Гаджет XIX века: как шапокляк решил проблему больших шляп
В XIX веке у любого мужчины, следящего за модой, была проблема. Эта проблема была высокой, громоздкой и покрытой шелком. Называлась она — цилиндр. Цилиндр был чем-то вроде маркера социального статуса. Носить его было обязательно (как сегодня, например, хорошие часы), но он был ужасно непрактичен. Представьте, что вы приходите в театр или ресторан. Куда деть эту жесткую, высокую конструкцию? Оставлять в гардеробе — лишние хлопоты. Класть на грязный пол — портить дорогую вещь. Держать на коленях — неудобно. Здесь было нужно инженерное решение. И оно пришло.
Шляпа, которая щелкает
Идея складного головного убора не была новой — еще в XVIII веке треуголки часто делали складными, чтобы носить их под мышкой. Но применить этот принцип к жесткому цилиндру было непросто. Решение нашел парижский шляпник Антуан Жибюс. В 1834 году он получил патент (Brevet d'invention 5494) на «шляпу складного типа в вертикальном направлении». Внутри шляпы располагался сложный пружинный механизм. По верху тульи можно было хлопнуть ладонью — «клак!» — и шляпа мгновенно складывалась в плоский диск. Легкий толчок изнутри — и пружины с легким щелчком расправляли ее обратно. Собственно, от этого звука и пошло название: chapeau (шляпа) и claque (шлепок, щелчок).
Изобретение быстро стало модным. Брат Антуана, Габриэль Жибюс, довел технологию до совершенства, получил более 30 патентов на усовершенствования и в 1857 году открыл целую фабрику. Шляпу так и стали называть вторым именем — «жибюс».
От денди до Шапокляк
Практическое удобство сделало шапокляк хитом. В помещении его можно было носить сложенным под мышкой или убрать под сиденье в театре. Очень быстро из утилитарного предмета шапокляк превратился в модный аксессуар. Обладание им говорило о том, что вы не просто респектабельны, но и следите за технологиями и модой. Писатель Уильям Теккерей в своей «Книге снобов» (вышла в 40-е годы XIX века) изобразил типичного модника той эпохи: «...шествуя домой... в шапокляке и лакированных туфлях, думает, что он первый из светских молодых людей в городе». Как и цилиндр, шапокляк не пережил Первую мировую войну. Социальные нормы резко упростились, а появление автомобилей сделало высокие шляпы совсем уж непрактичными.
В России же этому слову была суждена вторая жизнь. Благодаря Эдуарду Успенскому элегантный французский гаджет XIX века у нас ассоциируется с известным персонажем детской литературы и анимации — старухой Шапокляк. К слову, старуху Успенский срисовал со своей первой жены, о которой отзывался крайне негативно. С другой стороны, и про самого Эдуарда Николаевича потом много разного всплыло, так что теперь уже однозначно и не скажешь, кто в их семье был антагонистом. А про шляпу — просто интересный факт.
***********************
Подпишись на мой канал в Телеграм - там доступны лонгриды, которые я не могу выложить на Пикабу из-за ограничений объема.


Лига историков
19K постов54.7K подписчиков
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения