Граф фон Гётцен. Последний корабль Императора

Граф фон Гётцен. Последний корабль Императора ВМФ, История, Корабль, Германия, Морские сражения, Длиннопост

Некоторые корабли проживают долгую жизнь. Герою же данного рассказа уже более 100 лет. Он пережил две мировые войны, был свидетелем расцвета и падения империй, помогал сражаться и спасать жизни. Даже сегодня, в ХХI веке, он продолжает служить людям. Какова была его судьба? Где и как можно совершить путешествие на последнем корабле кайзера Вильгельма II?


В течение последних столетий многие европейские державы прикладывали усилия к расширению своих владений. Такие страны, как Испания, Франция и Португалия, многие столетия владели огромными территориями, а Великобритания вообще гордо называла себя империей, над которой «никогда не заходит солнце». Германия же похвастаться крупными успехами в колониальных делах не могла — по ряду причин было упущено время, и чужие успехи во времена «великих географических открытий» прошли мимо. К началу ХХ века в Африке кайзеровская Германия владела лишь небольшой колонией на территории сегодняшнего Того, Камеруном и двумя основными колониальными землями — Немецкой Юго-Западной (современная Намибия) и Немецкой Восточной Африкой (современная Танзания, Руанда и Бурунди).

Граф фон Гётцен. Последний корабль Императора ВМФ, История, Корабль, Германия, Морские сражения, Длиннопост

Колониальные владения европейских держав в Африке к 1913 году


К обустройству собственных немногочисленных колоний немцы, тем не менее, подходили весьма основательно. Развивалась инфраструктура, строились железные дороги, для подъёма сельского хозяйства культивировались земли, где росли плантации каучука, кофе и хлопка. Одной из наиболее динамично растущих колоний была Немецкая Восточная Африка, западная граница которой проходила по одному из крупнейших африканских водоёмов — озеру Танганьика. Противоположный берег озера уже принадлежал бельгийскому Конго, а на юге к водам Танганьики имела выход Великобритания. Бурный рост торговли, грузопассажирских перевозок и неизменная конкуренция с соседями укрепили желание немецкого кайзера Вильгельма II побороться за лидерство в регионе.

Граф фон Гётцен. Последний корабль Императора ВМФ, История, Корабль, Германия, Морские сражения, Длиннопост

Колониальные войска кайзеровской Германии на рубеже XIX-XX веков


Укрепить позиции было решено масштабным строительством порта в Дар-эс-Саламе на берегу Индийского океана, а также усилением своего флота непосредственно на озере Танганьика. В мирное время флот способствовал торговле, а в военное мог дать отпор неприятелю. Сказано — сделано. Незадолго до начала Первой мировой войны на верфи «Meyers-Werft» в Паппенбурге был размещён заказ на постройку трёх пароходов. Первый из них успели построить и перевезти в Африку к 1913 году. Сложнейшая по тем временам задача была решена успешно — разобранный теплоход сначала везли на транспортах, затем транспортировали по железной дороге, после чего вновь собирали уже на месте. Пароход, получивший название «Graf von Götzen» в честь немецкого исследователя и бывшего губернатора Восточной Африки, Густава фон Гётцена, в торжественной обстановке спустили на воду.

Граф фон Гётцен. Последний корабль Императора ВМФ, История, Корабль, Германия, Морские сражения, Длиннопост

SMS «Graf von Götzen»


«Graf von Götzen» был довольно крупным пароходом длиной 70 метров и водоизмещением 800 тонн. Оснащённый дизельными двигателями и двумя паровыми машинами он мог развивать приличную для закрытой акватории скорость в 11-12 узлов. Местом дислокации была выбрана Кигома — главный порт и опорный пункт немцев на берегу Танганьики.


Гражданская служба нового корабля продолжалась недолго — в августе 1914 года началась первая мировая война. Вскоре из Германской империи пришёл приказ скорейшим образом сформировать из наличных кораблей боевые единицы и быть готовым к военным действиям. Новый пароход получил официальное наименование кайзеровского флота SMS «Graf von Götzen». В качестве главного калибра на носу было установлено 88-мм орудие, ещё два 37-мм орудия Гочкиса разместили перед главным мостиком и на корме.

Граф фон Гётцен. Последний корабль Императора ВМФ, История, Корабль, Германия, Морские сражения, Длиннопост

88-мм орудие главного калибра SK/L на борту SMS «Graf von Götzen»


Наибольшую опасность западным границам колонии, по убеждению немцев, представляли англичане. «Graf von Götzen» был перебазирован к южным берегам озера, в порт Касанга. В результате кайзеровским войскам удалось сформировать существенную военную силу в масштабах колоний — к новоиспечённому боевому кораблю примкнули «Hedwig von Wissman» и «Kingani», два других немецких вооружённых парохода, ещё недавно перевозивших по озеру почту и грузы. Превосходство на море было достигнуто — англичане на озере Танганьика располагали лишь небольшим пароходом и двумя катерами с орудиями небольшого калибра, а у бельгийцев был всего один пароход. Правда, противники немцев располагали несколькими аэропланами, но авиацию серьёзным оружием в те годы ещё никто не считал.

Граф фон Гётцен. Последний корабль Императора ВМФ, История, Корабль, Германия, Морские сражения, Длиннопост

SMS «Graf von Götzen» в Касанге


Боевые действия между колониями на озере под палящим солнцем Африки, конечно, имели свои особенности. Не имея возможности, да и желания, устраивать генеральное сражение, моряки и колонисты предпочитали использовать тактику засад и неожиданных нападений. Немцы, используя своё преимущество в силах и обладая самыми крупными и хорошо вооружёнными пароходами на озере, ударили первыми. В августе 1915 года «Hedwig von Wissman», бывший почтовый корабль, атаковал и потопил единственный бельгийский пароход «Alexandre del Commune», стоявший на якоре в порту реки Лукуга. Вскоре последовала новая удача. В скоротечном бою немцам удалось серьёзно повредить британский пароход «Cecil Rhodes». Вскоре к месту сражения прибыл сам «Graf von Götzen», несколькими выстрелами отправивший неприятеля на дно.

Граф фон Гётцен. Последний корабль Императора ВМФ, История, Корабль, Германия, Морские сражения, Длиннопост

SMS «Kingani» у пирса в Кигоме


26 декабря состоялся реванш. Немецкий пароход «Kingani», совершая патрулирование северных вод Танганьики, попал в засаду английских катеров. Одновременно два других немецких парохода в Кигоме были атакованы бельгийскими аэропланами. Отражая нападение, «Graf von Götzen» и «Hedwig von Wissman» не смогли своевременно прибыть на помощь, и «Kingani» был захвачен британцами. Весь экипаж попал в плен. Лишь в январе 1916 года на поиски пропавшего парохода отправился «Hedwig von Wissman». В районе устья Лукуги он был встречен британскими катерами, атакован и отправлен на дно. Спустя сутки на поиски разведчика выдвинулся уже самый крупный корабль озера Танганьика — «Graf von Götzen». Однако же, когда в ходе разведки в британском порту был замечен захваченный «Kingani», капитан после совещания с экипажем решил не атаковать укреплённые британские позиции и вернулся на базу.

Граф фон Гётцен. Последний корабль Императора ВМФ, История, Корабль, Германия, Морские сражения, Длиннопост

Бельгийский аэроплан «Short Admiralty 827»


Активная фаза боевых действий на озере завершилась, но команда «Graf von Götzen», переведённого обратно в Кигому, продолжала поддерживать боеготовность судна. В июне 1916 года бельгийские аэропланы предприняли атаку на порт, сбросив по теплоходу несколько авиабомб. Позднее лётчики утверждали, что смогли серьёзно повредить немецкий корабль, добившись минимум двух попаданий. Но последующие обследования корпуса показали, что пароход был лишь слегка повреждён осколками.


Уже в 1916 году война складывалась для Германии не лучшим образом, что отразилось и на событиях в колониях. Колонистам поступил приказ усилить оборону береговых баз, после чего орудия с «Graf von Götzen» были сняты и отправлены в Касангу. Боевая судьба парохода была предрешена. Крупнейшее судно на Танганьике уже не могло повлиять на исход локальных сражений. К концу июля немцами было принято решение оставить Кигому. Вскоре капитан отвёл пароход к устью реки Малагараси, но решил любой ценой сохранить свой корабль. После демонтажа все механизмы были покрыты толстым слоем смазки, упакованы в водонепроницаемые чехлы и закопаны в лесу недалеко от озера. Корпус корабля был заполнен цементной смесью, но не повреждён, а также смазан и затоплен у берега. Немцы планировали вернуться, но это желание не осуществилось — войну Германия проиграла.


Закончилась ли на этом судьба «Graf von Götzen»? О нет, на этой странице истории она только началась.

Граф фон Гётцен. Последний корабль Императора ВМФ, История, Корабль, Германия, Морские сражения, Длиннопост

M.V. «Liemba», бывший SMS «Graf von Götzen».


После завершения военных действий «Graf von Götzen» подняли англичане. Найдя спрятанное оборудование и механизмы, они восстановили пароход. В 1927 году бывший SMS «Graf von Götzen» и получил новое имя «Liemba». Будучи единственным пароходом на озере Танганьика, бывший корабль Германской империи осуществлял перевозки грузов и пассажиров по озеру до 1970 года. Из-за сильного износа пароход встал на долгий ремонт, но, вопреки ожиданиям скептиков, в 1976 году вернулся в строй и продолжил работу. В 1997 году пароход перевёз более 75 000 беженцев во время конголезских войн. Для многих жителей берегов озера «Liemba» является единственной связью с цивилизацией. Сегодня, после очередного ремонта в 2016-2019 годах, пароход продолжает свои рейсы по Танганьике, оставаясь единственным в мире сохранившимся кораблём Кайзеровского флота Вильгельма II не только дошедшим до наших дней, но и продолжающим свою службу.

Граф фон Гётцен. Последний корабль Императора ВМФ, История, Корабль, Германия, Морские сражения, Длиннопост

Пароход любим туристами и чрезвычайно популярен. Если дороги путешественника приведут вас к берегам Танганьики — не упустите свой шанс прикоснуться к истории. Старый теплоход будет вас ждать. Отправление из Кигомы — по средам.


Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWS.