Как берут кровь в морге для анализа на содержание спирта

Я расскажу про то как это делается в Москве (и как это делать правильно), и как это делалось в регионе, где я раньше работал (не очень правильно). Итак. Существует приказ Минздрава и соцразвития № 346н от 2010 года. который (среди прочих документов) регламентирует деятельность государственного судебно-медицинского эксперта. Этот приказ находится в открытом доступе, легко гуглится и вы можете сами его изучить.

Согласно этому приказу для определения этилового спирта от трупа берётся кровь и моча, в отсутствии мочи часть почки. Для анализа на алкоголь кровь берётся независимо от возраста покойника, и независимо от того, в каком состоянии находится труп (понятное дело. что если тру находится в скелетированном состоянии, то ничего на алкоголь не берётся), в том числе и в тех случаях. когда труп находится в состоянии выраженных гнилостных изменений (в таких случаях берётся фрагмент скелетной мышцы и часть почки). Мы будем говорить сегодня только про кровь, так как именно наличие алкоголя в крови и его концентрация в крови позволяют судить о том был ли человек в состоянии алкогольного опьянения.


Так вот, кровь берётся из бедренной вены в одноразовый флакон с пробкой, исключающей повторное открытие, т.е. пробка имеет стопорное кольцо, без нарушения которого повторно открыть флакон невозможно. Берёт кровь непосредственно эксперт, наливает во флакон, закрывает крышкой, а лаборант тут же, у стола, опечатывает флакон специальной наклейкой, на которой написано от кого эта кровь, когда взята и в какую лабораторию. Наклейка эта наклеивается через пробку намертво, повторно её уже не отклеишь. После этого лаборант печатает направление в конкретную лабораторию и относит флакон к кровью и направление в специальную термосумку, которая находится в секционном зале. После окончания всех исследований эту сумку относят в лабораторию. Так происходит у нас, в Москве. Если морг располагается в другом округе Москвы, анализы в такой же термосумке забирает специальная машина от Бюро судебно-медицинской экспертизы, которая каждый день объезжает все морги. После поступления крови в лабораторию там проводится исследование, результаты которого оформляются Актом или Заключением, и переправляются эксперту, который вскрывал труп. Во вступительной части такого Акта или Заключения описывается в каком виде доставлены флаконы. все опечатки. все бирки и все надписи на бирках.


Когда я работал в регионе. у нас не было одноразовых флаконов и мы использовали флаконы из-под антибиотиков, которые брали в больнице, промывали и набирали в них кровь. На результат химического исследования это не влияло. Кроме того. в регионе мы сами (и Бюро) не возили кровь в областное Бюро, транспортировкой занималась полиция, которая несколько раз в неделю заезжала и забирала объекты. До этого кровь хранилась в холодильнике. То, что транспортировкой занималась полиция, было вполне законно, это было написано в приказе. Как сейчас там работают, кто возит объекты и какие флаконы там используют, я не знаю, гл у нас (до 2006) было так.


Теперь по экспертной тактике. Эксперт, получив документ, подписанный экспертом химиком из лаборатории, вбивает результаты исследования в сой Акт или Заключение, и на их основании делает вывод о том, какой степени алкогольного опьянения соответствует та или иная концентрация этилового алкоголя в крови. Повторюсь - после того, как эксперт у секционного стола взял кровь и направил её в лабораторию, он её больше не видит, а имеет только результат её исследования. Сам анализ на алкоголь производится на специальном устройстве - газовом хроматографе, процесс полностью автоматизирован. И ещё: налить спирт или спиртсодержащую жидкость в кровь для фальсификации невозможно. Т.е., возможно, то это сразу же выявляется, поскольку никогда (!!) нельзя угадать, какая концентрация алкоголя в итоге получится. Состояние крови у всех разное, у кого-то гуще, у кого-то жиже. разный и химический состав, и капнуть так, чтобы получились какие-то цифры в табличных рамках нереально. Также нереально "вколоть алкоголь в печень" и другие бредовые идеи, которые я слышал за последнее время.


Поэтому я говорил и повторюсь - сознательно фальсифицировать анализ крови у ребёнка (да и у взрослого) не будет ни один эксперт, который хоть как-то дружит с головой. Это всё равно. что своими руками себе срок нарисовать. Кстати, много лет назад был такой случай в Челябинской области. Тогда это моментально раскрыли и эксперта реально закрыли. Сколько бреда я прочитал и услышал за эти дни! Если эксперт получил такой анализ из лаборатории (с подписью и печатью). если он это перепроверил - как он говорит,он ОБЯЗАН был интерпретировать такой результат химического исследования в своём заключении. Остальное - работа следственная - выяснять как это получилось.


Пьяных детей вскрывал неоднократно (не в Москве). Конечно. смущает цифра - 2,7 промилле это тяжёлая степень опьянения. Но и эти цифры объяснимы. Это не говорит о том, что я уверен в том, что ребёнок был пьян, я имею ввиду то, что можно объяснить наличие такой концентрации. Наверняка в рамках возбуждённого дела проверят и лабораторию, в которой проводился анализ, может быть был какой-то сбой процесса, такое бывает. У меня в практике был случай, когда в анализе крови нашли окись углерода в смертельной концентрации. А это вам не спирт этиловый, тут влияние на всех одинаковое - смерть. Поговорил с родственниками покойного, они уверили. что в доме не было никакого пожара, нет там и газа. Милицейская проверка всё это подтвердила. Позвонил химикам, объяснил. они переделали анализ и никакого СО не оказалось - был какой-то сбой. И ещё - анализ крови на алкоголь не берут на марлю. Её берут в жидком виде во флакон.


Надо просто дождаться результатов проверок и потом делать какие-то выводы. А то как-бы кое-кому ещё перед экспертом извиняться не пришлось.


Источник: http://mossudmed.livejournal.com/