Как участников российских ток-шоу травят их ведущие, гости программ и зрители

«Кошмарный ребенок. Это ходячий монстр», «Мерзкая девочка. Как из фильма ужасов», «Эта маленькая дрянь поэтому и учится дистанционно, так как в школе в обществе нормальных детей ей уж точно не место». Это комментарии на ютьюбе под записью эфира «Давай поженимся!» от 19 октября 2017 года. В программе «Давай поженимся!», которая идет на Первом канале с 2008-го, ведущие помогают гостю (или гостье) выбрать пару — из трех претендентов на его руку и сердце. 19 октября в студию пришел 46-летний нейрохирург Антон с 12-летней дочерью Анастасией. Несмотря на то, что героем программы был мужчина, после выпуска в соцсетях в основном обсуждали его дочь.


Анастасия дистанционно учится в американской школе и говорит, что у нее доверительные отношения с отцом. В эфире она рассказала о своих интересах и взглядах — например, что в школе они обсуждают вопросы религии, международной политики и феминизма, а ее героиня — 20-летняя правозащитница Малала Юзуфзай (как говорит сама Анастасия, ее выступление отредактировали таким образом, чтобы выставить в невыгодном свете). Девочка, которая живет то с мамой, то с папой, считает, что отцу «нужна девушка, которая поддерживала бы его» и с которой ему было бы интересно обсуждать «что-то, кроме логистики — то есть того, кто куда пошел». Во время записи Анастасия отказалась назвать свою дату рождения астрологу и соведущей программы Тамаре Глобе — сказала, что гороскоп совместимости ей не нужен, ведь невесту будет выбирать не она.


Все три предполагаемые невесты нашли девочку хорошо воспитанной, умной и рассудительной, но ведущим показалось, что для 12-летней она слишком посвящена в личную жизнь отца, неискренняя, «рассуждает как умудренная опытом женщина средних лет» и, как сказала основная ведущая «Давай поженимся!» Лариса Гузеева, «страшнее свекрови в десять раз». В инстаграме продюсера передачи Катерины Муравицкой под анонсом этого выпуска Гузеева написала «Ужаааасссс!» Ее поддержали другие пользователи: «Невоспитанный, наглый ребенок. Лезет не в свое дело», «Я бы зажала безмозглую и высокомерную башку этой соплячки между ног и отходила бы ее ремнем!! Девчонка просто Гадина!!! Родители вырастили такое циничное, наглое, самодовольное чудовище!»


Психолог Алена Прихидько считает, что ведущие популярных телешоу нередко проявляют эмоциональное насилие в адрес участников программ: жестко критикуют их и осуждают, используя свою власть и авторитет у публики. «В данном случае в студии появилась девочка с чувством собственного достоинства, способная защищать свои границы. С такими людьми в студии ведущие практически не сталкиваются. Они были фрустрированы поведением 12-летнего человека, который сказал им „нет“ и использовали привычное оружие — оценочные высказывания», — говорит Прихидько. По мнению психолога, Лариса Гузеева не смогла справиться с раздражением в адрес ребенка: «Взрослые зачастую не выносят, когда с ними не согласны те, кого они привыкли видеть в позиции подчиненного, и не способны воспринимать с уважением».


«Программа вышла в три часа дня, а вечером под видео было уже десять комментариев, — вспоминает Анастасия в беседе с „Медузой“. — Девять из них были абсолютно ужасны». Пользователи писали, что девочке хочется «заткнуть рот или звиздюлей навешать» — и даже «выбить зубы». «Если бы у меня такая дочь была, я бы ее сама придушила давно», — написала зрительница. Через сутки после выхода программы в эфир таких комментариев под видео на ютьюбе было уже несколько сотен.


Анастасия столкнулась с кибербуллингом впервые. Комментарии она читала вместе с папой — говорит, что мама тоже видела, но «погружаться в тему, где меня травят, не смогла, и я ее понимаю». Она объясняет реакцию зрителей тем, что людям нравится смотреть, как один человек унижает другого. «Но все ведь зависит от формата: если во время рэп-баттла обе стороны согласны, что будут друг друга унижать, может, даже подписали какой-то документ вроде „Меня сегодня будут оскорблять“, то мы с папой ничего такого не подписывали», — недоумевает Анастасия. Перед походом в Останкино ее папа специально просил редактора, чтобы в студии все вели себя доброжелательно и этот опыт не остался для девочки неприятным. Его заверили, что бояться нечего. «Перед записью редактор несколько раз прошлась со мной по сценарию, но когда я вышла в студию, все пошло совсем по-другому», — вспоминает девочка.


Ее отец считает, что негативный тон обсуждения девочки задали сами ведущие программы — и именно на них лежит вина за ее травлю. Сама Анастасия тоже уверена, что если бы ведущие сделали акцент на ее положительных качествах или успехах в школе, реакция зрителей была бы другой. В пример она приводит инстаграм Дарьи Белецких, редактора программы «Давай поженимся!»: Белецких выложила фото с Анастасией с подписью «Обожаю эту девочку» — и под ним не было оскорбительных комментариев.


После съемок в программе Анастасия с папиной помощью записала полуторачасовой ролик, в котором попросила генерального директора Первого канала Константина Эрнста и депутатов Государственной Думы «изучить полную запись программы на предмет унижений и травмирования меня ведущими». Видео отец с дочерью выложили на ютьюб и в твиттер, отметив всех, кто мог бы обратить внимание на проблему — от официальных аккаунтов Госдумы и Первого канала до видеоблогера Саши Спилберг. Ролик набрал всего 198 просмотров, а на призыв помочь в борьбе с травлей не откликнулся никто, кроме родных и бывших одноклассников Анастасии.

Источник: https://meduza.io/feature/2017/12/27/ya-by-othodila-etu-sopl...


В посте только история про девочку, по ссылке на медузе там ещё немного жести и несправедливости.