0

ИНТЕРБЕЛЛУМ. ПОДГОТОВКА ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ В ГЕРМАНИИ ПЕРЕД ВТОРОЙ МИРОВОЙ(Часть 2)

ИНТЕРБЕЛЛУМ. ПОДГОТОВКА ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ В ГЕРМАНИИ ПЕРЕД ВТОРОЙ МИРОВОЙ(Часть 2)

После того как прапорщики сдавали экзамены, начинался учебный год, в течение которого кандидаты всех родов оружия проходили курсы по тактике (с точки зрения усиленного батальона), воздушной войне, связи, автомобильной технике, топографии, маскировке, верховой езде, гражданскому праву, а также иностранные языки – наряду с другими предметами. Несколько часов в неделю отводились на физическую подготовку. После примерно шестимесячной учебы кандидаты должны были сдавать промежуточные экзамены на знание военных и гражданских предметов. Тех, кто терпел неудачу, отправляли назад в свои полки и обычно увольняли из армии. Сдать эти экзамены было чрезвычайно трудно: в 1927 его провалили пятьдесят восемь фанен-юнкеров. Как уже упоминалось выше, после первого учебного года в пехотной школе, кандидаты в офицеры от кавалерии, артиллерии, инженерных войск и войск связи и транспортных войск направлялись в свои профильные офицерские школы. После второго года в течение шести недельного периода сдавалось большое количество экзаменов, в том числе устных. После этих экзаменов из программы подготовки офицеров отчислялось еще некоторое количество кандидатов. Оставшихся кандидатов называли старшими прапорщиками. Они возвращались в свои полки, чтобы пройти через последний этап подготовки офицера. Кандидаты служили в течение нескольких месяцев в полку на должности командиров взводов и продолжали учебный курс, включавший лекции, полевые поездки и уроки иностранного языка. В конце этой последней фазы, кандидаты в офицеры получали официальные рекомендации полковых офицеров и командира полка. Если полковые офицеры выражали сомнения относительно пригодности кандидата к зачислению в офицерский корпус, решение принималось военным министром. Успешные кандидаты становились офицерами примерно спустя четыре года после их поступления на военную службу.

Итак, подытоживая тему подготовки будущих офицеров в Рейхсвере, отметим несколько моментов.

Первый момент – преемственность программы подготовки – Рейхсвер взял за основу базирование на высоком уровне образования кандидатов в офицеры, сохранила предварительную службу в строевых частях и занятия офицеров-практиков с кандидатами в офицеры, сохранил и систему аттестования кандидатов действующими офицерами. Кроме того, необходимо отметить и нацеленность на сугубо практическую сторону дела, присущую имперской армии и унаследованную Рейхсвером: достаточно посмотреть Программу предметов, преподаваемых в прусских военных училищах, где буквально по всему тексту рассыпаны постоянные предупреждения о том, чтобы преподаватели не увлекались отвлеченными и далекими от практики вопросами.

Второй момент – наоборот, отличия, во многом обусловившие эффективность системы подготовки будущих офицеров, и как правило явившиеся дальнейшим развитием старой системы. В первую очередь это служба на рядовых и унтер-офицерских должностях. При этом я бы все-таки не согласился с Корумом в том, что послевоенная система подготовки офицерских кадров серьезно порывала с прусскими военными традициями. Кандидаты в офицеры и в старой армии до поступления в военное училище несли службу в строю – но если там эта служба длилась всего 6 месяцев, кандидаты во время службы были отделены от рядового состава, а на саму службу скорее была переложена строевая подготовка будущих офицеров, с тем, чтобы освободить от этой нагрузки военно-учебные заведения. В отличие от довоенной службы фанен-юнкеров, в Рейхсвере они получали как полноценный опыт службы на рядовых должностях, так и навыки командования на унтер-офицерских должностях, равно как и демонстрировал свою способность или неспособность к руководству солдатами. Последнее вряд ли можно было оценить за 6 месяцев службы в довоенной армии. Кроме того, необходимо отметить и гораздо больший объем знаний, получаемых будущим офицером – именно обучение здесь длилось 36 мес. (без 6 мес. службы на рядовых должностях) против 15 в старой армии. Последнее вкупе с гораздо более жестким базовым отбором и соответственно изначально более высоким интеллектуальным уровнем кандидатов – давало Рейхсверу возможность подготовить действительно первоклассных офицеров.

Третий момент – описанный выше уровень подготовки офицеров имел и свою обратную сторону – общее количество командиров, подготовленный по столь высоким стандартам, означал крайне незначительное количество таких офицеров. Если принять во внимание, что новых офицеров начали готовить только в 1921-22 гг., срок их обучения составлял 4 года, то первые выпуски скорее всего были сделаны только в 1925 году, то есть до прихода Гитлера к власти в 1933 году было сделано около 8 выпусков. Как отмечалось выше – в год количество кандидатских вакансий колебалось от 120-180 до 250 человек, при этом необходимо учитывать и высокий уровень отсева (выше упоминалась цифра в 58 фанен-юнкеров, проваливших один из промежуточных экзаменов в 1927 году) – то есть вполне вероятно что общее число подготовленных за время существование Рейхсвера офицеров – составляло около 1000 с лишним человек.

Вермахт

Масштабное развертывание вооруженных сил после прихода Гитлера к власти вызвало потребность в большом количестве офицеров – так по расчетам армии к концу 30-х годов требовалось 20-25 тысяч действующих офицеров и около 100 тыс. офицеров запаса. Естественно 4 тыс. кадровых офицеров Рейхсвера (3600 армейских офицеров и 400 офицеров санитарной, ветеринарной и артиллерийско-технической служб) никоим образом не могли закрыть. По словам Мюллер-Гиллебрандта, даже сокращение 4-летнего срока подготовки офицеров до 2,5 лет не могло быстро покрыть потребность в офицерских кадрах, темп производства в офицеры мог быть ускорен только в ограниченном масштабе. Руководство Вермахта стало изыскивать всевозможные пути для пополнения офицерского корпуса. На офицерские должности были допущены унтер-офицеры сухопутной армии Рейхсвера, отвечающие требованиям (благодаря высокому уровню обучения в частях Рейхсвера они оказались особо ценными офицерами, однако эта мера обострила недостаток в унтер-офицерах), что дало около 1500 офицеров, 2500 тысячи офицеров были взяты из полиции (куда в свое время после окончания ПМВ и демобилизации попало очень много офицеров старой имперской армии), еще 1600 офицеров были зачислены после присоединения Австрии в 1938 году из состава ее вооруженных сил, по ходатайству кандидатами в офицеры были зачислены около 300 кандидатов юридической службы, которые ввиду их большого перепроизводства имели мало перспектив на использование по специальности. Внимание было обращено и на бывших офицеров Императорской армии и Рейхсвера – которые были использованы или на службе в строевых частях, или же, если физическое состояние не позволяло нести службу в строю, в органах по укомплектованию войск, на военно-экономической службе и на определенных должностях Военного министерства. Однако в связи с тем, что к середине 30-х офицеры, демобилизовавшиеся в 1918 г., постарели на 17 лет и после демобилизации никакой военной подготовки не проходили, эта мера дала лишь около 1600 офицеров. Тем не менее, все вышеперечисленные мероприятия дали лишь около 7,5 тыс. офицеров, и кроме того, привели к весьма значительному изменению состава всего офицерского корпуса. Некоторая часть офицерского состава, полученная в результате этих мер, вначале явилась значительным грузом, так как необходимо было организовать многочисленные новые курсы или же расширять имеющиеся, с тем чтобы вновь принятым офицерам дать необходимый уровень подготовки. Кроме того, в сложившихся условиях были снижены требования при решении вопроса об увольнении офицера в связи со служебным несоответствием.

Естественно в условиях столь острого дефицита Рейхсвер вынужден был сильно снизить требования к отбору и подготовке будущих офицеров. Уже в самом начале было отобрано максимально возможное количество кандидатов в офицеры, когда все казавшиеся пригодными молодые солдаты зачислялись в состав кандидатов в офицеры, в том числе те, кто не имел требуемого аттестата зрелости. Если до 1933 г. ежегодно зачислялись кандидатами в офицеры 180—200 молодых людей, то это число скоро возросло до 500, а в 1938г. — до 2 тыс. Кроме того – сейчас я к сожалению не смог найти точной информации об этом – но к концу 30-х годов было реализовано и задекларированное выше сокращение срока подготовки офицеров до 2,5 лет.

После начала расширения армии была расширена и сеть военно-учебных заведений, в первую очередь за счет появления специализированных технических школ. Мюллер-Гиллебранд указывает следующие учебные заведения Вермахта, существовавшие к началу Второй мировой войны. Это подчинявшиеся Инспекции военно-учебных заведений ОКХ военные училища – в Дрездене, Ганновере, Мюнхене, Потсдаме, Винер-Нейштадте, и школы, подчинявшиеся инспекциям родов войск: пехотная школа с учебным пехотным полком (Дёберитц), школа противовоздушной обороны (Дёберитц), кавалерийская школа с учебно-испытательным центром (Крампнитц), школа верховой езды (Ганновер), артиллерийская школа с учебным артиллерийским полком и учебным дивизионом АИР (Ютерборг), танковая школа с учебным танковым батальоном, учебным дивизионом противотанковой артиллерии и опытным батальоном моторизации (Вюнсдорф-Путлос), 1-я и 2-я (с учебным саперным батальоном) инженерные школы (Берлин-Карлсхорст и Рослау), школа связи с учебно-испытательным батальоном (Галле), военно-автомобильная школа (Ганновер), военно-химическая школа с учебно-испытательным химическим батальоном (Целле), школа физической подготовки, (Вюнсдорф), школы по подготовке пиротехников, (Берлин-Лихтенау) и оружейных техников (Берлин-Трептов).

Как пишет Мюллер-Гиллебрандт, несмотря на все указанные выше меры, вскоре тысячи офицерских должностей опять оказались незамещенными, вследствие чего наличное количество офицеров очень часто оказывалось сильно перегруженным, от чего страдала их дальнейшая подготовка. Таким образом, подытоживая развитие системы военного образования в Вермахте, можно отметить рост числа школ, обусловленный в первую очередь необходимостью специализации, вызванной потребностью армии в узких технических специалистах, рост числа курсантов (в 10 раз к концу десятилетия), обусловивший заметное снижение требований к их базовой подготовке, и снижение срока подготовки офицеров с 4 до 2,5 лет. В результате среднестатистический офицер Вермахта обр. 30-х гг. оказался весьма далек от того идеала, которым являлся произведенный в офицеры выпускник военной школы 20-х гг.