История одного портрета.

История одного портрета. История, Маяковский, Владимир Маяковский, Нижний Новгород, Капелюш, Длиннопост
На это фото я наткнулась на просторах интернета около трёх лет назад. Невероятный по, таящейся в глубине глаз, эмоциональной силе снимок оказался не самым известным. Практически ни в одной книге о Маяковском я его не видела, не находила его и в музеях. Обнаружить сносную репродукцию в печатном виде удалось только в книге, посвящённой фотохудожнику, автору снимка.

А дело было так. Павел Ильич Лавут, бессменный устроитель выступлений Маяковского, вспоминал: "Отклонив все намеченные мной маршруты, Владимир Владимирович предложил поехать по городам Волги. Это было в январе 1927 года. Я советовал дождаться навигации, чтоб соединить полезное с приятным. "Сейчас морозные дни. Придется передвигаться и в бесплацкартных вагонах..." Но он продолжал настаивать. И мы тронулись вниз по Волге...по железной дороге." Заручившись предварительно, как тогда полагалось, письменным согласием наркома просвещения.

История одного портрета. История, Маяковский, Владимир Маяковский, Нижний Новгород, Капелюш, Длиннопост
Так начался "болдинский" год, как его называют, в творчестве Маяковского. Немного цифр: на протяжении всего 1927 года Владимир Владимирович отсутствовал в Москве 181 день, за это время он посетил 40 городов и провёл более ста выступлений. "Продолжаю прерванную традицию трубадуров и менестрелей", - говорил он. За этот же год Маяковский написал ещё 70 стихотворений, 20 статей и очерков, 3 киносценария и поэму "Хорошо!".

Нижний Новгород оказался первым в списке городов, где ему предстояло выступать. От Московского вокзала

История одного портрета. История, Маяковский, Владимир Маяковский, Нижний Новгород, Капелюш, Длиннопост
ехали в центр на розвальнях по льду Оки, так как моста ещё не было. Маяковский ёжился, говорил, что "таких морозищей" не припомнит и сожалел, что не смог осмотреть ярмарку.
История одного портрета. История, Маяковский, Владимир Маяковский, Нижний Новгород, Капелюш, Длиннопост

Описывая свой визит в город в стихотворении "По городам Союза", Маяковский допустил небольшую географическую неточность:

Лёд за пристанью за ближней,

оковала Волга рот,

это красный,

это Нижний,

это зимний Новгород.

По первой реке в российском сторечъе

скользим...

цепенеем...

зацапаны ветром...

История одного портрета. История, Маяковский, Владимир Маяковский, Нижний Новгород, Капелюш, Длиннопост
Затем по улице Кооперативной (до 1620 года - Ивановской, до революции - Рождественской, с 1940 и до 90-х годов XX века - носившей имя едущего по ней)
История одного портрета. История, Маяковский, Владимир Маяковский, Нижний Новгород, Капелюш, Длиннопост
добрались до Широкой и Зеленского съезда, а по нему выехали на площадь Советскую (нет, я не путаю, это только в 1943 она стала Минина и Пожарского), к гостинице "Россия", которая располагалась в доме номер 4. 
История одного портрета. История, Маяковский, Владимир Маяковский, Нижний Новгород, Капелюш, Длиннопост
Небольшое лирическое, так сказать, отступление. В соседнем доме, пребывающем нынче под номером 5, в гостиничных палатах купца Деулина,
История одного портрета. История, Маяковский, Владимир Маяковский, Нижний Новгород, Капелюш, Длиннопост
почти за сто лет до визита Маяковского, останавливался Пушкин, и тоже на два дня (2-3 сентября 1833 года), о чём свидетельствует соответствующая табличка.
История одного портрета. История, Маяковский, Владимир Маяковский, Нижний Новгород, Капелюш, Длиннопост

На бывшем здании гостиницы "Россия" подобной таблички нет, а хорошо бы. Вышло бы как в стихотворении "Юбилейное":

После смерти

нам

стоять почти что рядом:

вы на Пе,

а я

на эМ.

Итак, холодно было везде, на улице, в номерах, в театре. Маяковский согревался игрой в бильярд. Анонсировали его выступление ещё накануне в "Нижегородской коммуне" в воскресенье, 16 января 1927 года.

История одного портрета. История, Маяковский, Владимир Маяковский, Нижний Новгород, Капелюш, Длиннопост
В Нижнем Новгороде поэт провёл два творческих вечера в гостеатре (нынешнем театре драмы) и дружескую встречу с молодыми писателями в редакции газеты "Молодая рать" (будущая "Ленинская смена").

Первое выступление было назначено на 8 вечера 17-го января в гостеатре.

История одного портрета. История, Маяковский, Владимир Маяковский, Нижний Новгород, Капелюш, Длиннопост
В зал вместимостью 1020 мест, было продано всего 650 билетов. Зрители сидели в пальто. Маяковский тоже вышел в пальто, демонстративно снял его и повесил на стул, приглашая таким образом слушателей присоединиться. Желающих нашлось не много. Ну а дальше, как обычно, лекции, стихи, общение с залом, ответы на записки.

Все, кто присутствовал на его выступлениях в Нижнем, в воспоминаниях объясняют полупустые залы гостеатра лютым морозом, стоявшим тогда на Волге. Не знаю-не знаю, из Нижнего поэт двинулся в Казань, и там, несмотря на мороз, он не мог пробиться сквозь толпу, пришедших на встречу с ним, чтобы начать выступление. Или казанцы более морозоустойчивы? Но я отвлеклась.

18-го числа шестнадцатилетний начинающий фотокорреспондент газеты "Молодая рать" Нисон Капелюш пришёл в гостиницу "Россия" с редакционными заданием сделать портрет поэта. Он застал Маяковского за игрой в бильярд. Тот пригласил юношу в свой номер, который находился по соседству с бильярдной. "В комнате было очень темно, но вдруг в окно заглянул луч заходящего солнца и именно в этот момент отец его сфотографировал" (из воспоминаний сына фоторепортёра, Лазаря Капелюша).

Спустя 10 лет, в 1937 году, именно эта работа на 1-й Всесоюзной выставке фотоискусства была удостоена диплома 2 степени. Сложно сейчас судить, но по тем временам, думаю, это было круто.

И вот уже три года, как я удивляюсь этому портрету. Я часто мыслями возвращаюсь к нему. На мой взгляд, это один из самых удачных снимков Маяковского. В нём отчётливо видна душа поэта (угу, и она скатилась с патетику). Комментарием к фото могут служить строки из поэмы "Про это":

За всех расплачУсь,

за всех расплАчусь.

Как, скажите мне, это удалось? Какими секретами мастерства должен был обладать совсем молоденький мальчик, чтобы одним кадром уловить трагедию мессианства этого безумного максималиста и романтика? А может, это случай? Или талант от части и есть случай?

Поэт и Лавут покинули Нижний Новгород рано утром в среду, 19 января 1927 года. Отъезжали они поездом с Казанского вокзала (он же Ромодановский)

История одного портрета. История, Маяковский, Владимир Маяковский, Нижний Новгород, Капелюш, Длиннопост

в бесплацкартном вагоне в сторону Арзамаса, где их ждала ночная пересадка на Казань.

...а мы

ползли и ползли к Арзамасу

со скоростью верст четырнадцать в час.

А Нисон Капелюш

История одного портрета. История, Маяковский, Владимир Маяковский, Нижний Новгород, Капелюш, Длиннопост
сделал в своей жизни массу потрясающих и удивительных фотографий: Луначарского и Горького, Ильинского и Сталина, Чкалова и Хрущева, Пильника и Копосова, Шостаковича и Самойлова, и ещё много-много обычных советских людей на работе и на отдыхе, в горе и в радости, в военное время и под мирным небом. Для Нижнего Новгорода это настоящая, честная, очень красивая историческая фотохроника. 

Интересные факты

844 поста16.6K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Формат постов:

● Быстрофакты с картинкой или без.

● Длинные тексты — новости, исследования, истории — оставим для более подходящих сообществ (Лига историков, Наука, etc).

● Факт должен быть приведен полностью без навязывания перехода на другие ресурсы.


А также:

● Пожалуйста, проверяйте факты на достоверность. Посты, уличенные в недостоверности, будут удалены.

Но, прежде чем уличать авторов в недостоверности фактов, проверьте свои знания.

● За излишне грубые и оскорбительные высказывание вы можете попасть в бан.