Как менялась авиация во времена правления королевы Елизаветы II

За 70 лет правления королевы Елизаветы II произошли новаторские достижения в области авиационных технологий. Хотя она не была авиастроителем, а только автомехаником во время Второй мировой войны, тогдашняя принцесса Елизавета привыкла к самолетам еще до того, как взошла на престол.


В январе 1952 года она вместе со своим мужем, герцогом Эдинбургским, страстным пилотом, отправилась в путешествие по Африке на борту British Overseas Airways Corporation (BOAC) под названием «Аталанта». Короля Джорджа сочли слишком больным, чтобы совершить полет самому, и поэтому принцесса была выбрана представлять своего отца. Борт представлял собой модернизированный вариант поршневого самолета Douglas DC-4. На нем были установлены двигатели Rolls-Royce Merlin, доказавшие свою ценность во время войны в боевых самолетах, таких как Supermarine Spitfire или Avro Lancaster. Через месяц после начала тура она узнала, что король Джордж скончался. Принцесса улетела из Уганды обратно в Ливию, а затем обратно в Лондон, где была коронована как королева Елизавета II.


В июне 1953 года королева Елизавета II вошла в историю авиации, когда вместе с королевой-матерью и принцессой Маргарет поднялась на борт авиалайнера De Havilland DH106 Comet компании British Overseas Airways Corporation (BOAC). VIP-полет сделал ее первым членом королевской семьи, совершившим полет на реактивном двигателе, и помог популяризировать эту новую технологию, показав, насколько она безопасна даже для королевы и двух ее дочерей.

Однако менее чем через год две катастрофы со смертельным исходом выявили критические недостатки конструкции «Кометы».

«Я до сих пор содрогаюсь каждый раз, когда думаю об этом полете», — сказал позже в интервью сэр Майлз Томас, председатель BOAC, который также был на борту.


2 ноября 1977 года, в конце своего Серебряного юбилея, королева села на рейс British Airways. Но не на любом самолете: это был Concorde G-BOAE. Полет из Барбадоса в Хитроу был первым сверхзвуковым полетом, который совершила королева Елизавета II, но не последним. Она использовала легендарный авиалайнер еще как минимум для четырех официальных визитов.

Ее отношения с коммерческой авиацией продолжались до 2011 года, когда королева последний раз посетила Австралию. По этому случаю королева и герцог Эдинбургский сели на борт Boeing 777-200ER British Airways. То, что было ее последним регулярным дальнемагистральным рейсом, было также первым прямым рейсом национального перевозчика из Перта в Лондон, его самым длинным беспосадочным рейсом из когда-либо совершенных.


Исторически сложилось так, что Queen's Flight, специальный флот, сформированный ее отцом как первое в мире авиационное подразделение главы государства, предназначался только для ближнемагистральных и региональных рейсов. Удивительно, но только в 1986 году подразделение приобрело свои первые самолеты: два самолета British Aerospace BAe 146 с VIP-салоном. В 1995 году, чтобы сократить эксплуатационные расходы, Queen's Flight был объединен с 32-й эскадрильей Королевских ВВС, которая стала 32-й (Королевской) эскадрильей. Парк BAe 146 и BAe 125 был интегрирован в эскадрилью вместе с множеством вертолетов.

Однако Королевский вертолетный рейс остался отдельным флотом. Созданный в 1998 году, он использует два больших вертолета Sikorsky S-76C  в королевской ливрее и нанимает небольшую команду пилотов, занимающихся вертолетным обслуживанием членов королевской семьи во время официальных мероприятий.

В 2022 году 32-я эскадрилья получила два бизнес-джета Dassault Falcon 900LX — первый и четвертый французский самолет Dassault, когда-либо эксплуатировавшийся ВВС Великобритании. Эти два самолета, получившие обозначение Envoy IV CC.1, в настоящее время управляются смешанными экипажами Королевских ВВС и гражданских пилотов. После получения военной модернизации они будут официально введены в состав 32-й эскадрильи Королевских ВВС в апреле 2024 года. Именно на одном из этих самолетов семь членов королевской семьи приземлились в Шотландии 9 сентября 2022 года, за несколько часов до объявления смерть королевы Елизаветы II в замке Балморал.

За 70 лет правления королевы Елизаветы II произошли огромные изменения в авиации, как военной, так и гражданской. Свидетельством этого стал платиновый юбилей королевы, состоявшийся в июне 2022 года, с пролетом, включающим как прошлое, так и настоящее британских самолетов.
Как менялась авиация во времена правления королевы Елизаветы II Авиация, Знаменитости, Длиннопост