Как отучить человека пить спиртное. Часть VI. Как выйти на антиалкогольную тему?

Дочитав до этого места, вы осознаёте вашу настоящую цель при работе с человеком и готовы серьёзно вкладываться в её достижение. В противном случае читайте всё сначала. В прошлой части я объяснил, что нужно завязать общение с человеком и добиться такого положения, чтобы ему с вами какое-то время было интересно. Ну а дальше-то что делать? Как выйти на антиалкогольную тему? Вот об этом и расскажу, только не в виде конкретных советов (потому что их в принципе быть не может), а в виде общего подхода, и я поясню его на одном из своих примеров.


Одна из серьёзнейших ошибок фанатиков-трезвенников, как вы помните, это опускание себя до уровня тех, против кого они выступают. То есть при работе такого фанатика в ход могут идти унижения, оскорбления и попытки возвыситься над пьющими. Всё это не только может вызвать обратный эффект, но и навредить самому социальному горе-инженеру. С другой стороны, даже добрые с виду варианты мягкого давления на человека быстро уводят все старания в обратную сторону. Именно поэтому я и говорил, что любые попытки искусственно переводить разговор на обсуждения вреда алкоголя будут приближать провал задания. Представьте, вы общаетесь с человеком и постепенно превращаетесь в зануду, который подозрительно часто и искусственно сводит разговор к антиалкогольной теме (как бы вы не маскировали эту искусственность, она БУДЕТ видна). Выход на антиалкогольную тему должен быть необычным, он должен быть связан с обсуждением других глупостей (как вы помните, мы поставили их на одну полку), и должен удивить собеседника. Приведу один пример, который чаще всего работал у меня.


В процессе общения так или иначе возникают ситуации, в которых удаётся продемонстрировать результат своих многолетних рассуждений над какой-либо проблемой и, выслушав моё мнение, собеседник удивляется: «как тебе удаётся столько знать и уметь?» или «как у тебя получается так широко и складно рассуждать?». Это удивление возникает почти всегда, нужно просто его дождаться. Вы ведь помните часть IV? Вы должны быть тем человеком, который умеет упорядочивать пространство вокруг себя, поэтому всенепременно сможете зацепить своими качествами своего собеседника, раз решили в него вложиться. Итак, вот у воспитанника возникло удивление в форме какого-то вопроса или восклицания, иногда оно может быть завуалировано в форме самобичевания: «а я вот не могу сделать это или это, как ты» или «а мне кажется, мне эту проблему нельзя решить, и я так и буду…». В общем, форма удивления может иметь совершенно разный вид. В зависимости от этой формы, вы соответствующим образом должны ответить, что на самом деле всё просто, и задача решается элементарно. Например, «состояние, к которому я пришёл сейчас не является каким-то особенным, между нами почти не разницы за исключением ряда жизненных убеждений, часть из которых (только часть) я могу перечислить сейчас» или «на самом деле твоя проблема решается элементарно, и я даже мог бы назвать тебе первые несколько шагов, если ты, конечно, хочешь её решить, а не просто делишься, чтобы поплакать, как большинство людей». То есть ваша фраза должна быть построена так, чтобы собеседник понял, что вы знаете решение его проблемы и даже можете подсказать, с чего это решение начинается.


Можно наконец-то сказать про алкоголь? Нет, нельзя. Дальше нужно объяснить, что «большинство современных людей на самом деле не хочет решать свои проблемы, потому что их проблемы – это последствия их жизненных принципов, их логики социального поведения, их привычек и склада мышления в целом, и они этих причин не видят. Они просто делятся друг с другом этими проблемами, постоянно их обсуждают, чтобы излить душу, чтобы им было как можно легче жить с этим дальше, но решать их они НЕ будут, потому что для этого придётся изменить причину проблем – их жизнь. И беда в том, что даже самые-самые простые шаги в этом направлении, шаги, которые быстро приносят на порядок более высокое качество жизни, они совершить не могут. И меня лично это удивляет, потому что когда, например, передо мною встал вопрос отказа от ряда социальных глупостей, то от самой простой из них я отказался за время, меньшее одной секунды… то есть мгновенно после осознания всей цепочки причин моих неудач в одной сфере». Вот, примерно такой монолог должен постепенно подогревать интерес собеседника к тому, что вы скажете дальше, и одновременно у него должно сложиться впечатление, что первый шаг будет совсем простым, но он есть начало большого пути. Дальше воспитанник обязательно спросит, что это за шаги или от чего люди с обыденным сознанием не могут так просто отказаться. И вы как бы вскользь (как будто это мелочь) бросаете: «например, полный отказ от алкоголя». Дальше, после паузы, нужно обязательно разбавить эту новость: «причём алкоголь – это самое простое в списке глупостей современного общества, список этот довольно длинный, но если следовать по нему в определённом порядке, каждый следующий шаг будет сделать проще, имея опыт предыдущего. Разница межу нами в том, что я в этом списке отказа от глупостей ушёл уже очень далеко, а всё остальное, что я знаю или умею, является всего лишь следствием той работы, которую я проделал, шагая по этому списку отказов».


Это не всё. Дальше в зависимости от развития диалога нужно обязательно вывести ту мысль, что сам по себе отказ от алкоголя или иных глупостей невозможен (и, в общем-то, бессмыслен), пока не будет альтернативы. Представьте, человек освобождает часть своего потенциала, который гасил алкоголем, часть времени, которое тратил на глупости, и что он будет делать со всем этим? Ничего, он будет искать другие способы деградации через примитивные удовольствия. Поэтому нужно чётко объяснить, что отказ от чего-либо одного обязан сопровождаться появлением чего-то взамен. То есть в принципе, обычно проходит даже такое завершение первого обсуждения антиалкогольной темы: вы говорите воспитаннику, что «ты, конечно, пей дальше, не бросай пока, ты же не знаешь, что делать вместо этого? Пусть лучше ты сильнее попортишь себе здоровье и тогда быстрее начнёшь думать о данной проблеме, чем если сейчас откажешься от удовольствия пить ради сомнительной выгоды, о которой даже ничего не знаешь». Тут, разумеется, сарказм, и нужно быть очень опытным, чтобы правильно произнести такую или похожую фразу с тем эффектом, чтобы она сработала в пользу общего дела, а не во вред ему. Если Вы общаетесь с девушкой, то можете вскользь также упомянуть про невосполнимость женских половых клеток и про то, что каждая капля алкоголя в какой-то степени может стать одним дефектом будущего ребёнка с определённой вероятностью. Но не говорите ничего сверх этого, нужно подождать, когда собеседник действительно будет готов обсуждать вред алкоголя всерьёз. Дальше быстро поворачивайте беседу в другое русло.


Напомню, что я привёл лишь пример выхода на антиалкогольную тему. В реальности всё зависит от конкретных условий и пытаться повторить именно этот мой монолог в своём случае строго запрещено. Всегда импровизируйте и следуйте ситуации, чтобы разговор был естественным и соответствовал общему настроению беседы, вашему стилю, уровню собеседника и т. д. Важно не то, что и как я говорю, а то, какие мысли должны появиться в голове воспитанника: (1) его проблемы решаются элементарно, (2) вы знаете эти решения, так как уже сталкивались с похожими ситуациями и разрешили их, (3) в этих решениях, которые могут быть сложными, есть ряд простых шагов, с которых можно начать и которые уже гарантированно исправят часть проблем, (4) один из этих шагов, и он самый простой, — полный отказ от употребления алкоголя и (5) в результате первых шагов уже появится много свободной энергии и невостребованного ранее потенциала, который нужно куда-то перенаправлять. Вот и всё. Нужно просто озадачить человек этой мыслью, и она должна постепенно точить его изнутри. Больше не нужно специально возвращаться к антиалкогольной теме, потому что при грамотной обработке воспитанник сам начнёт эту тему. Обычно это происходит даже сразу… но мы не будем забегать вперёд. Что же именно нужно дальше говорить человеку по вопросам алкоголя – это отдельная тема и мы коснёмся её много позже.


В этой части вы должны понять, что обработка человека, внедрение в него кода сомнения в его ложных убеждениях должна быть мягкой, постепенной и еле заметной. Любое давление будет расцениваться вашим собеседником едва ли не хуже, чем поведение фанатика-трезвенника, потому что вы-то умный (в его глазах), вы-то не можете нести ту чушь, что несут всякие фанатики. Тот пример сарказма, который я привёл, должен быть подан настолько тонко, чтобы не выглядеть как издевательство или попытка давления.


Итак, вот вы впервые прошлись по антиалкогольной теме, дальше возвращайтесь к обычным разговорам, если собеседник, конечно, не вцепится в вас и не начнёт требовать пояснить свою позицию по спиртному дальше.


А о чём вообще разговаривать? Разговаривать нужно о жизни.