ИЛЛЮЗИЯ 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ВСЕЯДНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА, или БРОСЬ КАКУ!

ИЛЛЮЗИЯ 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ВСЕЯДНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА, или БРОСЬ КАКУ! Психология, Общество, Длиннопост

(И. Босх. Картинка взята из интернета)

Наш РЕВИЗОР во многом чистильщик.

Чистильщик того современного информационного пространства, которое по размерам и влиянию можно сравнить с морем или даже с океаном.

В этом информационном океане, помимо технических и научных постулатов-рыб, обитает и множество общемировоззренческих рыб и рыбешек: постулатов мировоззренческих и психологических. На берегу этого океана и протекает вся жизнь современного человека. И именно в этом океане человек ловит рыбку себе на пропитание, черпая идеи для своей внутренней жизни и внутреннего поиска.

Но все ли рыбы и рыбешки в этом океане съедобны? Нет ли опасности для современного человека отравиться самому и отравить свое потомство подгнившей и ядовитой мировоззренческой и психологической рыбкой? Ведь в рыбе-то, прежде чем ее в рот отправлять, нужно разбираться… А значит нужна ГАЛЕРЕЯ зарисовок, чтобы каждый мог увидеть воочию, как выглядят самые вредоносные и ядовитые рыбы. Нужна Галерея зарисовок ИЛЛЮЗИЙ, которые могут отравить жизнь современного человека. Вот этим наш РЕВИЗОР сейчас и займется.

Вообще-то, иллюзий много. Но не все из них нас будут интересовать, а только те, что активно муссируются в современном информационном океане, на берегу которого строит свой мировоззренческий дом современный человек. Те иллюзии, что стали массовыми, если не сказать - поголовными. Те иллюзии, что привозятся к современному человеку по информационному океану издалека или доставляются вблизи. Те иллюзии, что подаются или даже продаются под видом мировоззренческой или психологической истины…

Наш Ревизор и займется составлением галереи зарисовок этих иллюзий. Чтобы, как говорится, все знали их в лицо. И это очень важно. Ибо именно на берегу этого самого информационного океана живет современный человек. На этом самом берегу он строит своей мировоззренческий «дом»: из постулатов и идей, как из кирпичиков. Этот дом, сложенный из мировоззренческих кирпичиков накрыт психологической «крышей». И именно в таком доме современный человек планирует жить-поживать, добра наживать, да детей растить.

Однако представьте себе, что случится, если кирпичи окажутся вдруг… иллюзорными, а психологическая соломенная крыша вообще «поедет»? Правильно, дом рухнет, рискуя погрести под собою и самого современного человека и его потомство…

Присмотритесь повнимательнее:

- А вам не кажется, что этот самый мировоззренческий дом современного массового человека уже наклонился? Вон там, видите уже подпорки к стене приставлены!

- А крыша-то, не кажется ли вам, что она уже отъезжает?!

- А фундамент-то! Фундамент в виде психологической зрелости у дома явно поплыл! Подмыли его прибрежные волны популизма, что гуляют по современного информационному океану!!!

Значит, галерея зарисовок нужна как можно быстрее, иначе эта хлипкая конструкция, называемая мировоззрением современного человека, рухнет в самое ближайшее время. Осознавая всю срочность работы, наш Ревизор уже приготовился к большому и полному опасности плаванию в информационном океане, где между редкими островами Истины и Правды куча подводных камней всевозможных информационных вирусов; где, стоит тебе оступиться и упасть с корабля, как тебя тут же разорвут на кучу маленьких ревизорчиков всеядные рыбы от мировоззренческого популизма, многие из которых – акулы! И где, помимо этих акул, обитают и вечно голодные пираты – инфо-цыгане, плывущие под пиратскими флагами на новеньких кораблях псевдо-психологии и эзотерики.

Пожелаем ему удачи!

Итак, Психологическая всеядность современного человека.

Начнет же наш РЕВИЗОР с феномена безграничного доверия и информационной всеядности современного человека. Особенно психологической всеядности.

«Информационной океан», «информационные вирусы» – эти понятия давно разработаны философами, социологами и политологами. Даже в ЕГЭ по обществоведению входит тема об информационном обществе, причинах его появления, генезисе, видах, характеристиках. Сегодня даже старшеклассник знает об этом. Да, тема-то разработана, однако поражает степень доверия современного человека к информации, особенно мировоззренческой. Его мировоззренческая неразборчивость. Его психологическая «всеядность». Такое ощущение, что в свой рот современный человек кладет все, что только попадается ему на глаза. Если речь идет об информации – то в голову. Да так, что так и хочется ему сказать как малому дитя: БРОСЬ КАКУ!

Когда-то точно такой же феномен всеядности наблюдался и со СМИ. «Роман» человека со СМИ начался с самого момента возникновения информационного общества с его системой информационного засилия. Вера в СМИ тогда была безгранична. Помните обязательную сцену из романа или с картины конца 19- начала 20 вв.: утро, завтрак и газета в руках. Позже, в 60-е годы 20 в., обязательна стала не газета, а телевизор, особенно по вечерам и в выходные. Однако уже в 80- е годы современный человек перестал слепо доверять газетам, журналам и телевидению. Особенно, если это касалось общественной информации… «Роман» со СМИ был на исходе.

И тем не менее, разобравшись с общественной информацией и СМИ, человечество до сих пор так и не научилось критически относиться к информации мировоззренческой. Во всем, что касается опубликованной или же публично озвученной информации конкретно мировоззренческого плана, а особенно психологической информации, современный человек «девственно чист» и младенчески наивен.

Стоит только где-то как-то появиться какой-либо новой информации мировоззренческого плана, а лучше психологической – все, доверие 100 процентное, внимание тотальное, всеядность полная, неразборчивость поразительная! Вы это сто раз наблюдали, возможно даже у самих себя, просто не отдавали себе в этом отчета.

Психологическая информация – это только частный случай общемировоззренческой. Однако именно она приобрела статус чуть ли не Библии у современного человека. По крайне мере, уж точно статус настольной книги. А те, кто ее вещают – статус священных оракулов человеческого рода! Стоит только кому-то что-то где-то написать психологическое или же озвучить, особенно с приставкой «новый метод», «новейшее направление», «современная система» - все, «уши на макушке» и современный человек, как загипнотизированный, слушает и съедает все, что только ему ни предложат современные психологические «оракулы». Почему? Почему человечество давно уже перестало на все 100 процентов доверять общественной информации, идущей от СМИ, но по-прежнему доверяет психологической? Ответ на этот вопрос будет длинным. Частично об этом наш РЕВИЗОР уже писал. Все дело в самом генезисе информационного общества. И в смене им объектов «всенародной» веры.

В 19 веке, в эпоху уже не традиционного общества, но еще и не информационного общества, человек знал, что верить, доверять на 100 процентов можно только одной информации – религиозной, идущей от той церкви, к которой он принадлежал. Однако постепенно это доверие, выраженное в цифре процентов, начало уменьшаться: начала 100, потом 99, затем 80, а уж следом 70… 60… 50… и ниже процентов доверия.

Кризис религиозного сознания был вызван многими факторами. Это и кризис официальной церкви, вызванный новейшими открытиями реальной исторической правды, отличной от церковного предания; это и общая потеря веры. Но, главное, кризис религии был вызван развитием с середины 19 века общества потребления, где вера – это только товар для потребления, что можно купить себе на счастье как «кошачью лапку», но совершенно не обязательно в этот самый товар верить: чтобы покупать, верить не нужно!

Причин много, следствие одно: на место «человеку религиозному» пришел «человек психологический». Причем массовый «психологический человек», начавший жить уже в потребительском, по сути, информационном, по форме, обществе потребления.

А у общества потребления свои ценности. Чтобы потреблять «человек религиозный» был уже не нужен: ибо для общества потребления нужно было, чтобы человек потреблял от «забора и до обеда». Но религиозный человек, вместо потребления может и аскезу взять, а вместо супер-маркета и в церковь пойти… Во избежание ослабления потребления, вера и церковь были превращены в объект потребления и сведены до уровня товара: хочешь верить – купи, как товар! Господствующим типом религиозного сознания стало товарно-рыночное отношение к вере и к Богу.

Все это не могло не вызвать кризис религиозного сознания: какое же это религиозное сознание, если сама вера и Бог – это товар?! Соответствие психики человека запросам общества «жить, плодиться, потреблять» стали базовыми требованиями  к  человеку.  Возник  культ  «психологичности».  Его  лозунг:

«Религиозным ты можешь и не быть, но психологически здоровым быть обязан». Причем под психологическим здоровьем подразумевалась психика, которая будет устойчива в своем потреблении «от забора и до обеда».

Понятно, что в обществе потребления не только вера, но и информация становится товаром, который нужно потреблять. Особенно психологическую информацию – ибо религиозная уже не насыщает человека, он же теперь «психологический человек». И требования к устойчивости его психики огромны: а вы попробуйте тотально потреблять все и вся, не имея внутри никакого внутреннего стержня?! Ранее стрежнем была религия – но сейчас она сама товар для потребления… Что остается? Правильно, только психологическая информация.

Вот общество и стало тотально нуждаться в психологической информации, все более и более становясь от нее зависимым. Доктор Фрейд, родись он на 50 лет раньше, не стал бы столь культовой фигурой… Ну поговорили бы о нем лет десять и забыли бы; не этим жил и «дышал» тогда человек. Но Фрейд как психологическое знамя появился в тот самый момент, когда общество потребления было в зените, а религиозное сознание в закате…

Как вы уже поняли, это совсем не мода на психологию – это необходимость, суровая необходимость для общества потребления. Общество потребления в связи со сложным, разноплановым характером самого потребления, разнообразием интересов массового человека еще больше нуждается в информации, чем традиционное общество. Потребление хаотично; интересы членов общества потребления порой диаметрально противоположны. Это как стадо овец на пастбище: каждый ест свой кустик. Управлять им еще сложнее, чем стадом. Ибо овцы безмолвны, а люди говорят и думают, а иногда винтовки берут и гранаты кидают, да так, что половина цивилизации лежит в руинах. Необходим более тонкий механизм управления им, чем в традиционном обществе. И им стала информация.

Если сравнить, то управление в эпоху традиционного общества схоже с управлением стадом овец, запертых в овчарне. Попытки же управлять обществом потребления сходны с управлением стадом, пасущимся на высокогорье. Только более шумным стадом, чем овцы. А еще человеки думают! А посему нужен не только  более  эффективный  механизм  управления,  но  и  более  тонкий и изощренный. То есть внутренний механизм. Нужно было найти специфическую силу для влияния на массового человека из общества потребления. И такой силой стала психологическая информация. Ей дали и статус особый, и зеленый свет.

Общество потребления почти буквально «заставило» человека поверить в психологическую информацию. Более того, человека заставили «есть» ее ложками, на постоянной основе.

Но какую именно психологическую информацию? Конечно же примитивную. В рамках рассматриваемой нами темы, это крайне важно понять. Ибо отныне понимание психологического здоровья и зрелости человека будет… подстраиваться под требования развивающегося общества потребления.

«Подстраиваться» в данном случае означает одно: упрощаться. И другого быть не могло. А какой механизм управления подойдет для такого безрелигиозного по сути «человека психологического», цель которого потреблять все больше и больше? Конечно же только психологический!!! Но для этого нужно было, чтобы сама психология стала массовой или же популистской. Для этого нужно было резко понизить и уровень самой психологии, и планку входа в нее как профессию, и требования общества к ней со стороны общества, и качество выдвигаемых ею методик и идей. Что и было сделано.

Популистская психология существовала во все времена. Просто ее никто не рассматривал серьезно, а поэтому ей никто не придавал особого статуса. Но обществу потребления не нужна была наука – точная, выверенная, основанная на длительных разработках и кропотливых проверках. Ему не нужна была традиционная психология с ее основой в виде базовых морально-нравственных норм. Тем более не нужны были ее духовные идеалы. Нужны были не научный инструментарий и не научные идеи, а нужны были быстрые и простые методы и популистские идеи, пригодные для управления сознанием массового человека, помешанного на потреблении.

Таким образом, если еще в середине - конце 20 века человек «съедал» вполне приличную и съедобную психологическую информацию, то к началу 20 годов основной пищей на «шведском столе» современного человека осталась только популистская психология, приспособленная под запросы массового человека, свихнувшегося на идеалах потребления. Которую-то и психологией назвать невозможно: популизм или же псевдо-психология.

В начале 21 века, как следствие общественных процессов, приведших к утверждению потребительской культуры как господствующей, был окончательно и полностью сформирован тип современного человека:

- человека, не мыслящего свою жизнь без информации;

- человека «психологического», полностью зависимого от психологической информации;

- человека, готового заглатывать эту самую психологическую информацию 7 дней в неделю 365 дней году;

- но человека, способного «проглотить» только примитивную, популистскую информацию.

Грустно, не так ли? Но что поделаешь, «прогресс не остановишь». Однако прогресс ли это? Конечно же, нет. Тогда следующий вопрос: а есть ли иная альтернатива у современного человека; человека, живущего на узкой полосе суши вдоль океана информации и вынужденного из него черпать «пищу» для сознания? Да, есть это развитие ЗРЕЛОГО РАЗЛИЧАЮЩЕГО КАЧЕСТВА.

При наличии различения, в том числе и психологического, и «переезжать» от океана информации подальше не нужно. Не нужно отгораживаться от него никакими стенами: ни эко-поселениями, ни теориями здорового образа жизни, ни тому подобным. Живи там, где ты живешь, и куда тебя судьба распорядилась поместить. Нужно просто-напросто… иметь мозги и совесть. А еще лучше различающее качество сознания:

- Чтобы различать, из каких кирпичиков свой мировоззренческий дом строить можно, а из каких не нужно.

- Чтобы различать, какую психологическую солому на крышу класть, а какую ни в коем случае нельзя, чтобы при первом дуновении ветра домик твой не развалился, так, как он разваливался у двух поросят Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа.

Короче говоря, нужно быть Наф-Нафом, домик которого даже серого волка жизни выдержал… И все только по той причине, что у поросенка было зрелое различающее качество сознания.

О различающем качестве сознания наш следующий очерк.

ИЛЛЮЗИЯ 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ВСЕЯДНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА, или БРОСЬ КАКУ! Психология, Общество, Длиннопост

(И. Босх. Картинка взята из интернета)