История жизни Генри Эвери

История жизни Генри Эвери Пираты, Долговязый Бен, Генри Эвери, Биография, Длиннопост

Генри Эвери (Henry Every) – знаменитый английский пират по прозвищу Долговязый Бен, один из первых джентльменов удачи так называемой «золотой эпохи» пиратства. Стал известен благодаря своим грабежам в водах Африки и Южной Азии в 90-е годы XVII столетия, где он смог захватить огромную добычу. Стал героем множества приключенческих романов.


Впервые полулегендарную биографию Генри Эвери опубликовал Даниель Дефо в своей книге «Всеобщая история пиратов», изданной в Лондоне в 1724 г. В этом сочинении он изменил его имя с Генри Эвери (Henry Every) на Джон Эйвери (John Avery).



Ранние годы капитана Эвери



Имеется также версия, что на самом деле нашего героя звали Генри Бриджмен. Об этом сообщил голландец Ван Брук, который на протяжении нескольких месяцев был пленником на борту его корабля. Эвери якобы признался ему, что настоящая его фамилия – Бриджмен, а псевдоним он принял, чтобы не бросить тень на своих родственников. По словам Ван Брука, Эвери был человек веселый и добродушный, но в детстве его частенько обижали родственники, что не могло не сказаться на его характере. Будучи сыном капитана торгового корабля, он с юности связал свою судьбу с морем, служил на военных кораблях «Резолюшн» и «Эдгар» и в пираты подался после измены жены.


Вполне вероятно, что Эвери командовал работорговым судном, занимавшимся нелегальными поставками невольников из Африки в Америку. По крайней мере, капитан корабля «Ганнибал» Филлипс в 1693 г. жаловался, что на побережье Гвинеи он не смог найти негров, так как до него здесь побывал Долговязый Бен, он же Эвери.



Пират — Генри Эвери



Если верить Джонсону, Эвери появился на свет в графстве Девоншир близ Плимута в 1653 г. Его пиратская карьера прослеживается с 1694 г., когда он нанялся первым помощником на 46 пушечный фрегат «Карл II», находившийся под началом капитана Гибсона (Джонсон называет этот корабль «Дюком»). Фрегат был снаряжен арматорами Бристоля по просьбе испанских купцов, которые хотели использовать его для борьбы с пиратами и французскими контрабандистами в Америке. Прибыв в испанский порт Ла Корунья в составе эскадры сэра Джеймса Хублона, «Карл» в течении восьми месяцев простоял там без дела. Не получая жалованья, моряки в конце концов устроили заговор с целью захвата судна и 7 мая 1694 г. взбунтовались. Во главе бунтовщиков встал Эвери.


После этого мятежники отправились к берегам Западной Африки. «Карл II» переименовали в «Фэнси» («Причуда»). В водах островов Зеленого Мыса пираты смогли захватить три английских корабля, с которых забрали 9 человек и провизию, потом в Гвинейском заливе (у острова Принсипи) Эвери захватил 2 датских 26 пушечных корабля: на каждого члена экипажа пришлось по 8 или 9 унций золота. 14 датчан охотно присоединились к их шайке.


Обогнув мыс Доброй Надежды, пираты направились к Мадагаскару, а потом к острову Анжуан. Там англичане захватили гураб с 40 французскими флибустьерами из команды капитана Исаака Вейре, потерпевшего кораблекрушение близ соседнего острова Мохели. Французы с гураба вынуждены были присоединиться к команде Эвери.


1695 год, 16 февраля — почти сразу же после захвата гураба, три корабля Ост-Индской компании («Бенджамин», «Мокка» и «Тонкин») подошли к острову Анжуан. Капитан Эвери оставил на суше «одного человека из своей компании, который до этого заболел; его звали Уильям Мэй», а сам снялся с якоря. Утром 19 февраля он вышел в море, не вступая в переговоры с ост-индскими кораблями.


После недолгого крейсерства капитан Эвери возвратился на Анжуан. Там он завербовал 13 или 14 новобранцев-французов, «которые крейсировали в этих морях под английским флагом и потеряли свой корабль у Мохели, где он сел на мель».


«Фэнси» стал грозным пиратским судном с командой из 170 человек, среди которых находились 104 англичанина, 14 датчан, взятых в Гвинейском заливе, и 52 француза из экипажа Демареца. Шайка решила идти в Красное море. По дороге они встретили два английских пиратских корабля, «Долфин» и «Портсмут адвенчур». Первый находился под командованием капитана Ричарда Уэнта, имел 60 человек и был снаряжен в Уоркилле (близ Филадельфии) в январе 1694 г. «Портсмут адвенчур» (капитан Джозеф Фэро) был снаряжен тогда же в Род-Айленде и имел почти такое же количество людей. На каждом было по 6 пушек.


Они договорились с Эвери о партнерстве и в июне 1695 г. прибыли вместе на остров Перим, что у входа в Красное море. Там они провели ночь, а на другой день три других английских пиратских корабля присоединились к ним: «Сусанна» из Бостона под командованием Томаса Уэйка, бригантина «Перл» (капитан Уильям Мэйс) и шлюп «Амити» (капитан Томас Тью); два последних пришли из Нью-Йорка. У них было по 6 орудий, бригантина имела от 30 до 40 человек, другие – по 50 человек.



Захват корабля «Ганг-и-Савай»



Несмотря на свою многочисленность, пираты умудрились прозевать конвой из 25 судов, который вышел из Мохи для возвращения в Индию. Кинувшись в погоню, пираты смогли захватить два индийских корабля. Один из кораблей, «Ганг-и-Савай», был самым большим во всей империи Великих Моголов. Приз превзошел все самые безумные ожидания пиратов. Он транспортировал многочисленных пассажиров, возвращавшихся из паломничества в Мекку, в том числе высших должностных лиц и некоторое количество женщин и девушек. «Они взяли на этом корабле столько золота и денег в валюте и в сосудах, что вместе с захваченным раньше доля каждого человека возросла до 1000 фунтов».



Обыск и грабеж индийского корабля, а также избиение пассажиров длилось целую неделю. Некоторые пленницы, чтобы не быть обесчещенными, бросались за борт или убивали себя кинжалами. В конце концов, после дикой оргии, перегрузив все сокровища к себе на борт, пираты позволили своему призу уйти. Теперь люди Эвери были достаточно богатыми, чтобы прожить в избытке остаток своих дней.


1695 год, ноябрь — корабль Эвери прибыл на остров Бурбон, где «все датчане и все французы были высажены на сушу со своей долей добычи, доходившей до 970 фунтов на человека».


Вместе с этим в Индии сообщение о нападении пиратов на корабли Великого Могола вызвало бурю возмущения. Когда «Ганг-и-Савай» прибыл в Сурат и уцелевшие моряки и пассажиры рассказали местным жителям о совершенных пиратами жестокостях, пытках, убийствах паломников, изнасиловании пассажирок, неистовая толпа мусульман осадила английскую факторию. Лишь вмешательство войск спасло англичан от расправы. Агент Сэмюэл Эннсли и 65 других служащих Ост-Индской компании в Сурате были закованы в цепи и брошены в тюрьму. Они оставались на протяжении 11-ти месяцев в индийских тюрьмах и были освобождены лишь 27 июня 1696 года.


Что касается «виновника торжества» Генри Эвери, то он к тому времени ушел из Индийского океана в Америку.


1696 год, апрель — «Фэнси», имея на борту 113 человек, бросил якорь у багамского острова Ройял-Айленд, и его капитан Генри Бриджмен (Эвери) послал губернатору Николасу Тротту прошение на провизию и разрешение войти в воды Нассау. Тротт разрешил пиратам стоянку. За это он получил от каждого члена команды «Фэнси» по 20 пиастров, от Эвери – 40 пиастров и еще 1000 фунтов стерлингов с добычи. Кроме этого, в доле с купцом Ричардом Тальяферро он за бесценок приобрел корабль и груз.


После дележа оставшейся добычи большая часть пиратов перебралась на материк: часть в Новую Англию, часть в Северную Каролину и Пенсильванию, несколько человек остались в Вест-Индии, двое уплыли на Бермудские острова. Эвери купил у капитана Кросскиса корабль «Мейфлауэр» и отправился в Бостон с 19 сообщниками, имея при себе только 500 фунтов стерлингов.



По следу пирата



В Бостоне он попал под подозрение губернатора и был вынужден уехать в Ольстер (Ирландия). За его поимку король пообещал награду в 500 фунтов стерлингов, столько же пообещали директора Ост-Индской компании, но найти «счастливчика Эвери» так и не удалось. По свидетельству одного из пойманных пиратов, летом 1696 г. Эвери перебрался из Ирландии в Шотландию, но говорил, что уедет в Экзетер. Свидетель встретил в Сент-Олбансе жену квартирмейстера с «Фэнси», которая призналась ему, что «едет к капитану Бриджмену», но не сказала, куда именно.


След Генри Эвери окончательно потерялся. Позднее появилась легенда, будто бывший пират, пытаясь сбыть награбленные драгоценности, был обманут мошенниками и умер в нищете – «при нем не оказалось денег даже на то, чтобы купить ему гроб».