешовые вилки, конструкция которых содержит одну или две пружины. Как амортизатор такие вилки не работают, поскольку отсутствует демпфер, но все равно добавляют комфорта в езду. В таких вилках может быть настройка жесткости Preload +/-.
Пружинно-эластомерные амортизационные велосипедные вилки - в таких вилках помимо стальной пружины установлен стержень из полимерного материала, он выполняет роль демпфера. Эти бюджетные вилки могут иметь регулировку Preload и LockOut.
Воздушные амортизационные вилки - в них роль демпфера и амортизатора воздух, которых закачивается в вилку насосом. При длительной и агрессивной эксплуатации могут пропускать воздух из-за износа манжет (теряет плотность). Имеют регулировку Preload и Rebound в широком диапазоне, также может быть LockOut.
Масляно-воздушные - в таких вилках в роле демпфера играет роль заполненный маслом картридж, а пружиной служит накачанный воздух.
Масляно-пружинные вилки - также демпфером служит масляный картридж, а пружина изготовлена из прочной стали. Одни из самых надежных и дорогих велосипедных вилок. Имеют различные настройки жесткости и блокировку.
Настройки, которые используются на амортизационных велосипедных вилках.
Preload - предварительная нагрузка, настройка жесткости пружины. В дешевых вилках как правило не сильно заметно влияет на реальную жесткость вилки.
Rebound - отскок / отбой. Данная настройка регулирует скорость отскока вилки - возврат в исходное положение.
Compression - регулирует скорость сжатия вилки, обратная величина отскоку (Rebound).
LockOut - блокировка хода вилки велосипеда. Становится жесткая, удобно использовать на ровной дороге.
Пост получился достаточно большим, но когда я искал велосипед, то прочитал бы его взахлеб!!! Теперь я точно, как дизайнер и инженер прорисовал до мелочей свой будущий байк, не забыв о какой то детали и не вписав туда ничего лишнего. К сожалению я пока я его не приобрел, но скоро это осуществится. Я буду очень рад если эта статья поможет при выборе велосипеда.
Лига Велосипедистов
6.7K поста14.3K подписчика
Правила сообщества
Запрещается добавлять посты следующего содержания:
- с просьбой денег на что либо
- с поиском и предложением работы
- объявления о продаже / покупке
- объявления о съеме / сдачи недвижимости
Только тематическая информация. Юмор, стеб не возбраняется, но и не похваляется.