9

Как создавался сюжет и сценарий х/ф “Я - легенда”: Часть 2

Приход Ридли Скотта и сценарий Джона Логана


После того, как сценарий был готов, начался поиск исполнителя главной роли и режиссера. На роль Невилла студия поочередно рассматривала кандидатуры Тома Круза, Майкла Дугласа и Мела Гибсона, пока, наконец, выбор не пал на Арнольда Шварценеггера. На пост же режиссера всерьез нацелился Ридли Скотт, что должно было стать для него возвращением к жанру научной фантастики после 15-тилетнего перерыва.

Как создавался сюжет и сценарий х/ф “Я - легенда”: Часть 2 Я-легеда, Уилл Смит, Ридли Скотт, Арнольд Шварценеггер, Сценарий, Фильмы, Копипаста, Видео, Длиннопост

К лету 1997 года пре-продакшн зашел в решающую стадию — Ридли Скотт был официально утвержден режиссером ленты, а Арнольд Шварценеггер на роль Роберта Невилла. Съемки должны были начаться уже осенью того же года в Хьюстоне. Том Вудрофф и Алек Гиллис приступили к работе над созданием обликов гемоцитов.

Будь фильм снят, Арнольд сражался бы вот с такими существами


К тому моменту у фильма уже был совершенно другой сценарий. Придя в проект, Скотт привел с собой Джона Логана (который через три года поучаствовал в переделке скрипта «Гладиатора»), написавшего несколько различных своих вариантов, в корне отличающихся от работы Протосевича.

Действие скрипта Логана (датированного сентябрем 1997 года) начиналось в 1998 году. Мы знакомимся с героем (в этой версии Невилл — архитектор), который забирает из больницы свою умирающую жену, и видим намеки на приближающийся апокалипсис — почти пустынные улицы, переполненные больницы, заставку системы аварийного вещания по телевизору.

Четыре года спустя. Мы переносимся в полностью вымерший Лос-Анджелес, где Невилл остался действительно единственным человеком. Он уже некоторое время не встречал гемоцитов и в основном занимается тем, что ищет по городу необходимые ему вещи, иногда выпивает и развлекается, стреляя по различным городским объектам.

Во время одной из вылазок Невилл замечает оленя и устраивает погоню за ним на автомобиле. Ему удается подстрелить дичь, а затем он решает наведаться в соседнее здание в поисках припасов. Там он неожиданно натыкается на гнездо гемоцитов, после чего в ходе яростной перестрелки убивает троих из них.

Как создавался сюжет и сценарий х/ф “Я - легенда”: Часть 2 Я-легеда, Уилл Смит, Ридли Скотт, Арнольд Шварценеггер, Сценарий, Фильмы, Копипаста, Видео, Длиннопост

Гемоциты в сценарии Логана намного более примитивны, нежели у Протасевича — они не разговаривают, ведут близкий к животному образ жизни, а их тело практически лишено кожи, и потому для защиты от солнца они укрывают его тряпками, что делает их похожими на бедуинов.

Как создавался сюжет и сценарий х/ф “Я - легенда”: Часть 2 Я-легеда, Уилл Смит, Ридли Скотт, Арнольд Шварценеггер, Сценарий, Фильмы, Копипаста, Видео, Длиннопост
Как создавался сюжет и сценарий х/ф “Я - легенда”: Часть 2 Я-легеда, Уилл Смит, Ридли Скотт, Арнольд Шварценеггер, Сценарий, Фильмы, Копипаста, Видео, Длиннопост

Невилл возвращается к автомобилю, но его атакует стая бродячих псов, которых привлек запах крови оленя. Он убивает нескольких собак, но срикошетившая пуля повреждает двигатель. Времени, чтобы вернуться домой до заката солнца нет, и Роберту приходится бежать к «безопасному дому» — одному из специально подготовленных им убежищ, где можно переждать ночь.

Вождь племени гемоцитов (в сценарии он назван Альфа-самец) находит тела убитых сородичей и в ярости решает уничтожить Невилла. Он организует поиски по всему городу, и, в конце концов, находит «безопасный дом» Роберта, после чего следует крайне зрелищная экщн-сцена, где Невилл с огневой позиции на крыши обстреливает гемоцитов, льет на них бензин, они подрываются на растяжках, но все равно продолжают одержимо карабкаться по стенам дома. В конце концов, они окружают Роберта, но последнему с помощью канистры бензина удается создать вокруг себя кольцо огня и продержаться до рассвета.

На следующий день Роберт выбирает новую машину из своего многочисленного автопарка и отправляется на радиостанцию, откуда уже два года безрезультатно передается его призыв к выжившим.

Во время этого визита с героем происходит несчастный случай — под ним проваливается перекрытие здания, он падает и теряет сознание. Когда Невилл приходит в себя, то с ужасом осознает, что наступила ночь. Возле автомобиля он сталкивается с парочкой гемотицов и убивает их, а одну женскую особь оглушает, и, не в силах застрелить, берет в плен, после чего пробивается через толпу гемоцитов на автомобиле, что еще больше злит Альфа-самца, для которого теперь убийство Невилла становится смыслом существования.

Как создавался сюжет и сценарий х/ф “Я - легенда”: Часть 2 Я-легеда, Уилл Смит, Ридли Скотт, Арнольд Шварценеггер, Сценарий, Фильмы, Копипаста, Видео, Длиннопост

После этого повествование сильно теряет в темпе — Невилл оборудует дома своего рода камеру для пленной, кормит ее своей кровью, от которой та начинает приобретать человеческий облик (в сценарии есть ремарка, что у людей с 4-й группой крови иммунитет к инфекции).

Как создавался сюжет и сценарий х/ф “Я - легенда”: Часть 2 Я-легеда, Уилл Смит, Ридли Скотт, Арнольд Шварценеггер, Сценарий, Фильмы, Копипаста, Видео, Длиннопост

У нее появляется кожа, возвращаются способность говорить и воспоминания — она вспоминает, что в прежней жизни ее звали Эмма и у нее была семья и дети.

Как создавался сюжет и сценарий х/ф “Я - легенда”: Часть 2 Я-легеда, Уилл Смит, Ридли Скотт, Арнольд Шварценеггер, Сценарий, Фильмы, Копипаста, Видео, Длиннопост

Но когда Невилл почти обретает «человека», с которым можно хотя бы поговорить, происходит непоправимое. Однажды Роберт замечает дым над городом и, прибыв на место, осознает страшную правду — группа выживших людей, по всей видимости, услышала его сообщение по радио и прибыла в указанное Невиллом место, где попала в засаду, устроенную Альфа-самцом.

Пока потрясенный тем, что он невольно стал причиной гибели стольких людей, Невилл занят похоронами, гемоциты, отыскавшие его укрытие, убивают Эмму и сжигают дом. Невилл, который теперь потерял все, решает покинуть город навсегда. Но Альфа-самец не успокоится, пока полностью не уничтожит врага, и потому собирает отряд из пятидесяти воинов, вместе с которыми отправляется в погоню за Невиллом.

Как создавался сюжет и сценарий х/ф “Я - легенда”: Часть 2 Я-легеда, Уилл Смит, Ридли Скотт, Арнольд Шварценеггер, Сценарий, Фильмы, Копипаста, Видео, Длиннопост

Развязка наступает в заброшенном пустынном городке — в ходе свирепой битвы Невилл с огромными усилиями убивает гемоцитов и Альфа-самца, а затем на последней странице сценария натыкается на маленького мальчика, что дарит ему надежду на спасение.



Что можно сказать про сценарий Логана? Это крайне простая линейная история о выживании одного человека — у нас нет любовной линии, нет слезовыжимательной истории с собакой, практически нет флэшбеков, а в качестве нарратива используется закадровый голос жены Невилла с ее предсмертных записей. И за счет этого он цельнее скрипта Протосевича, который начинался как история последнего человека, а заканчивался как обычный боевик.

Скрипт Логана более индивидуально подогнан под предполагаемого исполнителя главной роли — Невилл в этом сценарии описывается как здоровый, крайне немногословный парень, который любит курить сигары — потому при прочтении в голове сразу возникает образ Арнольда.

С другой стороны, Логан сильно упростил сообщество гемоцитов, низведя их до почти что животного уровня. Финальная схватка между Невиллом и Альфа-самцом получилась весьма насыщенной и протяженной, но при этом Кортман в качестве архи-врага Невилла был все же более лучшим вариантом, нежели просто сильный монстр, у которого даже нет имени.

Как создавался сюжет и сценарий х/ф “Я - легенда”: Часть 2 Я-легеда, Уилл Смит, Ридли Скотт, Арнольд Шварценеггер, Сценарий, Фильмы, Копипаста, Видео, Длиннопост

Также в укор Логану можно занести и слишком явный намек на продолжение — на последней странице гемоциты воскрешают Альфа-самца, и потому для Невилла ничего еще не закончено. В любом случае, и уж тем более, если речь идет о таком крупном проекте с непонятными финансовыми перспективами, автор всегда должен держать в уме вероятность того, что никакого сиквела может и не быть, и стараться завершить все сюжетные линии в рамках своего сценария.

Помимо этого, сценарий Логана оставляет после себя ряд вопросов без ответа — например, нам совершенно не объясняют природу и причины эпидемии. По ходу действия гемоциты используют птиц, чтобы выслеживать Невилла — но как это в принципе работает, нам не рассказывают. В конце выясняется, что гемоциты умеют воскрешать своих мертвых — но опять же, чтобы понять, как такое возможно, надо быть знакомым со сценарием Протосевича, ибо Логан нам совершенно не объясняет этот момент.

Оба скрипта объединяет то, что с введением женского персонажа действие сильно теряет в темпе, но в сценарии Логана эта линия обыграна, поинтереснее, ибо мы постепенно наблюдаем как Эмма приобретает человеческий облик, и когда нам кажется, что вот-вот начнется романтическая линия, Логан безжалостно обрубает ее, лишая героя всего. Также интересно то, что в сценарии Логана совсем нет героизма — в конце Невилл вместо того, чтобы, как этого бы ждали все зрители от фильма со Шварценеггером, вооружиться и отправиться мстить, просто решает покинуть город.

Каким бы вышел фильм, будь он снят по этому сценарию? Думаю, мы бы получили тяжелый и достаточно нетипичный боевик в пост-апокалиптическом антураже, который вряд ли пришелся бы всем по вкусу — уж слишком «упаднической» вышла работа Логана. Практический стопроцентный рейтинг R, мрачный антураж без каких-либо намеков на юмор, отсутствие любовных линий и благородных целей у героя, а также тот факт, что после вступительной сцены и до самой середины повествования не произносится ни одной реплики — всё это весьма сильно бы ограничило потенциальную аудиторию будущей картины.

Но с другой стороны, оглядываясь назад сейчас, можно понять что благодаря всей этой нетипичности, мрачности, умению Скотта работать с картинкой, этот фильм бы вспоминали и сейчас, спустя все эти годы. Основная проблема сценария Логана была его незавершенность, ощущение того, что его просто оборвали на полуслове, не дав довести работу до конца. Но это было поправимо - во всем остальном, сотрудничество Скотта и Шварценеггера могло подарить нам что-то весьма интересное. Так что, остается только жалеть, что все пошло по совсем другому пути...


Продолжение следует.


P.S. Напоминаю, что автор текста данного разбора - Кирилл Размыслович (это ник в сети).