Германия: дорогая еда и напитки
Годовой обзор 2024. Сегодня: динамика цен. После многих лет относительно стабильных цен на продукты питания в Германии продукты становятся все дороже.
Гудрун Гизе
Заметно в супермаркете: гиганты розничной торговли делают большие деньги
Летом Федеральное статистическое ведомство (Destatis) представило специальный анализ долгосрочных тенденций цен на продукты питания. В период с января 2020 года по май 2024 года они подорожали в среднем чуть менее чем на треть. Изменения цены для отдельных продуктах, особенно для основных продуктах питания, были радикальными. Цена на сахар за этот период выросла на 80 процентов, мука и другие зерновые продукты стали дороже примерно вдвое, как и картофель. Хлеб и булочки стоят на треть дороже, чем в начале 2020 года, цельное молоко — почти на 28 процентов, кофе — около двадцати процентов. Причины повышения цен разные.
Оливковое масло, цена которого с января 2020 года по май 2024 года выросла более чем в два раза, пострадало от неурожая в странах Средиземноморья. По данным Международного совета по оливкам (IOC), мировое производство оливкового масла сократилось с 3,42 миллиона тонн в урожайном 2021/22 году до 2,57 миллиона тонн годом позже, сообщает Tagesschau.de. В текущем урожайном году ожидалось снижение до 2,41 миллиона тонн. Рост цен ударил по испанским потребителям сильнее, чем по немецким, поскольку с 2021 года этот широко используемый продукт подорожал там в три раза. В конце концов, правительство Мадрида установило НДС на оливковое масло на нулевом уровне на период с июля по сентябрь 2024 года. Однако это не изменит ситуацию со снижением урожая оливок в результате глобального изменения климата.
Рост цен на многие продукты питания объясняется и другими причинами. В своем последнем основном докладе Комиссия по монополиям констатировала отсутствие конкурентного давления в секторе розничной торговли продуктами питания. Снижение затрат на закупку товаров не передаётся конечным потребителям. Все указывает на «олигополистическое поведение», было сказано. Четыре группы уже давно доминируют в этом секторе розничной торговли: Aldi Nord и Süd, Schwarz Group с Lidl и Kaufland, Rewe с ее дочерней компанией-дискаунтером Penny и лидер рынка Edeka с Netto занимают около 85 процентов всего рынка. Как обычно бывает в олигополии, оставшиеся игроки в этом секторе не вредят друг другу и устанавливают практически одинаковые цены. Исследование, проведенное приложением для сравнения цен «Smhaggle» по заказу Handelsblatt в конце октября, выявило одинаковые цены на идентичные товары у большой четверки ритейлеров. Ореховый крем с нугой и шоколадные бисквитные рулеты стоили одинаково, и повышение цен также было синхронным. «Хандельсблатт» цитирует Марка Хупперманса, который раньше был управляющим директором Aldi Nord, а сейчас является консультантом Discount Retail Consulting: »Предполагаемая жесткая ценовая конкуренция в немецкой розничной торговле продуктами питания сегодня просто показуха».
В середине августа этого года консультационные центры для потребителей дали понять, что рост цен отчасти вызван также повышением стоимости энергии, удобрений, кормов для животных, персонала и неудачным урожаем. Однако не все недавние повышения цен можно объяснить таким образом. Политики и Управление по борьбе с картелями должны более тщательно изучить вопрос о том, «используют ли компании сложившуюся ситуацию для повышения собственных доходов». Однако, поскольку потребительские центры не верят, что цены на продукты питания вернутся к прежнему уровню, потребителям придется быть готовыми к постоянным высоким расходам на эту статью бюджета.
Но как быть тем, чьи доходы уже давно не поспевают за резким ростом арендной платы, стоимости энергии и продуктов питания? Согласно текущим данным, почти каждый пятый житель Германии беден или находится под угрозой бедности. Люди, живущие на пособие для граждан, базовый доход или низкую зарплату, вынуждены тратить очень большую часть своего дохода на основные нужды. Зачастую денег на покупку продуктов не хватает до конца месяца. Такие учреждения, как продовольственные банки и бесплатные столовые, с трудом справляются с наплывом людей. У политиков на ранних этапах предвыборной кампании нет полезных ответов. Говорят об ограничении доходов граждан и обязательных работах (ХДС), СДПГ обещает себе голоса избирателей, желая снизить НДС на продукты питания с семи до пяти процентов, что в лучшем случае означает «экономию» в несколько евро в месяц, а возможно, и вообще ничего, если розничные торговцы сами прикарманят разницу.
Остаются требования потребительских центров и общественных объединений о значительном повышении доходов граждан, специальных выплатах для людей с низкими доходами, снижении стоимости коммунального питания, отмене НДС на фрукты, овощи и бобовые и поддержке продовольственных банков (потребительские центры) или создании прожиточного минимума, адекватных пенсий, улучшении социальных выплат и перераспределении за счет повышения налогов на крупные доходы и имущество (общественное объединение VdK). Маловероятно, что какие-либо из этих мер будут реализованы в ближайшем будущем.
скриншрты оригинала: