Как компрессировать бас.
Применение компрессии редко происходит по принципу «настроил и забыл». Компрессия для баса – именно тот случай, когда одно решение не подходит под все ситуации. Согласованное звучание в области низких частот действительно важно для вашего микса. Человеческое ухо воспринимаетвысокие частоты громче, чем низкие, но аудитория быстро заметит, если низ торчит и трясет их сиденья.
Бас может быть очень привередливым инструментом, у него часто можно встретить на грифе как мертвые зоны, так и области избыточного резонанса. Ваш басист может играть открытое А на второй струне, и чувствовать инструмент мощным и наполненным, но когда он перемещается вверх по грифу, чтобы взять D на пятом ладу, он чувствует бас пустым. Противоположная проблема так же нехороша: одна нота на грифе резонирует в помещении и торчит по сравнению с остальными басовыми нотами. Применение компрессии на подобном проблемном инструменте может быть спасением. Применение компрессии на хорошо звучащем инструменте может перевести его из категории «хороший» в категорию «отличный».
Давайте посмотрим несколько ситуаций и подходы к применению компрессии на бас-гитаре.
Идеал
Для большинства исполняемых на материалов идеальной является ситуация, когда бас-гитарист имеет уверенное и последовательное звучание. Компрессия в этом сценарии, как правило, требуется минимальная. Вам нужно всего лишь слегка уплотнить то, что уже есть. Компрессор в данном случае - клей, который держит уровень низких частот ровно, и немного сглаживает или подчеркивает атаку в момент касания струны. Первоначальный переходный процесс громкий и наполненный, затем звук медленно затухает. В зависимости от песни и исполнения естественное затухание ноты может изменяться.
Одна из целей компрессирования баса - сделать затухание медленнее, так чтобы бас был слышен и чувствовался дольше, чем он звучит естественно. Для этой цели используется соотношение (ratio) 6:1 и медленная атака. Но вы можете установить атаку так, чтобы компрессия начиналась сразу после первоначального касания струны. Когда басист играет, начните медленно регулировать порог компрессии (threshold), и вы услышите, что бас звучит более «длинно» и наполнено по мере отпускания порога. Не отпускайте порог слишком далеко, потому что, если вы установили большой уровень компрессии, то с определенной точки бас начнет звучать «мелко» и менее динамично. Такой способ «дробления» звука не очень-то хорош в этой ситуации. Смотрите на индикатор количества компрессии (gain reduction) – желательно, чтобы он начинал срабатывать сразу после первоначального касания струны. Таким образом, компрессор помогает басовой ноте звучать дольше, до следующей ноты, создавая наполненное звучание.
Я, как правило, начинаю настройку с медленным возвратом (release), который могу изменить в процессе настройки. Индикатор gain reduction только-только начинает уменьшаться до начала следующей ноты. Весь этот процесс - больше искусство, чем наука. Начните с атаки, возврата и порога в данной точке, а затем настраивайте и экспериментируйте.
Проблемы с басом
Если я пытаюсь исправить неровный звук бас-гитары, то я должен быть очень внимательным к исполнению. Иногда вы можете иметь только одну или две ноты, которые должны быть выделены, исходя из контекста песни. Если вы на саундчеке просите вашего басиста поиграть самостоятельно, а он начинает исполнять слэп, который не имеет никакого отношения к песне, которую будет играть, вы мало чем поможете вашему миксу. Работая с басом, когда группа репетирует, вы можете слышать, что ваши изменения будут делать для вашего микса. Обычно я попрошу бас и барабаны играть припев снова и снова, пока я не буду счастлив.
В ситуации с проблемным инструментом я применяю более высокий ratio - 10:1, это хорошая точка для начала, а атаку и восстановление я ставлю в средние значения. Тогда компрессия будет начинаться только после того, как нота начинает «высовываться». Если компрессор включается слишком быстро, и вы замечаете компрессию, что это не проблема. Установите порог так, чтобы компрессор просто слегка «касался» звука в ходе нормального исполнения, может быть, поджимая на 1 или 2 дБ. Следует заметить, что после того, как играется проблемная нота, количество компрессии усиливается, чтобы уменьшить проблемную частоту.
Проблемы с басистом
Предположим, у вас есть молодой бас-гитарист, который временами играет довольно неровно по динамике, а может быть, он играет неровно все время. В обоих случаях вы будете иметь очень динамичное звучание и много атаки. Если басист играет так все время, то вы обнаружите, что в звуке не хватает низких частот. В этом случае, вместо того, чтобы пытаться улучшить сустейн, лучше снизить начальные переходные процессы. Для исправления данной ситуации устанавливаются быстрая атака и быстрое восстановление, чтобы компрессор сразу реагировал на быстрые переходные процессы. Ratio устанавливается в соответствии с неровностью исполнения. Начать можно с 4:1, и, используя уши, попытаться скорректировать звучание. Внимательно отнеситесь к установке порога компрессии.
Если басист играет медиатором, лучше компрессор привлечь сразу. Для динамичного музыканта компрессор должен включаться на сложных для него нотах. Если компрессор не реагирует на легкие прикосновения бас-гитариста, наверное порог слишком высок и его нужно вернуть немного назад. Когда эта техника используется должным образом, не должно быть потери на краю басового диапазона, и бас лучше сидит в миксе.
Компрессия для характера звука
Описанные методы применения компрессии помогают расширить звучание баса, или исправить некоторые проблемы. Если вы используете плагины, или у вас имеется несколько вариантов внешних приборов, то вы можете попробовать использовать компрессию баса еще в одном ключе. Как определенная педаль у гитариста, в комбинации с конкретным инструментом и усилителем дает определенный характер звучания, таким же образом конкретный компрессор будет иметь свое влияние на звук бас-гитары.
Компрессор 1176 (Blue Stripe ) добавляет немного «песка» и немного «разбивает» звук в момент восстановления. Это нравится некоторым людям, которые хотят, чтобы бас воспринимался немного перегруженным. Компрессор LA-2A имеет «круглый» и теплый звук, который хорошо подходит бас-гитаре. Это классический звук, который вы слышите на бесчисленном количестве записей.
Вы можете не иметь этих приборов в своем распоряжении, но у вас может быть несколько различных внешних компрессоров, из которых вы можете выбирать, с помощью методик, описанных выше, и пониманием того, что один компрессор может быть лучше для бас-гитары, чем другой. Лучшее, что можно сделать - экспериментировать, и пусть ваши уши будут вам судьей.
При работе с этими методиками имейте в виду, что компрессия редко работает по принципу «настроил и забыл». Однажды найденные настройки для баса - это не волшебный сет для всех басов во все времена, не один размер для всех. Если есть сомнения, помните правило - чем меньше, тем лучше. Единственная вещь, которая хуже, чем плохой звук баса – это компрессия, убивающая в нем все остатки жизни.
@Нолан Росси микс-инженер и владелец компании RF Productions.
Звукорежиссура
284 поста1.6K подписчиков
Правила сообщества
- в сообществе запрещены оскорбления;
- посты, не соответствующие тематике сообщества, будут переноситься в ленту;
- шутейки и мемы про звукорежиссуру - приветствуются!
- фото своих рабочих мест\студий, необычных устройств, рассказы о том, как пришли в профессию и ее плюсы\минусы - тоже приветствуются;