Использовался ли воздушный таран после окончания второй мировой войны?

Воздушный таран - один из самых опасных приёмов ведения воздушного боя. Зачастую он становится смертельным для обоих пилотов.

Использовался ли воздушный таран после окончания второй мировой войны? Воздушный таран, Самолет, Таран, Миг-19, U-2, Воздушный бой, Длиннопост

Во время Великой Отечественной войны советские лётчики совершили более 600 таранов. Более 2/3 из них приходится на 1941-1942 годы - самый тяжёлый период войны. В то время в части люфтваффе был даже разослан циркуляр, запрещавший приближаться к советским самолётам ближе чем на 100 м во избежание тарана.


Кроме советского союза, во второй мировой войне, приём воздушного тарана также использовали: Великобритания, Греция, Югославия, конечно же Япония, Германия и даже США.

Но остался ли актуален данный приём после окончания войны? Ниже разберем самые известные случаи.


Успешные попытки тарана



28 ноября 1973 года - Инцидент с иранским RF-4C Phantom II

Системы ПВО зафиксировали очередное нарушение государственной границы со стороны Ирана.

Использовался ли воздушный таран после окончания второй мировой войны? Воздушный таран, Самолет, Таран, Миг-19, U-2, Воздушный бой, Длиннопост

Для перехвата цели в воздух оперативно были подняты два самолёта 15-го корпуса ПВО, а для их подстраховки с аэродрома Вазиани был поднят МиГ 21СМ 34-й воздушной армии ЗакВО, пилотируемый капитаном Елисеевым. Пункт наведения, просчитав, что истребитель Елисеева ближе к цели, отдал приказ: «Цель уничтожить!»

Это можно было сделать двумя способами: на вооружении МиГ 21СМ были четыре управляемые ракеты класса «воздух–воздух» средней дальности Р 3Р и встроенная пушка ГШ 23Л – боекомплект 200 снарядов.

«Пуск первый!» – доложил Елисеев, сделав первый парный залп. Дальше тишина. Спустя время последовал новый доклад: «Пуск второй!» Пошла вторая пара Р 3Р. И вновь тишина: промах.


Затем капитан получает приказ с земли: идти на таран, хладнокровно ответив «Есть на таран!» После чего с экранов радаров и исчезли отметки обоих самолётов. Почти официально считается, что капитан крылом своего МиГа срубил хвостовое оперение «Фантома», хотя бывшие в тот день на КП офицеры твёрдо уверены: Елисеев ударил нарушителя не крылом, а всем корпусом, после чего МиГ 21 взорвался в воздухе.

До сих пор непонятно, почему лётчик не воспользовался пушкой своего самолёта. По одной из версий, он всё же пытался стрелять, но после первой очереди пушку заклинило. За что якобы потом были посажены техники самолёта и эскадрильи, а также все, кто отвечал за вооружение. Однако никаких подтверждений этого нет.

Пилотировавшие «Фантом» майор иранских ВВС Шокухния и полковник ВВС США Джон Саундерс катапультировались и были задержаны пограничниками, а спустя 16 дней переданы иранской стороне. Капитан Геннадий Елисеев погиб. Через 12 дней ему посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.

18 Июля 1981 года - Инцидент с аргентинским CL-44


Транспортный самолёт CL-44 авиакомпании Transporte Aéreo Rioplatense, Аргентина, возвращавшийся из транспортного рейса по маршруту Тель-Авив—Тегеран, вторгся в воздушное пространство СССР.

Использовался ли воздушный таран после окончания второй мировой войны? Воздушный таран, Самолет, Таран, Миг-19, U-2, Воздушный бой, Длиннопост

На перехват нарушителя  были подняты четыре Су-15ТМ, однако из-за нерешительности и неквалифицированных действий командования перехватчики преждевременно израсходовали горючее и были вынуждены вернуться на базу.


Тогда на цель был наведён аналогичный самолёт, пилотируемый Валентином Куляпиным, вооружённый ракетами «воздух-воздух» средней дальности Р-98М с заданием посадить нарушителя. Пытаясь выполнить приказ, перехватчик приблизился к цели, что сделало невозможным применение ракет, в то время как нарушитель приближался к границе воздушного пространства СССР.


Куляпин принял решение таранить CL-44, и со второй попытки смог ударить килем и фюзеляжем своего самолёта по стабилизатору нарушителя снизу. В то же время, некоторые западные авиационные эксперты предполагают, что столкновение было случайным, а история с тараном была изобретена позже для самооправдания советским пилотом.

Транспортный самолёт потерял управление и упал в нескольких километрах от границы; находившиеся на борту 4 члена экипажа, включая подданного Великобритании, погибли. Самолёт Куляпина также был критически повреждён, однако сам он успешно катапультировался и после был награждён орденом Красного Знамени.

Неудачные попытки тарана


1 мая 1960 года - Инцидент с U-2

Американский самолет-разведчик Lockheed U-2, пилотируемый летчиком Фрэнсисом Пауэрсом (Francis Powers), нарушил воздушное пространство СССР на высоте выше 21 км.

Использовался ли воздушный таран после окончания второй мировой войны? Воздушный таран, Самолет, Таран, Миг-19, U-2, Воздушный бой, Длиннопост

Для его перехвата с находящегося неподалеку от Свердловска аэродрома Кольцово были подняты два истребителя Су-9,  практический потолок полета которых составлял лишь 20 километров. Из-за того, что самолеты перегонялись с Новосибирского авиазавода к месту службы, у них не было ракетного оружия, а у летчиков высотного снаряжения. Поэтому пилотам было приказано уничтожить американский самолет-разведчик тараном.


Однако из-за ошибочных данных службы наведения летчики не смогли выполнить приказ. Один пилот не увидел цель вообще, а у второго при повторном наведении на цель команда отключить форсаж была подана преждевременно. Из-за этого истребитель потерял высоту.

Позже самолет был сбит из зенитного ракетного комплекса С-75. Также одной из ракет, выпущенной из ЗРК С-75 по самолёту Пауэрса, был сбит самолёт Сергея Сафронова МиГ-19 на высоте 11 000 м, лётчик погиб, хотя и катапультировался. Американский летчик Пауэрс приземлился недалеко от уральской деревушки, где его и взяли в плен местные жители.

11 сентября 2001 года - Рейс 93 United Airlines

Пассажирский авиарейс, который оказался захвачен в процессе совершения терактов 11 сентября 2001 года. Он стал четвёртым самолётом, задействованным в теракте, но не долетел до цели.

Использовался ли воздушный таран после окончания второй мировой войны? Воздушный таран, Самолет, Таран, Миг-19, U-2, Воздушный бой, Длиннопост

25-летняя Хизер Пенни (Heather Penney) была старшим лейтенантом, офицером по обучению в 121-й истребительной эскадрилье Национальной гвардии. Она летала и обучала курсантов на реактивном F-16C.


В то время как командование получило известие о втором самолете протаранившем всемирный торговый центр, а также о нанесении удара по Пентагону, стало известно о том, что четвертый захваченный авиалайнер, направился в Вашингтон.

Пенни и ее ведомый , полковник Марк Сассвиль , взлетели на своих F-16, для перехвата данного самолёта, однако так, как это были подготовленные для учебных целей истребители, на на них не было никакого вооружения. И Пенни получила приказ атаковать самолёт тараном.

Пилоты долетели до предполагаемого места пересечения с захваченным авиалайнером, однако не смогли его обнаружить, потратив значительную часть топлива, они были вынуждены вернуться на базу, позднее узнав, что самолет разбился, пассажиры предприняли попытку отбить самолёт у террористов и даже смогли проникнуть в кабину, но в ходе этой попытки лайнер рухнул на землю. Все находящиеся на борту 44 пассажира и членов экипажа погибли.

Авиация и Техника

9.3K постов17.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Правила Пикабу