История Бреста 147. История Гали Курзовой.  Проект "В поисках утраченного времени" от 01 июня 2012. Часть 4.

История Бреста 147. История Гали Курзовой.  Проект "В поисках утраченного времени" от 01 июня 2012. Часть 4. В поисках утраченного времени, Брест, Неизвестная история, Республика Беларусь, Длиннопост

(Это все НЕ МОЁ, а с сайта газеты Вечерний Брест. Читайте там.

(Автор - ВАСИЛИЙ САРЫЧЕВ http://www.vb.by/projects/oldbrest/)

Вещь необыкновенная! Статьи постепенно собираются, и выходят отдельными книгами.(Очень много неизвестных и трагических историй. Захватывает.)


Часть 1: https://pikabu.ru/story/istoriya_bresta_144istoriya_gali_kur...

Часть 2: https://pikabu.ru/story/istoriya_bresta_145istoriya_gali_kur...

Часть 3: https://pikabu.ru/story/istoriya_bresta_146istoriya_gali_kur...



Первое в своей жизни Рождество Галя отпраздновала в школе в январе 1942 года. В СССР, где солировал Союз воинствующих безбожников (96 тысяч первичных ячеек по состоянию на 1940 год), праздник был под запретом. Девочка и Новый год по Рузаевке помнила праздником без размаха: 1 января было в стране обычным рабочим днем, а елку как атрибут разрешили специальным указом всего за несколько лет до войны.


Тем диковинней была для нее установленная в школе лесная красавица. Ученики водили хоровод и играли в предложенные учителями игры. Был здесь и отец Митрофан с матушкой и детьми, праздновавшие вместе со школьниками.


19 января настало Крещение. Процессии из обеих церквей двигались к Мухавцу, как тогда говорили, «на иордань». Были приготовлены мостки, прорублена купель. Отец Митрофан ее освятил, проведя молебен, были выпущены голуби, немцы салютовали залпом из карабинов, и началось купание. Зевак было много больше, чем отважных ныряльщиков. К местным присоединились завоеватели. Немецкие любители моржевания приезжали в колесных бричках. После окунания гогочущие приятели заворачивали их в шубы, давали шнапс и увозили обратно.


Еще одним церковным праздником, запомнившимся маленькой восточнице Гале Курзовой, была Пасха, накануне которой в церкви святили куличи и причащали. Всенощной из-за полицейского (в прижившейся послевоенной терминологии – комендантского) часа не было.


Неделей раньше, в вербное воскресенье, дети хлестали друг дружку веточками, приговаривая слова, казавшиеся Гале магическими: «Вербохлест, бей до слез».


Наконец, на августовский Спас люди стояли на службе с колосьями и зажженными свечами, и это трогательное зрелище также сохранила детская память.


Мало кто из верующих задумывался о далеко идущих планах нацистских вождей в организационном и пропагандистском использовании религиозного возрождения на оккупированных территориях. Население интересовала возвращенная возможность посещать церковь, слушать проповеди, отправлять обряды – люди в большинстве своем понятия не имели, к Русской православной церкви организационно относится их приход или переподчинен Автокефалии. За три года оккупации на занятых немцами восточных территориях было восстановлено более 40 процентов от дореволюционного числа церквей, открылось под тысячу храмов, было воссоздано почти 60 монастырей.


В следующей главе мы отступим от истории девочки-восточницы и попробуем разобраться в структурных изменениях, которые Берлин уготовил православной конфессии на территории рейхскомиссариата «Украина».

История Бреста 147. История Гали Курзовой.  Проект "В поисках утраченного времени" от 01 июня 2012. Часть 4. В поисках утраченного времени, Брест, Неизвестная история, Республика Беларусь, Длиннопост