ИЛЛЮЗИЯ 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ВСЕЯДНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА, или БРОСЬ КАКУ!
Наш РЕВИЗОР во многом чистильщик.
Чистильщик того современного информационного пространства, которое по размерам и влиянию можно сравнить с морем или даже с океаном.
В этом информационном океане, помимо технических и научных постулатов-рыб, обитает и множество общемировоззренческих рыб и рыбешек: постулатов мировоззренческих и психологических. На берегу этого океана и протекает вся жизнь современного человека. И именно в этом океане человек ловит рыбку себе на пропитание, черпая идеи для своей внутренней жизни и внутреннего поиска.
Но все ли рыбы и рыбешки в этом океане съедобны? Нет ли опасности для современного человека отравиться самому и отравить свое потомство подгнившей и ядовитой мировоззренческой и психологической рыбкой? Ведь в рыбе-то, прежде чем ее в рот отправлять, нужно разбираться… А значит нужна ГАЛЕРЕЯ зарисовок, чтобы каждый мог увидеть воочию, как выглядят самые вредоносные и ядовитые рыбы. Нужна Галерея зарисовок ИЛЛЮЗИЙ, которые могут отравить жизнь современного человека. Вот этим наш РЕВИЗОР сейчас и займется.
Вообще-то, иллюзий много. Но не все из них нас будут интересовать, а только те, что активно муссируются в современном информационном океане, на берегу которого строит свой мировоззренческий дом современный человек. Те иллюзии, что стали массовыми, если не сказать - поголовными. Те иллюзии, что привозятся к современному человеку по информационному океану издалека или доставляются вблизи. Те иллюзии, что подаются или даже продаются под видом мировоззренческой или психологической истины…
Наш Ревизор и займется составлением галереи зарисовок этих иллюзий. Чтобы, как говорится, все знали их в лицо. И это очень важно. Ибо именно на берегу этого самого информационного океана живет современный человек. На этом самом берегу он строит своей мировоззренческий «дом»: из постулатов и идей, как из кирпичиков. Этот дом, сложенный из мировоззренческих кирпичиков накрыт психологической «крышей». И именно в таком доме современный человек планирует жить-поживать, добра наживать, да детей растить.
Однако представьте себе, что случится, если кирпичи окажутся вдруг… иллюзорными, а психологическая соломенная крыша вообще «поедет»? Правильно, дом рухнет, рискуя погрести под собою и самого современного человека и его потомство…
Присмотритесь повнимательнее:
- А вам не кажется, что этот самый мировоззренческий дом современного массового человека уже наклонился? Вон там, видите уже подпорки к стене приставлены!
- А крыша-то, не кажется ли вам, что она уже отъезжает?!
- А фундамент-то! Фундамент в виде психологической зрелости у дома явно поплыл! Подмыли его прибрежные волны популизма, что гуляют по современного информационному океану!!!
Значит, галерея зарисовок нужна как можно быстрее, иначе эта хлипкая конструкция, называемая мировоззрением современного человека, рухнет в самое ближайшее время. Осознавая всю срочность работы, наш Ревизор уже приготовился к большому и полному опасности плаванию в информационном океане, где между редкими островами Истины и Правды куча подводных камней всевозможных информационных вирусов; где, стоит тебе оступиться и упасть с корабля, как тебя тут же разорвут на кучу маленьких ревизорчиков всеядные рыбы от мировоззренческого популизма, многие из которых – акулы! И где, помимо этих акул, обитают и вечно голодные пираты – инфо-цыгане, плывущие под пиратскими флагами на новеньких кораблях псевдо-психологии и эзотерики.
Пожелаем ему удачи!
Итак, Психологическая всеядность современного человека.
Начнет же наш РЕВИЗОР с феномена безграничного доверия и информационной всеядности современного человека. Особенно психологической всеядности.
«Информационной океан», «информационные вирусы» – эти понятия давно разработаны философами, социологами и политологами. Даже в ЕГЭ по обществоведению входит тема об информационном обществе, причинах его появления, генезисе, видах, характеристиках. Сегодня даже старшеклассник знает об этом. Да, тема-то разработана, однако поражает степень доверия современного человека к информации, особенно мировоззренческой. Его мировоззренческая неразборчивость. Его психологическая «всеядность». Такое ощущение, что в свой рот современный человек кладет все, что только попадается ему на глаза. Если речь идет об информации – то в голову. Да так, что так и хочется ему сказать как малому дитя: БРОСЬ КАКУ!
Когда-то точно такой же феномен всеядности наблюдался и со СМИ. «Роман» человека со СМИ начался с самого момента возникновения информационного общества с его системой информационного засилия. Вера в СМИ тогда была безгранична. Помните обязательную сцену из романа или с картины конца 19- начала 20 вв.: утро, завтрак и газета в руках. Позже, в 60-е годы 20 в., обязательна стала не газета, а телевизор, особенно по вечерам и в выходные. Однако уже в 80- е годы современный человек перестал слепо доверять газетам, журналам и телевидению. Особенно, если это касалось общественной информации… «Роман» со СМИ был на исходе.
И тем не менее, разобравшись с общественной информацией и СМИ, человечество до сих пор так и не научилось критически относиться к информации мировоззренческой. Во всем, что касается опубликованной или же публично озвученной информации конкретно мировоззренческого плана, а особенно психологической информации, современный человек «девственно чист» и младенчески наивен.
Стоит только где-то как-то появиться какой-либо новой информации мировоззренческого плана, а лучше психологической – все, доверие 100 процентное, внимание тотальное, всеядность полная, неразборчивость поразительная! Вы это сто раз наблюдали, возможно даже у самих себя, просто не отдавали себе в этом отчета.
Психологическая информация – это только частный случай общемировоззренческой. Однако именно она приобрела статус чуть ли не Библии у современного человека. По крайне мере, уж точно статус настольной книги. А те, кто ее вещают – статус священных оракулов человеческого рода! Стоит только кому-то что-то где-то написать психологическое или же озвучить, особенно с приставкой «новый метод», «новейшее направление», «современная система» - все, «уши на макушке» и современный человек, как загипнотизированный, слушает и съедает все, что только ему ни предложат современные психологические «оракулы». Почему? Почему человечество давно уже перестало на все 100 процентов доверять общественной информации, идущей от СМИ, но по-прежнему доверяет психологической? Ответ на этот вопрос будет длинным. Частично об этом наш РЕВИЗОР уже писал. Все дело в самом генезисе информационного общества. И в смене им объектов «всенародной» веры.
В 19 веке, в эпоху уже не традиционного общества, но еще и не информационного общества, человек знал, что верить, доверять на 100 процентов можно только одной информации – религиозной, идущей от той церкви, к которой он принадлежал. Однако постепенно это доверие, выраженное в цифре процентов, начало уменьшаться: начала 100, потом 99, затем 80, а уж следом 70… 60… 50… и ниже процентов доверия.
Кризис религиозного сознания был вызван многими факторами. Это и кризис официальной церкви, вызванный новейшими открытиями реальной исторической правды, отличной от церковного предания; это и общая потеря веры. Но, главное, кризис религии был вызван развитием с середины 19 века общества потребления, где вера – это только товар для потребления, что можно купить себе на счастье как «кошачью лапку», но совершенно не обязательно в этот самый товар верить: чтобы покупать, верить не нужно!
Причин много, следствие одно: на место «человеку религиозному» пришел «человек психологический». Причем массовый «психологический человек», начавший жить уже в потребительском, по сути, информационном, по форме, обществе потребления.
А у общества потребления свои ценности. Чтобы потреблять «человек религиозный» был уже не нужен: ибо для общества потребления нужно было, чтобы человек потреблял от «забора и до обеда». Но религиозный человек, вместо потребления может и аскезу взять, а вместо супер-маркета и в церковь пойти… Во избежание ослабления потребления, вера и церковь были превращены в объект потребления и сведены до уровня товара: хочешь верить – купи, как товар! Господствующим типом религиозного сознания стало товарно-рыночное отношение к вере и к Богу.
Все это не могло не вызвать кризис религиозного сознания: какое же это религиозное сознание, если сама вера и Бог – это товар?! Соответствие психики человека запросам общества «жить, плодиться, потреблять» стали базовыми требованиями к человеку. Возник культ «психологичности». Его лозунг:
«Религиозным ты можешь и не быть, но психологически здоровым быть обязан». Причем под психологическим здоровьем подразумевалась психика, которая будет устойчива в своем потреблении «от забора и до обеда».
Понятно, что в обществе потребления не только вера, но и информация становится товаром, который нужно потреблять. Особенно психологическую информацию – ибо религиозная уже не насыщает человека, он же теперь «психологический человек». И требования к устойчивости его психики огромны: а вы попробуйте тотально потреблять все и вся, не имея внутри никакого внутреннего стержня?! Ранее стрежнем была религия – но сейчас она сама товар для потребления… Что остается? Правильно, только психологическая информация.
Вот общество и стало тотально нуждаться в психологической информации, все более и более становясь от нее зависимым. Доктор Фрейд, родись он на 50 лет раньше, не стал бы столь культовой фигурой… Ну поговорили бы о нем лет десять и забыли бы; не этим жил и «дышал» тогда человек. Но Фрейд как психологическое знамя появился в тот самый момент, когда общество потребления было в зените, а религиозное сознание в закате…
Как вы уже поняли, это совсем не мода на психологию – это необходимость, суровая необходимость для общества потребления. Общество потребления в связи со сложным, разноплановым характером самого потребления, разнообразием интересов массового человека еще больше нуждается в информации, чем традиционное общество. Потребление хаотично; интересы членов общества потребления порой диаметрально противоположны. Это как стадо овец на пастбище: каждый ест свой кустик. Управлять им еще сложнее, чем стадом. Ибо овцы безмолвны, а люди говорят и думают, а иногда винтовки берут и гранаты кидают, да так, что половина цивилизации лежит в руинах. Необходим более тонкий механизм управления им, чем в традиционном обществе. И им стала информация.
Если сравнить, то управление в эпоху традиционного общества схоже с управлением стадом овец, запертых в овчарне. Попытки же управлять обществом потребления сходны с управлением стадом, пасущимся на высокогорье. Только более шумным стадом, чем овцы. А еще человеки думают! А посему нужен не только более эффективный механизм управления, но и более тонкий и изощренный. То есть внутренний механизм. Нужно было найти специфическую силу для влияния на массового человека из общества потребления. И такой силой стала психологическая информация. Ей дали и статус особый, и зеленый свет.
Общество потребления почти буквально «заставило» человека поверить в психологическую информацию. Более того, человека заставили «есть» ее ложками, на постоянной основе.
Но какую именно психологическую информацию? Конечно же примитивную. В рамках рассматриваемой нами темы, это крайне важно понять. Ибо отныне понимание психологического здоровья и зрелости человека будет… подстраиваться под требования развивающегося общества потребления.
«Подстраиваться» в данном случае означает одно: упрощаться. И другого быть не могло. А какой механизм управления подойдет для такого безрелигиозного по сути «человека психологического», цель которого потреблять все больше и больше? Конечно же только психологический!!! Но для этого нужно было, чтобы сама психология стала массовой или же популистской. Для этого нужно было резко понизить и уровень самой психологии, и планку входа в нее как профессию, и требования общества к ней со стороны общества, и качество выдвигаемых ею методик и идей. Что и было сделано.
Популистская психология существовала во все времена. Просто ее никто не рассматривал серьезно, а поэтому ей никто не придавал особого статуса. Но обществу потребления не нужна была наука – точная, выверенная, основанная на длительных разработках и кропотливых проверках. Ему не нужна была традиционная психология с ее основой в виде базовых морально-нравственных норм. Тем более не нужны были ее духовные идеалы. Нужны были не научный инструментарий и не научные идеи, а нужны были быстрые и простые методы и популистские идеи, пригодные для управления сознанием массового человека, помешанного на потреблении.
Таким образом, если еще в середине - конце 20 века человек «съедал» вполне приличную и съедобную психологическую информацию, то к началу 20 годов основной пищей на «шведском столе» современного человека осталась только популистская психология, приспособленная под запросы массового человека, свихнувшегося на идеалах потребления. Которую-то и психологией назвать невозможно: популизм или же псевдо-психология.
В начале 21 века, как следствие общественных процессов, приведших к утверждению потребительской культуры как господствующей, был окончательно и полностью сформирован тип современного человека:
- человека, не мыслящего свою жизнь без информации;
- человека «психологического», полностью зависимого от психологической информации;
- человека, готового заглатывать эту самую психологическую информацию 7 дней в неделю 365 дней году;
- но человека, способного «проглотить» только примитивную, популистскую информацию.
Грустно, не так ли? Но что поделаешь, «прогресс не остановишь». Однако прогресс ли это? Конечно же, нет. Тогда следующий вопрос: а есть ли иная альтернатива у современного человека; человека, живущего на узкой полосе суши вдоль океана информации и вынужденного из него черпать «пищу» для сознания? Да, есть это развитие ЗРЕЛОГО РАЗЛИЧАЮЩЕГО КАЧЕСТВА.
При наличии различения, в том числе и психологического, и «переезжать» от океана информации подальше не нужно. Не нужно отгораживаться от него никакими стенами: ни эко-поселениями, ни теориями здорового образа жизни, ни тому подобным. Живи там, где ты живешь, и куда тебя судьба распорядилась поместить. Нужно просто-напросто… иметь мозги и совесть. А еще лучше различающее качество сознания:
- Чтобы различать, из каких кирпичиков свой мировоззренческий дом строить можно, а из каких не нужно.
- Чтобы различать, какую психологическую солому на крышу класть, а какую ни в коем случае нельзя, чтобы при первом дуновении ветра домик твой не развалился, так, как он разваливался у двух поросят Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа.
Короче говоря, нужно быть Наф-Нафом, домик которого даже серого волка жизни выдержал… И все только по той причине, что у поросенка было зрелое различающее качество сознания.
О различающем качестве сознания наш следующий очерк.