Как найти россыпь золота: поисковая геоморфология
Глядя, какие бурные обсуждения вызвал мой прошлый пост, решил затронуть другую, еще более провокационную тему: поисковая геология и россыпное золото.
Итак, совершенно обычная ситуация: есть некие люди, у которых основной бизнес в строительстве там, в дорожной отрасли, на худой конец лесом занимаются, есть спецтехника, есть финансы, хотят они почувствовать себя золотопромышленниками, аж скулы сводит.
Что они делают в первую очередь: оформляют лицензию поисково-оценочную квадратных километров эдак на 100 (а лучше на 300 или 500 - чем больше, тем лучше), заказывают проект разведки, читают его и волосы на головах начинают шевелиться (если волосы еще есть): вложить надо 80-120 млн. рублей (это только в то, чтобы попытаться найти россыпь, без затрат на ее разработку), при том - гарантий вообще что-то найти - ну совершенно никаких, вообще, за результаты - никто ответственность брать на себя не хочет.
Конкретных ребят это не устраивает, сразу начинают через друзей и друзей друзей искать компетентного геолога, с хорошими рекомендациями и опытом. Так вот, пост этот о том, как компетентный геолог может раз так в 100 снизить затраты на оценку участка и поисковую стадию.
Типичный пример: участок недр, 100 квадратных километров, север Бурятии, не самые дружелюбные и проходимые места.
Территория большая. С какого края начинать? Где ставить лагерь? Куда бежать, что делать? Теоретики скажут: ну есть же проект разведки, там все написано. Практики скажут: проект ничего общего с реальностью не имеет - в стандартном шаблоне были заменены названия ручьев и рек, зато экспертизу пройдет гарантированно))). "Где копать, чтобы сразу пошел промышленный пласт?": так обычно звучит ТЗ)))
Тут на помощь приходит поисковая геоморфология. Что это за зверь? Если крайне упрощенно и кратко: есть некий коренной (рудный) источник золота, она разрушается эрозией, золотины высвобождаются и переносятся потоками воды. Так как они существенно тяжелее всех остальных минералов, то они имеют свойство скапливаться в определенных местах, называемых геоморфологическими ловушками: разгрузки и подпруживания (это основные, но далеко не все типы).
На рисунке ниже: ловушка разгрузки. Осаждение золота связано с падением скорости течения реки при ее расширении.
А вот ловушки подпруживания: река как бы "подпирается" локальным поднятием, что замедляет скорость течения и создает условия для выпадения тяжелых минералов.
Это - классика жанра, очевидная профессионалам. Однако как эти ловушки найти на местности? Желательно без выезда на участок: в несезон там делать нечего, а в сезон работать надо, а не думать. По топокарте? Смешно.
Тут нам на помощь приходят наши американские "партнеры", которые уже давным-давно сделали высококачественную цифровую модель рельефа нашей страны и даже выложили ее в свободный доступ.
Так выглядит цифровая модель рельефа. Каждый пиксель имеет размер 12.5х12.5 метра, в значение пикселя записана высотная его высотная отметка с точностью до 1 метра. В Гугл Земле все гораздо менее точно.
По цифровой модели рельефа можно построить изолинии через 1 метр:
Кому-нибудь что-нибудь стало понятнее? Где там ловушки-то?))) Вряд ли. Только наметанный глаз геолога-геоморфолога увидит для себя что-то интересно, но таких людей остались единицы и я не вхожу в их состав, зато я умею немного кодить, что тоже неплохо. Поэтому дальше преобразую эти изолинии уже во что-то более понятное, по сути, это карта древних долин, где сразу видно то, что интересует:
То, что нужно, мы увидели. Теперь осталось собрать немного доказательной базы для выводов. Тут придется уже немного поиграть с профилям местности:
Теперь можно сделать вывод, что же мы здесь увидели: увидели мы ловушку подпруживания, но не современную, а старую, находящуюся в прежнем русле реки. Синий контур отвечает на вопрос: если бы я был россыпью, где удобнее всего мне было бы лежать?)))
Проанализировав таким образом весь участок, были намечены точки отбора проб, которые были разбракованы по приоритетам:
Уже не так страшно все выглядит? Теперь можно осмысленно бурить, бить траншеи, корректировать гипотезы.
Разумеется, геоморфология - это далеко все, что анализирует геолог-поисковик, но об остальном - в следующих постах.
Для тех комментаторов, кто скажет, что все это ерунда, отмечу: прогноз россыпной золотоносности по этому объекту был дан весной 2022 года. В рамках летнего полевого сезона был полностью заверен - первая же буровая линия дала весовые содержания.