ИГИЛ вытесняет Талибов
Численность боевиков ИГИЛ в Афганистане постоянно увеличивается и составляет, по разным оценкам, от 10 до 15 тысяч человек. Усиливаясь «специалистами» бежавшими из освобожденных районов Сирии и Ирака, многие из которых в итоге занимают командные должности в отрядах боевиков. Вместе с тем растет и угроза исходящая от этой группировки.
ИГИЛ активно ведет пропагандистскую деятельность по склонению местного населения к вступлению в свои ряды, также переманивая людей более крупными зарплатами.
Также в регионе организованы лагеря для подготовки боевиков, в каждом обучается не менее 100 добровольцев всех возрастов, особое внимание уделяется подготовке детей. На занятиях отрабатывают обращение с огнестрельным оружием, минометами, атаки укрепленных позиций и даже использование трофейной бронетехники.
Территориальные претензии являются одной из причин столкновения между двумя группировками.
Изначально ИГИЛ договорились с талибами о том, чтобы не вести боевых действий друг против друга и разделить районы влияния, но учитывая финансовые потери ИГИЛ, которые они несут в Сирии и Ираке. Сам Афганистан уже давно рассматривается как основной плацдарм для дислокации сил ИГИЛ, откуда можно вести экстримистскую деятельность всключая страны Центральной Азии.
Первые же стычки между террористическими группировками в Афганистане отмечались ещё около 3 лет назад, когда боевики ИГИЛ только начинали «осваивать» афганскую территорию. Сейчас эти стычку перерастают в крупномасштабную войну, что приведет к потерям среди местного населения, а также перестановке сил в регионе.
Боевики ИГИЛ грабят и сжигают сотни домов, а наиболее привлекательные занимают сами. Собственная радиостанция в Нангархаре, позволяет вести пропаганду для привлечения новых бойцов. Тем самым они занимают все большую территорию, что может привести к доминированию в данном регионе.
Талибам же приходится вести борьбу не только против ИГИЛ, но и против местной власти, что ставит под вопрос успех борьбы. Если талибы вступят в переговорный процесс в течение 2018 года, то есть надежда создать устойчивый альянс легальных политических элит Афганистана и той части «Талибана», которая не поддерживает идею внешней экспансии под джихадистскими флагами. Эти совместные силы могли бы попытаться при общей поддержке всех стран региона ликвидировать ИГИЛ и иные радикальные группировки.
В противном случае сохраняется очень большой риск углубления военно-политического кризиса в Афганистане и втягивания в конфликт соседних государств, включая Россию и Китай