Как учат психологов - Гештальт-терапевтов
В своих прошлых постах я писал о том, как не нарваться на опасную терапию и как выбрать подходящего, "полезного" психолога-психотерапевта.
В комментариях попросили осветить тему обучения гештальт-терапевтов.
Поэтому я и пишу этот пост.
Начну с конца.
Для того, чтобы стать профессиональным, признанным сообществом профессионалов в гештальт-терапии, терапевтом, необходимо пройти сертификацию и получить сертификат, подтверждающий право называться гештальт-терапевтом. Как я писал в первых постах - клиенты редко интересуются наличием сертификата, а зря...
Как вы увидите ниже, получить его непросто и он подтверждает проф.пригодность и наличие профессиональных навыков психотерапевтов.
Важный момент -- я пишу, как и в прошлых постах, не о психотерапии и обучении вообще, а о том, в чем сам принимал участие, а принимал участие я в программе обучения Московского Гештальт Института (несмотря на название, он работает по всей стране и этот институт не дает высшего образования, в него приходят учиться люди уже с высшим образованием :) )
Отбор
Обучение Гештальт-терапевтов (я устал писать это длинное словосочетание и буду заменять его на ГТП, ладно?) начинается с отбора. Отбор - это собеседование, вернее просто беседа (не как при приеме на работу) цель которой:
1. выяснить, зачем студент идет сюда учиться, какие у него планы, насколько он осознанно выбирает свой путь, чтобы не было разочарований. (они все равно бывают, но об этом ниже)
2. не взять в группу людей с выраженными психологическими отклонениями (с умеренными трудностями - допускается), которые не дадут группе нормально работать
Естественно, преимущество при отборе в группу дается людям с базовым психологическим, медицинским или педагогическим образованием. Для меня это не было проблемой, т.к. по базовому образованию я коррекционный педагог + магистратура и аспирантура по спец.психологии. Это как раз сочетание педагогики, медицины (в том объеме, который нужен для терапевта) и психологии.
По возможности состав групп стараются сделать разнообразным (мальчики, девочки, разный возраст, семейное положение и т.п.), чем разнообразнее группа, тем больше разнообразного опыта получает будущий ГТП.
Обучение. 1-я ступень.
Обучение делится на 2 ступени.
1-я ступень длится 1,5 года (по факту, как правило, дольше, до 2-х лет) - называется «Основы гештальт-терапии» - знакомство с методом, обучение основным понятиям и принципам гештальт-подхода, личный терапевтический опыт в группе, работа с индивидуальным терапевтом, участие в интенсиве в клиентской позиции. Начиная с кавычек - это копипаст с сайта МГИ. А теперь попробую раскрыть подробнее - как это происходит:
Что происходит на первой ступени
Вот эта картинка отлично иллюстрирует то, как часто проходят обучающие гештальт-группы. Неформальная обстановка, демократичность, свобода в выражении чувств. Для тех, кто привык к "обычному" школьному или институтскому образованию - в начале очень непривычно :)
1. Группа - 8-12 человек, девочек, как правило, значительно больше чем мальчиков. 2-е ведущих группы - тренеры МГИ. Практикующие терапевты с большим стажем терапии и супервизии (что такое супервизия - писал в прошлом посте) и со специальной подготовкой тренера.
2. Время (длительность) - примерно 7 трехдневок в год. Трехдневка - это вечер пятницы (с 17 до 21 часа + суббота (10-19) + воскресенье (10-19). Ну примерно так, разные группы по разному договариваются.
Такое время (выходные) выбирается потому, что большинство - работающие люди.
3. Как проходит 3-х дневка. Да по-разному проходит, но основные составляющие это:
- элементы групповой психотерапии с участниками группы, если вы когда-нибудь были на психотерапевтической группе, то вы представляете, что это. Для тех, кто не был - ну трудно объяснить в этом посте, только если отдельный писать. Если коротко совсем - то участники группы выносят какие-то свои проблемы, переживания, трудности на группу - рассказывают о них, делятся с другими. Тренеры берут на себя роль психотерапевтов (а на момент первой ступени они единственные, кто в группе ими являются :) ) и управляют процессом, для того, чтобы проявляться в группе было безопасно и полезно для решения своих проблем. Сейчас пишу и понимаю, что не могу даже на 10% выразить, что происходит в этой части работы. Страсти кипят.
Для чего нужна эта часть?
Для того, чтобы, во-первых, "полечить" тараканов у будущих ГТП
Во-вторых, как и с индивидуальной терапией, будущему ГТП крайне необходимо побывать "в шкуре" клиента в разных ситуациях, чтобы во время работы лучше понимать, что испытывает клиент в работе, во взаимодействии с терапевтом.
- лекции. На 1-й ступени это основы гештальт-терапии. От истории Гештальт-терапии до конкретных прикладных техник. Т.к. лекции читают опытные терапевты - очень много примеров из практики, разборов случаев и т.д. Все крайне демократично. Перебивать, уточнять и т.п. - все это можно. Да, в гештальте все на "ты", даже, если человек тебе в дедушки или бабушки годится. Вначале это немного шокировало, но недолго :)
- упражнения. Как правило на тему лекции. Упражнения могут быть как для целой группы, так и при разбивке группы на подгруппы.
В конце заметки приведу описание некоторых упражнений - для тех, кому это интересно
Суть упражнений - не в том, чтобы просто их выполнять, а в том, чтобы осознавать, какие чувства, при этом возникают, и как с ними работать.
Ну и отрабатывать, пока что простейшие, но очень важные, навыки психотерапевтической работы.
Многие упражнения проводятся в тройках, где один из участников играет роль терапевта, второй - клиента, а третий - наблюдателя. Каждому из них дается свое задание.
Иногда дают попробовать провести маленькие (минут по 5-10) кусочки сессии, понять все трудности и радости терапевтической работы.
После упражнений - обсуждение у группе, у кого какие чувства и осознания всплыли, в общем опять кусок групповой психотерапии.
Много и других форм работы, все не описать и так пост грозится быть большим.
Работа в тройках
После нескольких трехдневок по участники формируют тройки и начинают встречаться в промежутках между трехдневок раз в 1-2 недели, по 3 часа. На тройках отрабатываются упражнения, а на последующих стадиях работы и терапевтическая работа, т.е. каждый участник тройки является "терапевтом" второго участника и клиентом третьего, а когда второй и третий отрабатывают работу терапевта с клиентом - он является наблюдателем, и потом делится своими профессиональными наблюдениями.
Сессии здесь короткие (обычно по 20 минут), но вполне настоящие.
Считается, что тройка - это профессиональная опора терапевта не только в процессе учебы, но и всю его терапевтическую жизнь.
Я с большим и особым теплом отношусь к участникам моей тройки.
Так... вижу, что опять пост разросся, так что пока притормаживаю..
В следующей части напишу:
- про то, что такое психологический интенсив (кратко - это когда все уезжают за город на природу на 2 недели и занимаются там групповым сексом групповой и индивидуальной психотерапией каждый день по много часов, так что может и крышу снести, но обычно не сносит) - и это тоже обязательный элемент программы обучения. Да-да, и фото будут!
- про вторую ступень обучения, которая длится как минимум 2,5 года и является уже профессиональным обучением
- про сертификационные требования и про венец обучения ГТП - сертификацию
Надеюсь, что будет интересно!
П.С. И еще чуть-чуть про первую ступень обучения. К сожалению (а может быть и к счастью), далеко не все студенты оканчивают первую ступень обучения и переходят на вторую. Кто-то понимает, что гештальт-терапия это не его путь, кто-то не справляется с трудностями и интенсивной психологической нагрузкой. Кто-то по другим личным причинам
Из нашей группы до второй ступени дошли чуть больше половины...
Возможно не все понятно написал - спрашивайте, буду отвечать!
Ниже, как и обещал
Примеры упражнений 1 ступени обучения:
"Слепой пациент и немой терапевт"
Работа в группах из 3 человек. Пациент рассказывает в течение 5 минут свою проблему. Терапевт может реагировать на нее только прикосновениями к телу пациента (так как пациент ""слепой", жесты и знаки на расстоянии не воспринимаются). Наблюдатель описывает особенности контакта, как распределялась энергия. Обсудить чувства терапевта.
Исследование прерываний контакта
Клиент, терапевт и наблюдатель. Клиент говорит о своей проблеме, в течение 2 минут. Затем продолжает рассказ, используя только "слияние", 2 минуты. Терапевт поддерживает тему. Следующие 2 минуты – только интроекты, затем 2 минуты проекции, 2 минуты ретрофлексии и в финале 2 минуты свободно. Задача терапевта – поддерживать в каждый момент только один вид прерываний контакта у клиента. Наблюдатель может дать поддержку терапевту, если необходимо.
"Советник"
Работа в тройках. Терапевт работает с клиентом, рядом находится "советник". Каждые 2 минуты он кладет руку на плечо терапевта, и тот рассказывает "советнику" , какие чувства сейчас , как ему кажется, есть у клиента и что он сам, терапевт, испытывает в адрес клиента. После этого сессия продолжается.
"Аналитик и пациент"
Люди разделяются на пары в кругу, один аналитик-терапевт, второй – пациент Это ассоциативный эксперимент.
Тот, кто аналитик, дотрагивается до разных частей тела пациента. Пациент говорит первое пришедшее на ум слово. Задача – исследовать ассоциативный ряд пациента.
"Воспитатель"
В парах один – клиент, второй – играет роль родителя (учителя, воспитателя) Задача первого этапа: лаской, уговорами, поглаживаниями заставить другого человека принять максимально компактную позу, все спрятать, принять более зажатую позу.
После чего воспитатели меняются клиентами. Задача следующего "воспитателя" – как можно больше раскрыть, растопырить, клиента, чтобы он раскрыл ноги, руки, даже открыл рот, глаза, растопырил руки и вообще занял как можно больше места в пространстве. Обсудить переживания "воспитателей" и "клиентов".
"Исследование контакта"
Выполняется в паре. Один человек садится на пол. Второй становится у него за спиной, и последовательно выполняет действия, соответствующие основным механизмам прерывания контакта. (А) "сливается" с первым, синхронизируя дыхание, чувствуя как одно тело, (Б) принуждает первого принять некоторую заранее придуманную позу, возможно неудобную, (В) делает для первого то, что, как ему кажется, тот хочет получить, (Г) делает для перового то, что хотелось бы получить самому, (Д) и, наконец, делает первому то, чего никогда бы не подумал, что можно сделать!
Вот пока и все. БМ ругался на картинку. На последнюю.



Лига психотерапии
5.5K постов26.1K подписчика
Правила сообщества
Поддерживайте авторов и комментаторов плюсами.
Задавайте любое количество уточняющих вопросов.
Ведите диалог уважительно.
Лучшие посты Лиги
Все посты и обсуждения по датам
Онлайн сейчас и за последние сутки
Мы дорожим атмосферой безопасности и доброжелательности в нашем сообществе, оскорбления ведут к немедленному вызову модератора сайта и санкциям.