Как узник Шлиссельбургской крепости изобретал подводную лодку

Как узник Шлиссельбургской крепости изобретал подводную лодку Наука, Техника

В 1824 году в Медико-хирургическую академию в Санкт-Петербурге поступил учиться Казимир Черновский, сын небогатого помещика из-под Минска. Студент был уже не молод, на тот момент ему исполнилось 33 года, увлечен революционными идеями, что было не редкостью для того времени даже в дворянской среде. Неудивительно, что Черновский не закончил академию, а в 1829 году оказался в камере Шлиссельбургской крепости за вольнодумство. Вскоре на стол императору Николаю Первому легло необычное письмо, в котором автор сообщал, что несколько лет работает над проектом подводного судна. Черновский, автор данного письма, уверял самодержца, что, при наличии достаточного количества материала и рабочих, он готов за 40 дней изготовить подводную лодку, с помощью которой можно будет опускаться на морское дно для сбора жемчуга и растений. Кроме того, автор отдельно подчеркивал незаменимость «потайной» лодки в военном деле: она может незаметно подкрадываться к кораблям неприятеля и уничтожать их, оставаясь незамеченной. Ничего подобного в военно-морском флоте других стран не было. Император заинтересовался проектом, и потребовал от узника предоставить подробный план строительства данной лодки. Уже через три недели на его столе лежала рукопись «Описание подводных судов». Что же содержалось в этой работе? Черновский предлагал изготовить цилиндрический корпус лодки из железа, обтянув его изнутри кожей для того, чтобы сохранять тепло внутри. Передвигалось данное судно с помощью семи пар весел с кожаными манжетами, предохраняющих от попадания воды внутрь корпуса. Погружение лодки и подъем на поверхность обеспечивали 28 резервуаров. При погружении они заполнялись водой, а при всплытии вода выдавливалась с помощью специальных рычагов. Черновский разработал еще и мину, которая устанавливалась на днище неприятельского судна. Проект был одобрен императором, который передал его Павлу Базену – генералу Корпуса путей сообщения, высшего технического учебного заведения России. Именно ему было поручено продолжить работу над созданием подводной лодки. А дальше произошло нечто странное – получив на руки все чертежи, Базен вдруг объявил данное изобретение бесполезным, а вскоре уехал на родину – во Францию. Вероятно, увез с собой и все документы. А сам Черновский, вероятно отчаявшись выйти на свободу, предпринял попытку самоубийства, но надзирателям удалось спасти его. Его амнистировали и отправили в ссылку в Архангельск, где ему удалось даже получить должность мелкого чиновника в губернском управлении. Но, как видно, от вольнодумства Черновский так и не избавился, он планировал захватить военное судно и отправиться на нем в Италию, помогать местным революционерам. Черновский снова был арестован и отправлен в город Сарапул Вятской губернии, где и провел последние годы жизни. Изобретатель, чьи планы так и не осуществились, скончался в Сарапуле в 1847 году в возрасте 56 лет. Кстати, его идея была далеко не первой. Еще в 1718 году некий Ефим Никонов обращался к Петру Первому с проектом строительства “потаенного судна».

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
14
Автор поста оценил этот комментарий
увлечен революционными идеями, что было не редкостью для того времени даже в дворянской среде

Революционными идеями обычно и маются сытые барчуки, что тогда, что сейчас. Где вы видели "революционного лидера" из рабочих или крестьян?

Что же касаемо лодки - проект был очевидно дурацкий и бесполезный, не говоря про нереализуемость(воду он из балластных цистерн рычагами выдавливать собрался...).

раскрыть ветку (3)
3
Автор поста оценил этот комментарий

воду он из балластных цистерн рычагами выдавливать собрался...
Я так то не силён в гидравлике, насколько это вообще реально? Выкачать жидкость из баластных цистерн. Их же чем то (что легче воды) заполнить надо. Да и насколько реально на глубине, скажем, 30 метров при помощи рычагов выкачать воду из цистерн?

раскрыть ветку (2)
7
Автор поста оценил этот комментарий

Судя по тому, что собирался выдавливать - резервуары должны были быть мягкими кожаными бурдюками(резину тогда ещё не изобрели). Соответственно воду предполагалось из них выдавливать за борт за счёт чего уменьшалось водоизмещение всего судна. Реализуемость данной идеи весьма сомнительна как в части изготовления кожаных бурдюков выдерживающих давление 3 атмосферы, так и в части выдавливания из них воды(3 атмосферы это обычное давление в водопроводе, попробуй наполнить водой из крана мешок и выдавить её обратно в водопровод).

1
Автор поста оценил этот комментарий

Понадобится ещё как минимум храповой механизм.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку