Главный русофоб XIX века
1858-1861 годы отметились очередным обострением польского вопроса. В связи с этим в Париже выходит работа Франтишека Хенрика Духинского "Основы истории Польши и других славянских стран и Москвы". Духинский был одержим ненавистью к русским, видя в них агрессоров и главных виновников в тех несчастьях, постигших его любимую Польшу.
Все это происходило на фоне всеобщей ненависти к России, которая в польской культуре так и называлась ziemia nieludzka, что переводится как "бесчеловечная земля" или "земля нелюдей". Основоположником этой идеи стал польский историк и общественный деятель Иоахим Лелевель, а завершенную форму она получила в трудах именно Духинского.
Что же из себя представляет сей деятель? Начиная с 1834 года он проживал в Киеве, где отучившись в университете какое-то время работал частным учителем. В 1846 году эмигрировал в Париж и вступил в Итальянский легион Владислава Замойского. В годы Крымской войны Франтишек отправился на театр боевых действий, где работал в интендантстве английского экспедиционного корпуса. Вернувшись в Париж он стал профессором истории в Высшей польской школе, вице-президентом Парижского этнографического общества и членом Французского географического общества.
Для того, чтобы обосновать претензии Польши на земли Древней Руси, Духинский создал особую расовую теорию, согласно которой вся Русь входила в состав Польши. А вот Москва никакого отношения к Руси и вовсе не имела. Примечательно, что к Руси он относил не только Западную Русь, но и Литву, и земли Великого Новгорода.
В своей русофобии Духинский дошел до того, что не стал относить "москалей" к славянам. Их он отнес к подвиду туранского племени, наряду с монголами. А русскими имеют право себя называть лишь белорусы и малорусы, близкие к полякам по происхождению. Мало того, по утверждению Духинского, "москали" не просто не славяне, но и не христиане.
в духе славян и других индоевропейских христиан. До сего дня они пребывают номадами. Да, вечно они пребудут туранцами и никогда не сделаются индоевропейцами. Московиты, крестьяне и дворяне, нравственно гораздо ближе к крестьянину и дворянину китайскому, чем к крестьянину и дворянину белорусскому и малорусскому. При Иване III привязанность к иудаизму проявилась с таким могуществом, что этот государь был обязан терпеть в Москве даже митрополита, который был евреем. Первейшие государственные люди были из московских жидов, и в его-то именно царствование был поставлен вопрос самим правительством – не должны ли московиты признать иудаизм государственной религией.
Все противостояние Москвы и Польши Духинский сводил к конфликту христиан с "погаными" народами Востока.
В поддержку идеи Духинского выступил не кто иной, как Карл Маркс:
Он утверждает, что настоящие московиты, то есть жители бывшего Великого княжества Московского, большей частью монголы или финны и т. д., как и расположенные дальше к востоку части России и ее юго-восточной части. Я бы хотел, чтобы Духинский оказался прав и чтобы по крайней мере этот взгляд стал господствовать среди славян.
Духинский видел Европу единой, во главе которой встанет Франция, и будет готова единым фронтом воевать с Московией:
На Днепр! На Днепр! В Киев! О, народы Европы! Там ваше согласие, ведь именно там малороссы ведут борьбу против Москвы, защищая свою европейскую цивилизацию.
Русская сторона не осталась в стороне от этой полемики. На страницах журнала "Отечественные записки" вышли статьи, в которых была обозначена причина популярности теории Духинского в Европе и особенно во Франции. Отмечалось, что он просто дурачил французскую публику абсолютно абсурдными и ненаучными идеями. Как отмечалось в журнале:
пусть это будет правда, тем хуже для Духинского, что он позволил себе перед такой высокой аудиторией блистать сведениями, почерпнутыми почти единственно и исключительно из своего собственного невежественного измышления...
Подписывайтесь на мой канал в Телеграм
https://t.me/WorldHistori12
