Император Человечества – герой-пассионарий или тиран-убийца?
Продолжаем серию лекций про Императора Человечества
(Вселенная Warhammer 40k, цикл "Ересь Хоруса")
«Император не любит ни одного человека. Он не может позволить себе привязанность – это справедливое практическое решение, необходимое для выполнения задачи, стоящей перед Повелителем человечества. Он не любит своих сыновей, он не любит людей, но он любит человечество».Как я уже говорил в предыдущей лекции, Император – сильнейший псайкер во вселенной, сильнее даже эльдарских провидцев. Многих это удивит, но свет Астрономикона – это на самом деле свет Императора, который усиливается за счет древней технологии Звездного Маяка. Собственно, сам Император может играть роль такого маяка для кораблей, находящихся в варпе.
Робаут Жиллиман
Боги Хаоса вполне очевидно бояться Императора, подтверждением этого может служить разговор между нурглитом Ку’Гатом и Мортарионом, в котором Ку’Гат буквально ужасается от того, что Император, как он полагает, набирает силу, сидя на Золотом Троне. Что касается других рас – то, например, отношение к нему эльдар двоякое. С одной стороны, они презирают человечество как таковое, с другой – боятся смерти Императора, потому что верят – его гибель откроет в Сегментуме Солар еще одно Око Ужаса. То есть для них его исключительный психический потенциал очевиден.
Также есть любопытные упоминания о том, что Император в состоянии призвать душу любого существа, сражавшего и умершего с его именем на устах (даже Ферруса Мануса). Это говорит о том, что вопреки распространенному мнению души людей не растворяются в Имматериуме, а Император каким-то образом может с ними взаимодействовать. Тут очевидна аналогия с Одином и Асгардрейден – войском мертвецов (впоследствии в европейском фольклоре этот миф принял вид Дикой Охоты).
Император и человечество
Позиция Императора в отношении человечества очевидна – Имперские Истины провозгласили, что человек стоит выше любого ксеноса и, учитывая, что те же эльдар сотворили Слаанеш, а за людьми подобного не замечено, это справедливое мнение, хотя и отдающее махровым национализмом. То есть конечной целью Императора было объединение всех миров человечества и покорение остальных рас галактики, полное доминирование Империума при отсутствии любых внешних врагов (как я уже говорил, мы не знаем, было ли ему известно о внегалактических угрозах, в частности – тиранидах).
Что касается методов, которыми Император достигал своих целей, то стоит начать с его генетических экспериментов, которые с точки зрения морали, мягко говоря, неэтичны. Ведь Кустодии, Грозовые Войны, Адептус Астартес – все это лишь орудия, от которых, как мы знаем на примере Грозовых Воинов, он при необходимости с легкостью избавлялся (ну и еще история о двух казненных примархах, насчет которых «папа» вроде не сильно переживал). Более того, Император прямо утверждает, что принес Ферруса Мануса в жертву, потому что это было необходимо на первом этапе войны – позволить Хорусу почувствовать себя хозяином положения.
Правление Императора в конечном итоге привело к людским жертвам в объеме, несоизмеримом с жертвами всех остальных диктаторов из истории Терры вместе взятых (и это если не считать, что большинство из них, например – Хаммурапи, Македонский, Наполеон, были самим Императором). Во время Объединительных Войн Император стирал в пыль целые регионы и даже отдельные цивилизации (например, выжег Скандинавию и уничтожил технологичный город-государство в Антарктике только потому, что они отказались придать свою исконную религию). С другой стороны, возможно тут просто не было другого пути, ведь – обратите на этот момент особое внимание – Императору удалось сделать из человечества доминирующую расу в галактике меньше чем за двести лет. Вся мудрость Императора как правителя заключена в единственной фразе из книги «Первый еретик»: «Это не мой Империум, это – Человечество».
Император и его «сыновья»
Относительно планов Императора на сыновей существует много мнений, но на мой взгляд все тут довольно прозрачно. В «Повелителе Человечества» Император говорит Архану Лэнду, что примархи для него – функциональные инструменты, и для них естественно называть отцом своего создателя. Затем он добавляет: «Я не вполне их отец». И тут я вновь приведу цитату Жиллимана: «Наш отец никогда не любил нас, но он, безусловно, любит человечество».
Тем не менее, неправильно думать, что Император однозначно уничтожил бы примархов после Великого крестового похода. Слишком много сил было вложено в них, чтобы считать, будто после войны им не найдется применение. Тот же Жиллиман оказался отличным лидером, объединив 500 миров Ультрамара и создав самый многочисленный легион. Плюс, как я уже сказал в прошлой лекции, на Магнуса у Императора был вполне конкретный план, так что закономерно предположить – план был на каждого.
Кроме того, как мы знаем, Император во Дворце Терры выстроил 20 особых комнат, которые предназначались именно для примархов. Интересно, что в упомянутом разговоре с Лэндом Император сравнивает себя с Джузеппе, а примархов – с «деревянными мальчиками», которые закономерно привязаны к сотворившему их сильными чувствами. То есть мы действительно точно знаем, что он относился к ним, как к орудиям. Но относился ли он к ним, как к своим детям – сложный вопрос. Вероятно – да, но лишь в какой-то степени, и он был готов пожертвовать любым из них в любую минуту, если бы это несло пользу Человечеству. А вот человечество, как расу, как универсум он любил всей своей душой (или душами, вспоминая легенду о шаманах).
Аарон-Дембски Боуден об Императоре
Львиную долю сведений, которые известны нам про Императора, мы почерпнули из книги «Повелитель Человечества». Однако ее автор, Аарон-Дембски Боуден, на презентации сразу сказал, что нельзя ни одно слово Императора принимать за чистую монету. И дело не в том, что он врет, просто он перестраивает факты наиболее удачным для конкретной ситуации образом. Также Боуден обратил внимание на интересный момент – в разговорах с Ра и Лэндом для обозначения примархов Император использует их номера, либо указание «это» («it» в оригинальном английском тексте). Но в конце книги, говоря о Хорусе, Император говорит «он» («he»), вместо «это» («it»).
Также Боуден напомнил об аудио-книге Лори Голдинг «Малкадор, Первый Лорд Империума». Там Малкадор Сигиллит подтверждает, что (цитата) «примархи – лишь инструменты завоевания, не более». Также Малкадор говорит, что Император намеренно провоцировал противостояние между примархами, чтобы в конечном итоге они истребили друг друга. Однако позже по сюжету оказывается, что Сигиллит лгал в тот момент, хотя его мотивы неизвестны. То есть, вероятно, такого плана (поссорить примархов) у Императора все же не было, а Сигиллит, намекнув на наличие такого плана, пытался скрыть тот факт, что все покатилось к черту.
При этом в рассказе Гэва Торпа «Фигуры Расставлены» Малкадор играет с Императором в необычную партию – сам Мал олицетворяет Хаос, а Император соответственно – Человечество. Они разыгрывают события, практически полностью дублирующие события «Ереси Хоруса».
В прошлой лекции я упомянул, что непонятно – почему Дорн решил посадить смертельно раненого отца на Золотой Трон. Однако, если внимательно прочесть «Повелителя Человечества», мотивация Преторианца становится понятной и возможно даже это был прямой приказ отца. Дело в том, что в финале книги Император, будучи еще в полном здравии (то есть до битвы с Хорусом) садится на Золотой Трон, чтобы защитить от демонов отступающих из Паутины Кустодиев и Механикус. Этот эпизод породил версию о том, что Император, сидя на Золотом Троне, защищает Терру и возможно всю галактику от масштабного прорыва варпа в материальное пространство.
Император на Золотом Троне
Не могу не упомянуть актуальное для вселенной Вархаммера положение вещей, хотя оно относится уже к миру 40к, а не 30к (а миры эти, как мы знаем, вступают друг с другом в прямой конфликт). Итак, Император на Золотом Троне. В каком состоянии – никто не знает. Тем не менее, Жиллиман, когда его вернули из стазиса, придя к Трону чувствует, что его «изучают как инструмент». То есть Император вполне вероятно жив.
При этом у многих хаоситов в этом вообще нет сомнений. Например, Мортарион и Ку’Гат прямо говорят о том, что Император скорее всего набирает психическую мощь для… ну тут уже можно только гадать – для чего именно. Также существует версия, что Император может заговорить с любым при помощи своего псайкерского дара, но не делает этого – потому что его «чистый» психический голос, лишенный посредничества человеческого речевого аппарата, мгновенно уничтожит того, кто его услышит. Версия ничем не подкреплена, но… I want to believe…
Еще интереснее другая версия. Дело в том, что в первых редакциях варгейма все примархи были сильнейшими псайкерами, но изначально варп их не касался – Император создал их только из своего генетического материала, никаких знаний, почерпнутых из архивов Богов Хаоса. Согласно этой легенде, причина различий между примархами – не план Императора, а влияние варпа в момент их похищения с Терры. Также в первых редакциях говорится, что поединок Императора и Хоруса проходил иначе. Не Император освободил Воителя от влияния Хаоса, а тот сам осознал свое положение и освободился.
Эта история породила интересную версию о том, что Хорус мог выжить в том поединке, а умирающее существо, которое Дорн посадил на Трон, было не Императором, а… Хорусом! В этом случае на момент 40к все человечество поклоняется Архипредателю, а не «Богу-Императору, возлюбленному всеми». Что тогда случилось с самим Императором – вопрос на миллион человеческих душ.
«Падение» Императора Человечества
Первая проблема Империума, которая кажется наиболее очевидной, это сам государственный строй. Ультра-милитаризованный Империум полностью зависел от постоянной военной экспансии. Соответственно, если бы крестовый поход проходил строго по плану, в конечном итоге у людей не осталось бы врагов в галактике и под управлением Императора оказалась бы многотриллионная армия солдат, которые умеют только убивать, но внезапно стали «безработными». Не говоря уже об Адептус Астартес. И пусть Ультрамарины и Саламандры однозначно нашли бы себя в новом мире, но для Волков, Псов Войны, Гвардии Смерти и многих других это стало бы большой проблемой. С этой проблемой Император столкнулся еще во времена Громовых Воинов, но тут либо он просто не учел ошибки прошлого, либо… ну не мог же он истребить в итоге всю Имперскую Армию! Или мог?..
Вторая ошибка Императора – он любил человечество слепо, не замечая, что человека человеком делает вовсе не беспрекословное повиновение и для него естественно всегда искать собственный путь. Например, цивилизация Интерексов, упоминаемая в первых книгах Ереси, была технологически развитой (возможно, даже более развитой, чем сам Империум) и уже разработала свои методы борьбы с Хаосом. И без всяких Имперских Истин. Но Императора это не устроило. Он считал, что только он один знает «как надо», и любое неповиновение должно караться. Любой вид мышления, не продиктованный Имперскими Истинами, искоренялся. С какой-то точки зрения такая стратегия может и выглядит логично (лес рубят – щепки летят), но уж точно ее нельзя назвать гуманной.
Третья ошибка (возможно – главная) заключалась в том, что исключив из общества институт религии, Император ничем не заменил его. Потому что Имперские Истины на самом деле не давали никаких универсумов, даже светских (что было бы очевидным выходом из ситуации). Простой же человек, не обладая психическими способностями и уровнем понимания Императора, всегда ищет глобальный смысл, некую надмировую цель. Поэтому и появляются религии, а понятия «гуманизм» и «логика», лежащие в основе Имперских Истин, слишком умозрительны и не дают того базиса. Тем более что на деле, как мы уже увидели, гуманизмом там и не пахло…
Это объясняет, почему культ бога-императора так быстро набрал силу после завершения Ереси. Рука об руку с этой ошибкой идет еще одна – Император намеренно скрыл от всех истинную сущность демонов, идентифицируя их как еще одну ксено-расу, но не пытаясь даже объяснить их трансцендентальные сверхъестественные способности. Понятно, что он таким образом пытался защитить и людей и примархов, но в итоге это привело к тому, что все они оказались беззащитны против сил Хаоса.
Еще один интересный момент – для того, кто настойчиво пытается избежать судьбы эльдар, Император уж слишком… националистичен. Его идея о тотальном превосходстве человека над другими расами, вероятно, имеет те же корни, что и презрение, которое эльдары на данный момент испытывают ко всем остальным расам. Тем более, что самоуверенности Императору не занимать, он наглядно показал это своим проектом покорения Паутины. То есть сама по себе идея межзвездных путешествий без посредничества варпа хороша и благородна. Вот только Император не знал, как работает Паутина. И, как мы позже узнаем, демоны все же могли просачиваться в нее задолго до Глупости Магнуса. О Паутине ничего не знали даже эльдар. Единственные, кто знал о ней, это Древние – создатели эльдар, враги К’Тан. Но все Древние к моменту 30к очевидно уже были мертвы.
Однако самое большое заблуждение Императора заключалось в другом. Он даже мысли не допускал о том, что у его сыновей-примархов могут быть идеи и устремления, отличные от его собственных. Скажем честно – будучи гениальным стратегом, провидцем, воином и лидером, он все же был очень плохим отцом. Это стало причиной если не всей Ереси, то уж точно объясняет падение многих примархов.
«Отцы и дети»
Конечно, самая большая ошибка Императора – это Лоргар. Единственный из сыновей, который действительно любил отца. Любил настолько, что поклонялся ему и заставлял другие народы делать это. Он строил памятники Императору из чистого золота, возводил целые города в его честь. Он не был мятежным, он не лгал и не утаивал, он был абсолютно искренен в своей любви к отцу (не к человечеству, что тоже важно). Причем Император на протяжении ста с лишним лет крестового похода отлично обо всем этом знал и ничего не предпринимал, не указывал Лоргару, что недоволен им.
А потом внезапно с армией Ультрамаринов Император высаживается на одну из планет Лоргага и сжигает в ядерном огне его самый прекрасный город – Монархию. Он заставляет весь легион Лоргана встать на колени перед ним и Жиллиманом, и говорит сыну: «Ты единственный среди своих братьев, кто потерпел неудачу». Назовем вещи своими именами – Император перед всей галактикой макает своего самого любящего сына в грязь лицом и заставляет сглотнуть. Тот факт, что Лоргар после этого не самоубился и не поднял Ересь тут же, говорит о том, насколько он в действительности был силен и мудр.
Про Ангрона все еще очевиднее. Понятно, что Император не мог дать Ангрону погибнуть на Нуцерии, как тот того хотел. Но он мог забрать вместе с Ангроном его братьев, или – что гораздо лучше – высадить на планету контингент космодесанта и сходу привести ее к согласию. Это было бы логично. Но телепортировав одного Ангрона и оставив его воинов умирать, Император нанес и без того нестабильному примарху мощнейшую психологическую травму. В дальнейшем он лично изучал Гвозди Мясника и знал, что они делают с Ангроном. И насколько мудро было предоставить под управление такому существу сто тысяч (или около того) самых совершенных убийц в галактике? Причем сам то Ангрон этого не хотел.
Падение Фулгрима – тоже вина Императора. Потому что он не предупредил сыновей об опасностях варпа, не научил определять скверну. Если бы он поступил иначе, то вполне вероятно Фениксиец не коснулся бы того лаэртского клинка, который в конечном итоге поглотил его душу. Падение Магнуса – прямое следствие той же ошибки Императора. Если бы он приобщил Повелителя Просперо к Великой Работе, если бы открыл ему свои планы, примкнул бы Магнус к Хорусу? Ответ кажется очевидным.
История с падением Мортариона похожа на ситуацию с Ангроном, но ему Император запретил убивать приемного отца (причем никогда не объяснял – почему). Однако самая трагичная судьба в этом смысле постигла Кёрза. Император, величайший псайкер галактики, не мог не знать, что его сын сходит с ума от неконтролируемого дара. Кёрз, вероятно, был сильнейшим провидцем после своего отца и он даже предрек Ересь. Но почему Император не помог ему, почему не научил контролировать свой дар? Ведь очевидно, что тогда Ночной Призрак никогда бы не стал сражаться против отца. Хотя тут есть еще один факт – Император не мог не знать, что легион Повелителей Ночи набирают из маргиналов – маньяков, убийц, насильников. Почему он позволил такому легиону разрастись и вообще – существовать? С карательными операциями и Волки отлично справлялись, и Ангелы Сангвиния, хотя они уж точно не были моральными уродами.
Проблема с Пертурабо – опять же – стала следствием того, что Император был, прямо скажем, скуп на эмоции, даже не пытаясь объяснить мотивы своих действий (например, почему именно Железные Воины были направлены на войну с хрудами). В итоге, ситуация с Пертурабо и Дорном выглядела просто как фаворитизм.
Падение Хоруса в целом меньше зависело от действий Императора, чем в случае с другими примархами. Хорус пал лишь потому, что боялся не оправдать титул Воителя. Плюс Боги Хаоса заронили зерно сомнений в его душу по поводу того, что будет с примархами и Адептус Астартес после завершения крестового похода. Если бы Император потрудился объяснить это своему сыну, если бы поддержал его, все могло бы обернуться иначе. Но Повелитель Человечества пребывал в уверенности, что его действия не нуждаются в комментариях.
С лояльными примархами все то же не так хорошо. Например, Джагатай Хан по сути остался лояльным лишь потому, что видел в Империуме меньшее зло. Жиллиман вообще всегда был самодостаточен, поэтому довольно быстро организовал свой Империум Секундус.
Резюмируя, я не могу не напомнить, что Император, несмотря на все свое превосходство, во многом все равно оставался человек. А значит, он не был идеален, не был совершенен, и он ошибался, много. Кроме того, он был Вечным и понимал, что не имеет права привязываться к смертным (даже транслюдям). Потому что это гуманно – не привязываться к тому, кого ты в любом случае переживешь. Или к тому, кого ты в любой момент можешь бросить в огонь ради блага всех.
И все же главная проблема Императора заключалась в том, что любя человечество всей душой, он не любил его отдельных представителей, воспринимая их лишь как инструменты, орудия своей воли. Он не захотел стать частью того мира, который строил. Его устраивало находиться выше, вне понимания смертных. И это весьма иронично, потому что именно такое поведение свойственно богу…