Как птицы учатся петь?

Большинство птиц способны лишь на короткие и простые звуки, но певчие птицы располагают репертуаром сложных вокальных пируэтов, помогающих им привлекать партнеров,защищать территорию, и укреплять свои социальные связи. Каждый вид певчих птиц имеет свои, особенные виды мелодий, некоторые с характерными региональными диалектами.

Искушенные слушатели способны даже выделить отдельных птиц благодаря их уникальным напевам.

Так как же птицы обучаются всем этим мелодиям? Как они учаться подражать пению своего собственного вида? Или они рождаются, уже умея петь?

Многое из того, что знают ученые, стало возможным благодаря изучению зебровых амадин. Новорожденный самец зебровой амадины обычно учиться пению у своего отца или других самцов, начиная еще неоперившимся птенцом в своем гнезде.

Начинается все с сенсорного обучающего этапа, когда птенец амадины слышит пение вокруг себя и фиксирует его в памяти. Птица начинает издавать звуки во время моторного обучающего этапа, упражняясь до тех пор, пока не выучит мелодию. Пока идет обучение, прослушивание пения наставника снова и снова идет на пользу, но до определенного момента. Если птенец слышит пение слишком часто, подражание ухудшается да и источник имеет значение. Если мелодия звучит через колонку, птенцу затруднительно запомнить ее. Но если спрятать ту же колонку внутри игрушки, раскрашенной как зебровая амадина, то обучение улучшается. А что будет, если птенец никогда не услышит пение своих сородичей? Это удивительно, но он все равно запоет. Изолированные амадины все равно воспроизводят так называемое врожденное, или обособленное пение. Отдельной мелодии можно научиться, но инстинкт к пению, похоже, встроен в мозг певчих птиц. Первое время, врожденное пение по звучанию отличается от “культурного”, унаследованного от других амадин. Если же изолированная зебровая амадина основывает новую колонию, молодые птицы подхватывают обособленное пение от своих родителей. Однако, от поколения до поколения, пение изменяется. И после нескольких итераций, мелодия действительно начинает совпадать с культурным пением зебровых амадин в дикой природе.

Что-то, связанное с обучением, должно быть тоже встроено в мозг, то, что приводит птиц к исполнению все тех же мелодий снова и снова. Это значит, что базовая информация про пение зебровых амадин должна храниться в их геноме, встроенная туда миллионами лет эволюции. На первый взгляд, это может показаться странным, поскольку мы зачастую воспринимаем генетический код как источник биохимических или физических особенностей, а не чего-то в духе поведения или действий. Но на самом деле, особой разницы не существует; мы можем увязать геном и поведение с помощью схемы работы мозга. Эта связь запутанная и достаточно сложная. Она не просто связывает отдельный ген с определенным поведением, но она существует. Геном содержит коды для протеинов, которые управляют развитием мозга, в частности, молекул, которые определяют направления развития аксонов, формируя определенные схемы. Мозг птиц имеет так называемые “контуры пения”, которые активируется во время пения. Эти контуры также более ответственны за пение, передающееся внутри собственного вида, чем за пение других видов птиц. Отсюда и теория, что гены птицы управляют развитием контуров в мозге, ответственных за пение и способность обучаться пению. Затем, воздействие пения формирует те врожденные контуры, чтобы воспроизводить мелодии, свойственные определенному виду. Генетически встроенное, или врожденное поведение, не уникально для певчих птиц. Оно широко распространено среди звериного царства. Захватывающими примерами служат продолжительные миграции бабочек данаида монарх и лосося. Чем же это важно для человека? Может быть и мы появляемся на свет с врожденной информацией, записанной в наших геномах, которая формирует наши нейронные структуры, и приводит к чему-то, что мы знаем? Существует ли определенное знание, уникальное и свойственное людям как виду?


www.youtube.com/watch?v=PDMBoFiw8LQ&t=173s