1106

Как швартуются суда

Или почему надо ставить памятники инженерам, конструкторам и изобретателям. Танкер "Губернатор Фархутдинов" у причала. Порт Фос, Франция.

Как швартуются суда Корабль, Швартовка, Длиннопост

Кратенькая предыстория вопроса. Кратенькая, потому, что на эту тему можно наваять десять постов, и то, тема будет полностью не раскрыта. А предыстория затем, чтобы ввести в курс дела.

Швартовное устройство, одно из самых древних устройств на судне. Это устройство возникло вместе с судном, и уйдёт вместе с судном. Понятно, что на протяжении веков устройство менялось, но только в техническом плане, само назначение осталось неизменным - удержать судно у причала. Ну, не обязательно у причала, но удержать.

Когда то швартовные концы изготавливали из растительных материалов, и я с трудом могу себе представить тот кошмар - борьбу с этими концами. Потом изобрели капрон, но легче не стало. Капроновые концы тоже, тот ещё звиздец. Капрон намокает, впитывает в себя воду, тонет в воде.


Небольшой мороз, и мокрый капроновый конец с трудом сгибается. И в то же время он сильно растягивается, что также не делает его безопасным. При чрезмерном растяжении он лопается, и летит назад, по линии натяжения, со страшной силой. Попасть под такой лопнувший конец - просто травмой не отделаешься, это почти гарантированная инвалидность, а то и смерть. Видел лично убитого таким концом, зрелище то ещё. И, кажется, именно после появления капрона на флоте появилось это правило ТБ - не стоять на линии натяжения концов. Причём, при всех недостатках капрона, он всё ещё встречается на флоте.


На замену капрону пришла другая синтетика - пропилен. Пропилен намного легче капрона, он не впитывает воду, не тонет, а плавает. Не сильно растягивается. Пропилен значительно облегчил швартовку, даже в сильные морозы он сохраняет гибкость. И сейчас большинство швартовных концов именно из пропилена.


Есть и экзотика - кевлар. Это вообще, чудо, а не концы - тоненькие, лёгонькие, не подвержены сильному растяжению. Но есть и свои недостатки - боятся попадания на них нефтепродуктов. А клюза под кевлар должны быть тщательно отполированы. Поэтому большого распространения кевлар не получил.


На судах большого тоннажа применяют стальные концы. На рабочий конец швартного стального конца крепится так называемый "хвост" (tail). Хвост изготовлен из синтетики, и одно из предназначений "хвоста" - разрыв при чрезмерной нагрузке на швартовный конец.


На заглавной фото чётко видно и "хвосты" и сам стальняк.


Вот "Губернатор Фархутдинов" (Фарик)) с кормы. Тот же Фос, Франция.

Тоже видно стальняк и "хвосты".

Как швартуются суда Корабль, Швартовка, Длиннопост

А вот танкер в том же Фосе с синтетическими концами.

Как швартуются суда Корабль, Швартовка, Длиннопост
Как швартуются суда Корабль, Швартовка, Длиннопост

Швартовные концы на судне имеют свои названия. И классическая схема ошвартованного судна выглядит так:

Как швартуются суда Корабль, Швартовка, Длиннопост

Есть нюансы, например, по количеству концов, но классика выглядит именно так.

Как происходит швартовка?

К судну подходят буксиры, привязываются к нему (обычно на срезе надстройки с кормы, и на баке).

Как швартуются суда Корабль, Швартовка, Длиннопост

Буксиры помогают судну подойти к причалу, и для работы на упор к причалу. После того, как буксиры выставляют судно в нужную позицию, с борта на берег подают концы. Берег принимает концы, заводит на береговые пушки, после этого начинают набивать (натягивать) эти концы.

Если судно оборудовано швартовными лебёдками, то там просто - набили до желаемого натяжения, поставили лебёдку на тормоз, и дело с концом.


Если лебёдок нет, начинается... танцы яблочко и джига. Конец натягивают с помощью шпиля или турачки лебёдки.

Как швартуются суда Корабль, Швартовка, Длиннопост

Потом конец берут на стопор, и переносят его со шпиля на кнехт - восьмёркой.

Как швартуются суда Корабль, Швартовка, Длиннопост
Как швартуются суда Корабль, Швартовка, Длиннопост

Вот так, кратенько.

Кувыркания на швартовке могут длиться и час, и два, и три. По разному. Факторов достаточно.


И вот появляется устройство, которое к корне меняет дело.

Судовые концы не используются вообще.

Присоска работает.

Automoor.

Как швартуются суда Корабль, Швартовка, Длиннопост

Компания Trelleborg , так сказать, представляет.

Швартовка теперь будет занимать менее минуты. Буксирам достаточно только выставить судно в требуемую позицию у причала.


Отшвартовка же займёт ещё меньше времени.

Как швартуются суда Корабль, Швартовка, Длиннопост

Присоска выпускается в двух видах - с одной рабочей площадью, и с двумя.

Зависит от причалов которые обслуживают тоннаж судов.


Рабочая площадь одинарной присоски - 5,4 квадратных метра, сдвоенной - 7,5 квадратных метра.

Как швартуются суда Корабль, Швартовка, Длиннопост

Швартовный комплекс.

Присоски и дефендер.

Как швартуются суда Корабль, Швартовка, Длиннопост

Но во время стоянки судна у причала происходит разгрузка или загрузка, случаются приливы и отливы. Поэтому вахтенные следят за швартовными концами, периодические обходы по судну, и если требуется потравливают, или наоборот, натягивают концы.

Управление же присоской компьютеризировано. Там компьютер уже следит за изменением осадки и прочими сопутствующими явлениями.

Как швартуются суда Корабль, Швартовка, Длиннопост

Вообще, появление этой присоски, это концепция SmartPort от компании Trelleborg.


Что сказать? Отличная приблуда. Не надо теперь мёрзнуть и мокнуть, надрываться, таская концы. Только трап потом кинуть, и готово. И то, в некоторых портах и трап уже с берега подаётся.


Автор - gruppman, https://gruppman.livejournal.com/

Дубликаты не найдены

95 комментариев

по актуальности
+64

Ссылку на покупку на али оставь, закажу, пойду в Одессе в порт барыжить!

раскрыть ветку 3
+5
Держи, это дешевле и лучше держит.
Иллюстрация к комментарию
-7

привет родной Одессе!

-8

да вообще, похоже, что весь пост был сделан с целью рекламы этой приблуды, я бы минусов бы зарядил этому господину

ещё комментарии
+13
Я все прочитала, только не пойму зачем
раскрыть ветку 3
+12

я только недавно осознал, что голова полна интересных, но ненужных знаний и фактов, вдруг вам пригодится в жизни, но это не точно

раскрыть ветку 1
+1
Комментарий удален. Причина: данный аккаунт был удалён
0

Развивай мозг

+9

Как швартуются туда?

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 2
0

На катере или буксире завозят, выброской не добросить.

раскрыть ветку 1
0
Выброску можно схватить в другом месте и потом долго и нудно тянуть.
+28

На бумаге новые швартовочные устройства выглядят красиво. Но вот уже вижу некоторые недостатки. Кнехты для швартовки передают нагрузку непосредственно на несущую конструкцию. Прилепляясь к произвольному месту обшивки, можно из-за волновой нагрузки просто вырвать кусок корпуса. То есть лучше бы делать контактные площадки специально, с укреплением и передачей нагрузки.

раскрыть ветку 16
+14
Просто ставить присоски по тем же шпангоутам где стоят кнехты
раскрыть ветку 11
+10
Так-то суда разные, у них на разном расстоянии могут быть кнехты.
Присоску надо подвижной делать, вдоль борта чтобы ездила...

иии бывают же суда с двойными-тройными корпусами, неуверен, что обшивка внешняя вообще рассчитана, на отрыв присосками работать и удерживать массу судна...
раскрыть ветку 9
0
Кнехты надо периодически осаживать кувалдой, чтоб не сильно выпирали. А крюуи якоря натачивать напильником, чтоб за дно цеплялся. Иначе все это не работает.
+1
При ЧП, пропадении электричества в шторм, все уйдет лесом? )
раскрыть ветку 2
0

Уверен, что у них есть вариант резервного автономного питания минимум на неделю (АКБ + дизель).

раскрыть ветку 1
0
ну не уж то инженеры придумавшие присоску не просчитали корпуса судов?
+7
После того, как буксиры выставляют судно в нужную позицию, с борта на берег подают концы.

Мне, как человеку, далекому от судоходства, всегда было интересно, а каким образом они подают их на берег? Судя по первому фото, не бросают же в сторону берега?

раскрыть ветку 3
+11
Иллюстрация к комментарию
+4
Там ниже коммент с лодочкой, но далеко не всегда это так.
Во многих портах таких лодочек (называются мурин бот) нет. Вместо них к швартовым концами привязывают веревку (хивин лайн) с утяжелителем на конце (манки фист). Веревку бросают на причал и работяги (джети мэны) вытягивают сначала веревку, а потом и швартовый конец.
0
Есть для этого выброска - привязывают конец швартовок к тонкой верёвке, а конец тонкой веревки к чему-то тяжёлому и кидают это на берег. Там за тонкую верёвочку вытягивают сам конец. В 90% случаев так. Это очень примитивное объяснение, но в общих чертах сойдёт.
+12

@nucleator, реклама присосок

+6
Проработал 7 лет в одесском порту, И как-то не доходило спросить. А вот и темка попалась.
Объясните, зачем концы 4и 5?
раскрыть ветку 4
+9
Они не дают двигаться параллельно причала.
раскрыть ветку 2
0
А что препятствует подплытию к причалу?
раскрыть ветку 1
0

шпринг жи, чтоб не елозить

+3
А что происходит в шторм со швартовыми и кораблём в порту?
раскрыть ветку 2
+4

по идее нормальный порт защищен от воздействия шторма. бухта, молы, волноломы, все такое. Моряки поправят, если ошибаюсь

+2
Иногда концы убиваются/перетираются от тягунов, зыби, ветра в порту, но обычно заводят дополнительные швартовы. Например, вместо 3+2 заводят 5+3.
+4
Хорошо и информативно. Давай еще!
раскрыть ветку 9
+3

ок, будут

раскрыть ветку 8
+1

Привет, приглашаю в сообщество моряков, посты подобной тематики можно размещать там :) https://pikabu.ru/community/seamen

раскрыть ветку 2
0
А как работают присоски во время приливов и отливов?
раскрыть ветку 4
+2
Я видел такие присоски в шлюзах на Seaway в Канаде (от Монреаля до оз. Онтарио и оз. Эри). Так вот, бывает что эти присоски очень весело отскакивают с бахом, может из-за движения судна в шлюзе или кривизны обводов судна. Что будет когда такая присоска отскочет во время грузовых операцый, и шланг/стендер по которому идет груз со скоростью 2000 м3/ч окажется под угрозой? Думаю что это первое препятствие на пути этих присосок. Второе - концы это собственность судна, а в присоски должен инвестировать порт, думаю что они многократно дороже обычных кнехтов! Третье - обслуживание и надежность такого оборудования, это сложное устройство - нужен штат инженеров, ЗИП, как это все будет работать в лютый мороз? А кнехты достаточно, просто, красить! Крч, может для какого-нибудь спец флота или парома пойдет этот девайс, для нерегулярных заходов в порт разных судов это точно утопия.
+2
Как мне не хватало осознания этого факта...
+2
Подскажите, вот на рисунке с нумерацией получается, что корабль максимально должен притягиваться к причалу, верно? А на большинстве фоток он отдален от него настолько, что думаю эти присоски вообще нафиг никому не нужны. И если в порту корабль может оставаться на месте (волны штормовые не грозят, стоит например на якорях), то зачем вообще эти швартовы? Якоря ведь можно и у пирса бросить?
раскрыть ветку 3
+2
У пирса смешная глубина, исужно будет "ёрзать" туда-сюда во время грузовых операций. Представьте как будет здорово оператору крана, когда судна на метр туда-сюда гуляет. И как безопасно будет сходить/заходить по трапу.
А если сильный отжимной ветер и судно унесет от причала? Или если оно навалится на друге судно, стоящее рядом?
+1
На всех фото борт судна соприкасается с кранцами, так всегда. Кранцы выступают за пределы причала. Чтоб судно не гуляло у причала, нужно будет как минимум 4 якоря завести, на судах их 2 обычно.И то не факт, что получится. Судно должно быть притянуто к причалу, чтоб облегчить нагрузку на концы и предотвратить его движение.
раскрыть ветку 1
+1

Спасибо, видимо перспектива фотографий меня обманула, а вживую я таких кораблей никогда и не видел)

+1
На схеме швартовки понятно, что если судно попробует отойти от причала - концы не пустят. А вот если подойти к причалу - ничего не мешает. Там демпферы? На малых судах да - пкрышки и что по современней. А на таких зверях? Да и на фото не видно, что они вплотную пристают.
раскрыть ветку 3
0
Пусть спустя и месяц.
На махинах свешивают на борт огромные кранцы(толстенная резиновая колбасень, зачастую обвешанная покрышками) которые не дают тереться о причал. Часто используют демпферы и кранцы вместе.
Даже в случае такой отдаленной швартовки как на фотках, место для кранцев или демпферы должны быть.
раскрыть ветку 2
+1
Тереться не дают. Это когда вплотную. А вот подойти с 10 метров и знатно хряпнуться кранцом - что мешает?
раскрыть ветку 1
+1
Я не понял? Этт магниты? Или там вакуумируют?
+1
Мощно.
0
Кстати сейчас на Фархутдинове и всех 100 тыс. стоят именно кевларовые концы, так что уже давно не экзотика
0

Ой, "синтетическими", ага. Так и скажи, что изолентой синей замотано :D

0
Как только что сказал матрос которому я это показал:
- Это так не работает, оставьте мне мою горбушку хлеба за швартовки, вы у матросов последний сухарь забираете.

С такими системами швартовки можно на пару матрос с экипажа списать.
0
Иллюстрация к комментарию
0
Прошлый контракт на нем отработал!) есть его фото после ремонта 31.08.2017, не знаю как прикрепить))) сейчас Фархутдинов уже синего цвета и принадлежит другой компании)
Вот вроде фото по ссылке https://drive.google.com/file/d/1i3cYSS5PlUFxKyj3OKg2lFHIynwryuWZ/view?usp=drivesdk
0

Смотрел на картинки и плакал от горя, вспоминая, как швартуются вручную подводные лодки.

0

Красивые картинки, а как на работу приедешь, другая планета. Давно ходили слухи про автопилоты-корабли без экипажа и что будут всех сокращать, на деле сделали прототип, поигрались и забили. Эти игрушки массово никто делать не будет, по старинке дешевле и надёжней.

раскрыть ветку 2
+1
Во-во. В море вообще куча консервативных вещей.

Подавляющее большинство судов все ещё использует бумажные карты (часто имея электронные параллельно).

А свзязь?
Что бы договориться с портом о времени захода, надо орать на укв-канале.
В 2017м году. Капитан/помошник должен докричаться до порта на укв-канале, где все говорят одновременно, где часто хаос из разговоров на разных языках и других пытающихся докричаться. А если в порту ещё и слабая антенна и слышно плохо, получается пиздец. (Характеристики кино для портов в бедных странах, в богатых это все немного цивилизованные, но все равно архаично).
А сигнальные флаги, которые никто не использует сто лет, но которые иметь нужно?
А обязанность издавать удары в гонг при стоянке на якоре? Ни один здравомыслящий человек этого не делает давно.
Подобных архаизмов можно много назвать, особенно это штурманов касается.
0

ну ты сравнил, автопилоты-корабли - технологии нет еще, ее только разрабатывают на ранних стадиях. Тут же использованы уже существующие и обкатанные технологии.

И нефига не дешевле по старинке, вы посчитайте на загруженном порту, сколько дополнительной пропускной способности добавит время затрачиваемое на швартовку судна и выйдет что стоимость установки просто копейки по сравнению с той прибылью что получить порт

0

А на каких то судах уже используют сейчас присоски?

раскрыть ветку 2
0

На судах они не используются. Предназначены для установки на причалах. Я пока видел только в 2-х портах в Австралии - Port Hedland (на балкерных причалах) и Dampier (на танкерном причале).

раскрыть ветку 1
0

Да да я понял , имел ввиду на причалах. Не много конечно , посмотрим как дальше будет. Было бы не плохо ,чтобы массово применять начали)

0
Изза этих хадов мы без работы!
А если без шуток, то такие штуковины наверняка уменьшают экипажи кораблей, и это хорошо в принципе.
0
Ну вот скоро сократят ещё и матросов, оставят парочку на трапе стоять, будет экипаж человек 8, зато зп платить не надо, ещё капитана заменить ИИ и норм)
раскрыть ветку 12
+6
Так это же хорошо, не надо быть луддитами.
раскрыть ветку 10
+2
Действительно, кроме аварийно-ремонтной бригады на корабле, в принципе, никто нужен не будет.
раскрыть ветку 9
+1
и африканские пираты тоже будут роботами
0

Когда проходил практику от Водной академии. Долго учили восьмерку крутить,что бы пальцы и ладони не оторвало тросом

раскрыть ветку 1
0
это каак?
-1
А ещё на sts операциях было бы гениально использовать
-2

" выставляют судно в нужную позицию, с борта на берег подают концы."

Прям как трейлер какой то порнухи

-2
А как же мужская работа? Якоря вымбовками уже разучились, таперича и швартовы. Эх, моряки, никакой романтики!
-5

>> Видел лично убитого таким концом

И зачем лично ты его убил концом?

ещё комментарий
Похожие посты
Похожие посты не найдены. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: