История создания ЛЕГЕНДЫ — Т-72

История создания ЛЕГЕНДЫ — Т-72 Объект 172м, Тег, Т-72, Танки, История, Длиннопост
7 августа 1973 года был принят на вооружение объект 172М.
Начало процессу создания танка Т-72 положило постановление Совета министров СССР от 15 августа 1967 года "Об оснащении Советской Армии новыми средними танками Т-64 и развитии мощностей для их производства", в соответствии с которым предусматривалось организовать серийный выпуск танков Т-64 не только на Харьковском заводе транспортного машиностроения имени Малышева (ХЗТМ), но и на других предприятиях отрасли, в том числе и на Уралвагонзаводе (УВЗ)

Т-64

История создания ЛЕГЕНДЫ — Т-72 Объект 172м, Тег, Т-72, Танки, История, Длиннопост

Т-64 являлся на тот момент действительно революционной машиной в области мирового танкостроения. Разработка объектов 430, 432 и 434 была непростой, и явило на свет Т-64А, вооруженный 125-мм пушкой Д-81. Он был принят на вооружение в мае 1968 года.

В постановлении Совмина СССР от 15 августа 1967 года шла речь и о выпуске "резервного" варианта танка Т-64. Был так же приказ министра оборонной промышленности от 5 января 1968 года о создание танка «особого» периода.

Объект 434

История создания ЛЕГЕНДЫ — Т-72 Объект 172м, Тег, Т-72, Танки, История, Длиннопост

Объект 430

История создания ЛЕГЕНДЫ — Т-72 Объект 172м, Тег, Т-72, Танки, История, Длиннопост

УВЗ (Г.Нижний Тагил) и ЛКЗ (г.Ленинград) на базе технологических решений Т-64 и на основе собственного опыта создания боевых машин начали проектирование перспективных моделей.

Под руководством Леонида Николаевича Карцева и его заместителя Валерия Николаевича Венедиктова был разработан мобилизационный вариант Т-64А.

Объект 167

История создания ЛЕГЕНДЫ — Т-72 Объект 172м, Тег, Т-72, Танки, История, Длиннопост

А так же новый Челябинские дизельный двигатель В-45К, развивающий мощность в 730 л.с. с вентиляторной системой охлаждения.

В основном эти изменения и были введены в создаваемую машину. Иные наработки по объектам 166, 167, 167м были отвергнуты Министерством оборонной промышленности, как и идея установки ГМТ (гидромеханическая трансмиссия).

Первые машины создавались простой переделкой серийных Т-64А. Два опытных образца были готовы в 1968 году. В этом же году они подверглись испытаниям в Туркестанском военном округе. Основными конструктивными недостатками были дефекты ходовой части. Всего до 1970г. было построено по разным данным около 17-20 танков, участвующих в заводских и армейских испытаниях, что говорило о серьезности подхода к данной машине.

Объект 172

История создания ЛЕГЕНДЫ — Т-72 Объект 172м, Тег, Т-72, Танки, История, Длиннопост

Чертежы Объекта 172

История создания ЛЕГЕНДЫ — Т-72 Объект 172м, Тег, Т-72, Танки, История, Длиннопост
История создания ЛЕГЕНДЫ — Т-72 Объект 172м, Тег, Т-72, Танки, История, Длиннопост
ОЦЕНКА, СРАВНЕНИЕ

1) Установка в объекте 172 двигателя В-45К и автомата заряжания обеспечила по сравнению с объектом 434:

- Улучшение боевой работы экипажа;

- Уменьшение времени на техническое обслуживание и подготовку танка к преодолению водных преград;

- Возможность работы двигателя на различных сортах топлива.

Остальные основные параметры ТТХ остались практически одинаковыми, за исключением боевого веса и запаса хода.

2) Надежность объекта 172 в пределах гарантийного срока (3000 км пробега) пока является недостаточной по следующим причинам:

- В представленных на полигонные испытания объектах 172 были внедрены не все разработанные конструктивные мероприятия по двигателю В-45К, системе питания двигателя воздухом, соединениям системы охлаждения двигателя и системе энергоснабжения танка, что вызвало отказы и неисправности, аналогичные тем, которые были выявлены при полигонных испытаниях в 1969 г.;

- Ряд узлов и агрегатов, заимствованных из объекта 434 (стабилизатор, прицел-дальномер, гидроподъемный механизм пушки, элементы ходовой части), как и в объекте 434, работали ненадежно и, тем самым, резко снизили общую надежность танка.

3) Боевой вес танков объект 172 (танк №4 – 38650 кг; танк №5 – 38890 кг; танк №6 -38900 кг) превышает боевой вес танка объект 434 (равный по ТТТ 37,0т -1,5%) на 2,9 – 3,6% (максимальная разница 1350 кг)

- Разгон объекта 172 протекает более интенсивно, чем разгон объекта 434 (при работе на дизельном топливе).

4) Прицельная скорострельность из танков объект 172 и объект 434 получена практически одинаковая. Время на расстрел всего боекомплекта на объекте 172 составляет 23 минуты, на объекте 434 – 27 минут.

5) Автомат заряжания на объекте 172 имеет ряд существенных преимуществ перед механизмом заряжания объекта 434. Конструкция автомата заряжания обеспечивает переход членов экипажа из отделения управления в боевое и обратно без подготовительных работ, заряжание пушки в ручную из всех и немеханизрованных укладок как на месте, так и в движении танка, а также пополнение конвейера АЗ выстрелами без разворота башни на корму и без помощи механика-водителя.

6) Угол заряжания пушки в танке объект 172 на 2° больше, чем в танке объект 434, что уменьшает вероятность утыкания ствола во время заряжания при движении танка по пересеченной местности.

7) Наибольшее количество отказов и неисправностей приходится на ходовую часть: 29,9% отказов и 53% неисправностей.

Полученные в результате испытаний время простоя танка на обслуживании и трудоемкость технического обслуживания при выполнении работ штатным составом экипажа приведены в таблице и сравниваются с простоем танка объект 434 по данным отчёта за 1969 г.:

В скобках указано время и трудоемкость ТО с промывкой воздухоочистителя
История создания ЛЕГЕНДЫ — Т-72 Объект 172м, Тег, Т-72, Танки, История, Длиннопост
Приведенные данные таблицы показывают, что простой танков объект 172, представленных на испытания, на всех видах обслуживания меньше простоя танка объект 434, что объясняется более простой и удобной конструкцией механизма заряжания, на обслуживание которого затрачивается 40-45 мин, а на объекте 434 — 5-7 часов, и также некоторым улучшением доступа к обслуживаемым агрегатам и узлам.
В/часть 68054 считает целесообразным форсировать доработку силовой установки, стабилизатора вооружения, системы энергоснабжения, а также проведение коренной переработки ходовой части, гидроподъемного механизма пушки, системы коллективной защиты, с одновременным продолжением испытаний трех опытных образцов объекта 172 в в/ч 68054 по исследованию отдельных агрегатов и систем, и проведение контрольных полигонных испытаний после внедрения всех конструктивных мероприятий по предложениям в/ч 68054.


Работа с танками "объект 172" продолжалась до начала февраля 1971 года. К этому времени разработанные в Нижнем Тагиле узлы и агрегаты были доведены до высокого уровня надежности. Автоматы заряжания имели один отказ на 448 циклов заряжания, то есть их надежность примерно соответствовала среднестатистической живучести 125-мм пушки Д-81Т (600 выстрелов калиберным снарядом и 150 - подкалиберным). Единственной проблемой "объекта 172" оставалась ненадежность ходовой части "из-за систематического выхода из строя гидроамортизаторов, опорных катков, пальцев и траков, торсионов и направляющих колес".

12 мая 1970 года вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР №326-113 «О проведении работ по дальнейшему совершенствованию танка «Объект 172». Данный документ открывал дорогу работам совершенствованию машины и по внедрению на нее ходовой части отработанной на опытных экземплярах «Объекта 167».


Тогда в КБ УВЗ, которое с 7 января 1970 возглавил Валерий Николаевич Венедиктов, было решено использовать на "объекте 172" ходовую часть от "объекта 167" с обрезиненными опорными катками увеличенного диаметра и более мощными траками с открытым металлическим шарниром, аналогичными тракам танка Т-62. Отработка такого танка проводилась под обозначением "объект 172М" и к концу года было построено три таких танка. Двигатель, форсированный до 780 л.с., получил индекс В-46. Была введена двухступенчатая кассетная система воздухоочистки, аналогичная применявшейся на танке Т-62. Масса "объекта 172М" возросла до 41 т. Но динамические характеристики остались на прежнем уровне за счет увеличения мощности двигателя на 80 л.с., емкости топливных баков на 100 л и ширины гусеницы на 40 мм. От танка Т-64А были сохранены только положительно зарекомендовавшие себя конструктивные элементы бронекорпуса с комбинированной и дифференцированной броней и трансмиссия.

Сравнение «Объекта 172» и «Объекта172м»
История создания ЛЕГЕНДЫ — Т-72 Объект 172м, Тег, Т-72, Танки, История, Длиннопост

С ноября 1970 по апрель 1971 года танки "объект 172М" прошли полный цикл заводских испытаний и затем 6 мая 1971 года были представлены министрам обороны А.А. Гречко и оборонной промышленности С.А. Звереву. К началу лета была выпущена установочная партия из 15 машин, которые совместно с танками Т-64А и Т-80 в 1972 году прошли многомесячные испытания.


Испытания проводились интенсивно с наработкой за сутки до 20,7 часов и протяженностью суточных переходов до 732 км. Ходовые испытания в объеме 10000 км выполнены за 31 календарный день (по 9-11 дней на этап). Средние скорости при испытаниях на танкодроме завода составили 20,8 км/час, а при испытаниях в ЗабВО – 40,3 км/час.

С учетом дополнительных испытаний танк №2 прошел 13686 км, а танк №3 – 11388 км, двигатели отработали 572 и 536 часов соответственно. Танки находятся в рабочем состоянии.

Проведенные в различных климатических и географических условиях испытания «Объектов 172м» №1, №2 и №3 показали высокие динамическим и маневренные качества и эксплуатационно-технические характеристики, достаточную надежность работы агрегатов, узлов, механизмов и систем моторно-трансмиссионного отделения, ходовой части и управления в пределах пройденных 11388+13686 км.


Двигатели этих танков надежно отработали 697,7 (танк №1), 572 (танк №2) и 536 (танк №3) часов. Автомат заряжания в доработанном виде на контрольных образцах «Объекта 172м» №8 и №9 показал нак же высокую надежность – 448 заряжания на один отказ. Полученная степень доработки узлов, механизмов, агрегатов моторно-трансмиссионного отделения, ходовой части и автомат заряжания, наряду с доработками, проведенными соисполнителями по вооружению и ТПД-2, позволили представить образцы на полигонные испытания.


Проведенные испытания полигонных образцов «Объекта 172м» в различных климатических условиях (БВО, ТуркВО, МВО) подтвердили высокую степень конструктивной отработки «Объектов 172м», при наработке 8458+11662 км, двигателями 393,7+510,7 часов и автоматом заряжания 619+2000 заряжаний пушки.

Двигатель, гитара, коробки передач и другие узлы и механизмы силовой передачи показали надежную работу в пределах выполненной танками наработки.

Имевшая место на двигателе «Объекта 172М» №5 течь воды из зарубашечного пространства пятой гильзы правого блока была вызвана производственным дефектом – при сборке не установлено одно из трех резиновых колец уплотнения нижнего пояса гильзы. После установки резинового кольца двигатель обеспечил выполнение танком программы в заданном объеме.

Автомат заряжания показал надежную работу в пределах 539 заряжаний на один отказ.

Ухзлы ходовой части показали следующую работоспособность:

1.Торсионные валы – 11662 км.

2.Балансиры – 11662 км.

3.Направляющие колеса – 6000 км.

4.Гусеничные ленты – 8096 км.

5.Диски ведущих колес – 11662 км.

6.Венцы ведущих колес – 10004 км.

7.Амортизаторы – 8458 км.

8.Поддерживающие катки – 5890 км (доработанная конструкция в ТуркВО).

9. Опорные катки – 11662 км.

По замечаниям и дефектам, выявленным в процессе испытаний полигонных образцов, заводом оперативно проводились конструктивные доработки, эффективность которых проверялась испытаниями в тех же условиях. Ненадежно работавшие на 1 этапе испытаний в ТуркВО поддерживающие катки были доработаны и проверенны на «Объекте 172м» №7 при проведении 2-го этапа испытаний в тех же условиях.


После окончания испытаний появился "Отчет по результатам войсковых испытаний 15-ти танков 172М, изготовленных Уралвагонзаводом в 1972 г."

В его заключительной части говорилось:

"1. Танки испытания выдержали, но ресурс гусеницы 4500-5000 км недостаточен и не обеспечивает требуемую ходимость танка 6500-7000 км без замены гусениц.

2. Танк 172М (гарантийный срок - 3000 км) и двигатель В-46 - (350 м/ч) работали надежно. В процессе дальнейших испытаний до 10000-11000 км большинство узлов и агрегатов, в том числе двигатель В-46 работали надежно, однако ряд серьезных узлов и агрегатов показали недостаточные ресурсы и надежность.

3. Танк рекомендуется для принятия на вооружение и серийное производство при условии устранения выявленных недостатков и проверки эффективности их устранения до серийного производства. Объем и сроки доработок и проверок должны быть согласованы между Министерством обороны и Министерством оборонной промышленности".

Объект 172М

История создания ЛЕГЕНДЫ — Т-72 Объект 172м, Тег, Т-72, Танки, История, Длиннопост

Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР №554-172 от 7 августа 1973 года "объект 172М" был принят на вооружение Советской Армии под названием Т-72 "Урал"(имя в 1975 году). Соответствующий приказ министра обороны СССР увидел свет 13 августа 1973 года. В том же году была выпущена установочная партия из 30 машин.


Серийное производство машины было начато в 1974 году. За этот год Уралвагонзаводом было выпущено 220 танков Т-72.


Для критиков машины: Если внимательно проанализировать историю создания Т-72 то становиться понятным, что завод и конструкторы создали то, что хотело министерство обороны при имеющихся возможностях оборонной промышленности по выпуску массового танка, а не то, что хотели бы сами конструкторы.


Фантазии конструкторского бюро всегда остаются на заднем плане, в первую очередь строиться машина по тактико-техническому заданию и требованию заказчика, что и было неукоснительнр сделано. Т.е. «прикуриватель» стоит там, где хочет заказчик, а не там, где ему будет удобно им пользоваться.

Чертеж Объекта 172М

История создания ЛЕГЕНДЫ — Т-72 Объект 172м, Тег, Т-72, Танки, История, Длиннопост
МОДИФИКАЦИИ

Объект 172М опытной и войсковой серии – башня выполнена путем конверсии башни танка Т-64А

• Т-72К (Объект 172МК) «Урал-К» – командирский вариант линейного танка Т-72 (об.172М), на котором дополнительно была установлена коротковолновая радиостанция, навигационная аппаратура, зарядное устройство, но уменьшен боекомплект

• Т-72 (Объект 172М) образца 1975 года

• Т-72 (Объект 172М) образца 1976 года

• Т-72 (Объект 172М) образца 1978 года

• Т-72 (Объект 172М) образца 1979 года

• Т-72 (Объект 172М-Э) – экспортная модификация

• Т-72 (Объект 172М-Э1) – экспортная модификация

• Т-72 (Объект 172М-Э2) – экспортная модификация

• Т-72К (Объект 172МК-Э) – экспортная модификация командирского вариант а линейного танка

• Т-72К (Объект 172МК-Э1) – экспортная модификация командирского вариант а линейного танка

• Т-72К (Объект 172МК-Э2) – экспортная модификация командирского вариант а линейного танка

• Объект 172МН – опытный образец танка Т-72 (об.172М) , на котором была установлена 130 мм нарезная пушка 2А50 (ЛП-36Е). Проходил испытания в 1972-1974 гг. В середине октября 1975 года демонстрировался маршалу Гречко А.А. во время его посещения НИИ в Кубинке. На вооружение не принимался

• Объект 172МД – опытный образец танка Т-72 (об.172М) со 125 мм гладкоствольной пушкой повышенного могущества 2А49 (Д-89Т). На вооружение не принимался

• Объект 172МП – опытный образец танка Т-72 (об.172М) со 125 мм гладкоствольной пушкой 2А46М. Изготовлен в мае-июле 1977 года с целью проведения приемосдаточных испытаний системы. По результатам этих испытаний пушка 2А46М была признана соответствующей заданным тактико-техническим требованиям и рекомендована для проведения дальнейших испытаний.

• Объект 175 – результат работ проводившихся в 1970-75 гг по усовершенствованию об.172М. На вооружение не принимался, опытный образец не изготавливался. Отдельные наработки по машине данной спецификации, как и по об.172-2М были использованы в совершенствовании конструкции серийных машин об.172М (Т-72)

Объект 172М ранних модификаций

История создания ЛЕГЕНДЫ — Т-72 Объект 172м, Тег, Т-72, Танки, История, Длиннопост

Честно стырено отсюда: https://topwar.ru/31638-istoriya-sozdaniya-legendy-40-let-ta...

Ну это хоть вам понравилось?