ФАС - Сбербанк, завершение.
Привет всем, кто следит за историей моего обращения в ФАС по поводу рекламы Сбербанка. Сразу по существу: дело закрыли, нарушений нет. В принципе, как и ожидалось.
Должен добавить несколько выводов, которые я вынес из этой ситуации и диалога с представителем ФАС.
1) Таких дел, как было у меня, много. И каждое последующее не способствует улучшению качества обслуживания клиентов, а совершенствует юридические инструменты для законности спама. Все условия ежегодно меняются в оферте, заключаются договора на рекламные рассылки со сторонними организациями, клиентов уведомляют по сути в случае обращения (в выписке по счету, если обращение было в двухнедельный срок после принятия изменений). Короче, если хочешь знать об изменениях - сиди и мониторь сайт каждые 2 недели. Больше тебе ничем банк не обязан. Профукал изменения - сам виноват. Дали подписать анкету на выдачу карты - ссылка на оферту есть, надо - читай сам на сайте, никаких тебе галочек по согласию на обработку персональных данных и прочего. Взял карту - значит согласен, такова оферта.
2) Если ты хочешь прекратить отношения с каким-то банком - приходи закрывать не карту, не книжку, а именно договор обслуживания. Я несколько раз приходил в банк закрывать карты, которые мне не нужны, а в итоге оказалось, что договора по ним продолжают действовать. И банк может слать мне тонны слащавого спама, сдабривая это экскрементами на тему "ну ты же согласен, ты же подпись поставил".
3) Цитата из оферты банковского обслуживания Сбербанка 27.09.2018: "Согласие Клиента на обработку персональных данных действует в течение всего срока действия ДБО, а также в течение 5 лет с даты прекращения действия ДБО. По истечении указанного срока действие согласия считается продленным на каждые следующие пять лет при отсутствии сведений о его отзыве. Согласие на обработку персональных данных, согласие на получение от Банка информационных и рекламных сообщений, в т.ч. об услугах «Сетелем Банк» ООО26, может быть отозвано Клиентом в любой момент путем передачи Банку подписанного Клиентом письменного заявления, при этом Банк имеет право продолжить обработку персональных данных без согласия Клиента в случаях, установленных федеральным законодательством.
То есть, если ты однажды заключил договор со Сбербанком, они имеют право использовать данные о тебе пожизненно, если ты не догадаешься почитать оферту и написать заявление на запрет.
4) Самое интересное: Номер телефона, с которого рассылался спам, может быть оформлен на частное лицо, штраф которому 2-5 тыс рублей. И все. Ни о каких сотнях тысяч убытков речи вообще может не идти. Более того, это частное лицо еще найти надо, а это может быть, например, человек сидевший и ныне без прописки, поэтому доставить ему уведомление или потребовать пояснения по делу, не имея адреса, куда можно уведомление прислать - тот еще квест. И большую часть геморроя в делах по спаму составляют не заседания и "судебные" прения сторон, а беготня по адресам и поиск подставных виновных.
5) И вообще. Скоро придется все моменты оформления договоров, покупок, заказов выполнять с обязательным условием отказа от рекламы. Их уже пихают по умолчанию всюду, где для оказания услуг требуется номер телефона, например при доставке товаров. И зачастую потребуется приложить усилия, чтобы убрать свое согласие на эту рекламу. Вот, например, случай с Суши-ВОК:
Выбрал набор суши, переходишь в корзину, видим итоговый абзац.
Убираем галочку согласия на спам - и что же видим?
Сделать заказ нельзя, кнопка нерабочая. П*идорасы? - несомненно. Пришлось звонить, делать устный заказ, и под запись диктофона сообщать им, что согласия на спам не даешь. И так везде. Заходишь в магазин, оформляешь доставку или скидочную карту, и нужно вслух, желательно под запись, сказать ему, что ты не даешь согласия на рассылку спама, и требуешь, чтобы он из клиентской базы убрал соответствующую галочку в твоей анкете. Оформляешь дебетовую карту - тут же пиши заявление от руки с запретом на рекламу.
Недавно зашел в салон Теле2, для покупки сим-карты подсунули стандартный договор на 1 страничку. Поставил галочки напротив "не согласен" в пунктах про спам, рекламные акции и уведомления от Теле2 - встречаю недоуменный взгляд продавца "Что Вы сделали?". Я говорю "ну мне не нужен спам, я же могу отказаться от него, тут даже спец поля предусмотрены". - "Молодой человек, у меня программа не примет такой договор". Пришлось искать другой салон связи. Уверен, ей ничего за такую хрень не было, и звонок на горячую линию был бесполезен.
Не то, чтобы с этим спамом сильно труднее жить, или у нас с вами нет пары лишних минут в неделю или день для бессмысленного разговора с незнакомым человеком на неинтересующую нас тему, но какого хрена мы должны письменно отказываться от того, чтобы нам в уши не нассал очередной проходимец? Как бы хотелось зайти на законных основаниях в офисы таких контор, вывалить прям на их лакированные столы говно из пакета, и на их удивленные рожи ответить "Вы же мне письменно не запрещали".