Ельцын бедствует в Иванове, а его сестра замерзает в Юрьевце

Живет в Иванове ничем не примечательная семья. Все, как у всех: дом, работа, свои заботы. Вот только фамилия у семьи знакома каждому россиянину – Ельцыны.



37.ru в связи с 85-летием первого президента Российской Федерации связался с родственниками Бориса Ельцина (который у нас, кстати, бывал). Правда, сначала мы и не предполагали, что в нашем городе есть люди, связанные родственными узами с бывшим руководителем страны. Ирина Ельцына... Казалось бы – однофамилица легендарной личности. Но беседа показала, что это совсем не так…



Здорово, дядька родненький!



– Ирина, я правильно понимаю, что вы не имеете родственных отношений с семьей Бориса Ельцина?


– Нет, по папиной линии мы родственники, но связей не поддерживаем.



– А кем отцу приходится Борис Николаевич?


– Все вопросы к родителю. Вот вам номер телефона. Зовут папу Владимир Игнатьевич.



– Алло, Владимир Игнатьевич? Добрый вечер, позвольте несколько вопросов.


– Слушаю.



– Кем вы приходитесь Борису Ельцину?


– Точно не знаю. Мой отец Игнат Васильевич родился в 1924 году в нынешней Курганской области. Названия деревни я не помню.



На этом моменте мы немного прервемся и обратимся к биографии Бориса Ельцина. В книге Александра Костина «Заговор Горбачева и Ельцина. Кто стоял за хозяевами Кремля?» читаем: «В первой половине XVIII века в селе Басмановское Буткинской волости Шадринского уезда Пермской области проживал государственный крестьянин Сергей Елцын, которого удалось идентифицировать в качестве предка Б.Н. Ельцина по отцовской линии.



А. Хинштейн, ссылаясь на историка Дмитрия Панова — наиболее удачного биографа первого президента России, пишет: «...род Елцыных попал на Урал в период освоения его выходцами из Великого Новгорода.



<…> Но одно историки установили несомненно: исконная фамилия нашего героя звучит совсем иначе— Елцын... Лишь в 1921 году в написании фамилии впервые появился мягкий знак. А трудно произносимая буква «ы» сменилась на доступное «и» еще позднее: отца будущего президента записывали уже как «Ельцин».



С легкой руки самого Б.Н. Ельцина отечественная историография связывает с деревней Бутка весь род Ельциных (Елцыных), поскольку в своих мемуарах он решительно утверждает: «Я родился 1 февраля 1931 года в селе Бутка Талицкого района Свердловской области, где жили почти все мои предки».



Вот и получается, что «почти все» предки Бориса Ельцина родом из Шадринского уезда, а в состав Курганской области указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 февраля 1943 года г. Шадринск наряду с другими городами и районами вошли в ее состав. Это в принципе ни о чем не говорит, но сам факт соседства Курганской и Свердловской областей уже показателен. Владимир Игнатьевич констатирует, основываясь на воспоминаниях отца: в населенном пункте, откуда он родом, было немало таких, кто носил фамилию Ельцын. В приведенных цитатах выше снимаются и вопросы, связанные с написанием фамилии: между ЕльцИн и ЕльцЫн можно смело ставить знак тождества.



Однако мы возвращаемся к беседе с Владимиром Игнатьевичем.



– Как ваша семья оказалась в Иванове?


– Мой отец служил в войсках МВД и как-то раз по иронии судьбы приехал к кому-то в гости в Юрьевец и там познакомился с моей мамой, Валентиной Федоровной. После свадьбы отец еще поработал в органах – в милиции. Сами понимаете, жизнь военного связана с бесконечными переездами. Несколько лет после Юрьевца – я уже был пацаненком и это помню – проживали в Омске. Затем вновь вернулись в Юрьевец. Там я встретил свою будущую супругу Ольгу Викторовну, и после прохождения службы в рядах Советской армии в Архангельске мы перебрались в 1975 году в Иваново. Вот так и живем по сей день в двушке на пр. Текстильщиков.



– У вас было желание пообщаться с Борисом Николаевичем Ельциным?


– Я очень хотел его встретить, но такой возможности, к сожалению, не представилось.



– Что бы вы ему сказали?


– Плохого бы ничего, только хорошее, доброе. Родня все-таки. Пусть и седьмая вода на киселе. Например? По годам-то я ему в племянники гожусь. Вот так бы и сказал: «Здорово, дядька родненький!»


Привези нам Горбачева, мы его за одно место подвесим!



– Из вашей семьи кто-нибудь похож на Бориса Николаевича?


– (Смеется). У меня две дочери. Борис высокого роста был, а мы все маленькие. Однако старшая дочь Ирина чем-то мне его напоминает. Наверное, чертами лица.



resize



– Кем вы работали?


– Водителем. Я объездил весь Советский Союз. Была такая организация – Главмежавтотранс, на ул. Смирнова, 105 располагался наш гараж. В основном я развозил текстильную продукцию. И так 42 года.



– Когда впервые услышали о том, что есть такой – Борис Ельцин?


– О, сколько случаев с фамилией этой связано в моей жизни! Как-то раз нас командировали на Кавказ. Груз с одним парнем везли совершенно одинаковый. Коллегу за что-то гаишники оштрафовали, а как поглядели в мое водительское удостоверение и ахнули: «Ельцын?!» И со словами: «Ты привези нам Горбачева, мы его за одно место повесим» – отпустили по делам. На меня ни одного штрафа так и не наложили.



Ельцин – хороший мужик был



– Какие чувства испытали, когда в 1991 году Бориса Ельцина избрали президентом?


– Чувство гордости за себя, за свою родословную, за свою страну, которая находилась в очень плачевном положении. Мой родственник очень много сделал, чтобы нам жилось лучше.



– 1 февраля Б.Н. Ельцину исполнилось бы 85 лет. Как вы относитесь к этой дате?


– Был бы доволен, если б он до ста лет прожил.



– Все-таки, как показывают опросы населения, большинство россиян негативно относятся к временам правления Ельцина...


– Все думают по-разному, я к нему отношусь со всей теплотой души. Мужик хороший был.



– А то, что любил выпить и позорил страну «выпимши» на «всю ивановскую»?


– Считаю это чьими-то домыслами и ерундой. Это, скорее всего, был монтаж телевизионщиков. Пьяных танцев не должно было быть.



– Вы считаете себя богатым человеком?


– В плане потомства – да. Ведь мы воспитываем четырех внуков. Уже есть и от них продолжение! А так нам живется очень тяжело, денег катастрофически не хватает даже на самое необходимое. Я уже не говорю про лекарства, которые съедают львиную долю пенсии (11 300 рублей – таков ее размер). До поры до времени мы жили неплохо, пока я не распродал свои автомашины. А сейчас мы сидим в калоше.


"Никогда за себя не просил и просить не буду!"



В разговор вступает супруга Владимира Игнатьевича, Ольга Викторовна Ельцына:



– Игнат Васильевич очень хорошо относился к Борису Николаевичу и рассказывал, что его отец, Василий, был троюродным родственником Бориса.



Когда был жив Игнат Васильевич, мы ему говорили, чтобы он написал в Кремль и получил наконец звание участника ВОВ. Но он всегда отмахивался: «Никогда за себя не просил и просить не буду!» Он непосредственного участия в боях не принимал, а сопровождал продовольственные грузы на фронт, охранял тоннели и мосты. Поэтому звание участника ему дали только перед смертью, после того, как Борис Николаевич объявил, что уходит с поста президента. Тогда уже всем звания стали давать.



Доживали свой век мама и папа моего мужа в Юрьевце. Вскоре после ухода из жизни Игната Васильевича произошло ЧП: в их деревянном доме дал течь газовый баллон. Валентина Федоровна открыла дверь, чтобы спастись, но пламя разгорелось так быстро, что она не успела выбежать и сгорела заживо. Не удалось спасти не только пожилую женщину: в огне также были погребены награды, памятные фотографии и документы. Они оба похоронены в Юрьевце, на могиле Игната Васильевича установлен памятник от военкомата.



«Наша семья всегда голосовала за Бориса»



– Ольга Викторовна, а вы где трудились и помогала ли вам «царская» фамилия?


– Моя мама была воспитателем в детском саду, и я пошла по ее стопам. И обе мои дочери получили педагогическое образование и связали свою жизнь с образованием – одна со школой, другая – как и я, с детским садом.



resize



Отмечу, фамилия часто нам помогала, особенно в учебе нам делали всевозможные поблажки и на экзаменах, и на зачетах. Хотя и учились мы все хорошо. Люди часто интересовались – родственники ли мы президенту. Я никогда этого и не скрывала. А чего скрывать? Скрывают те, кому что-то достается, перепадает. У нас обычная пенсия, без всякого блата. И в министерствах никто не работает. Вся наша семья всегда голосовала за Бориса. На выборах подкалывали и спрашивали: «За родственника будете голосовать?» Я, как и все члены моей семьи, положительно отношусь к имени Бориса Николаевича и не понимаю, почему так неблагодарен наш народ, когда начинает обливать грязью человека после его ухода.



«Трое штанов надеваю»



37.ru связался и с сестрой Владимира Игнатьевича, Галиной Игнатьевной Ельцыной, проживающей в Юрьевце на ул. Никитина, 8.



– Отец рассказывал, что Борис Николаевич – это наша дальняя родня по дедушке, - вспоминает Галина Игнатьевна. – Еще папа говорил, что отец Бориса Николаевича и наш дед жили в одном селе в Курганской области. Село, по-моему, называлось Нижнее, но точно не помню (такое село действительно есть на карте – прим. 37.ru). Только родственники Бори быстро оттуда уехали.



Когда не стало папы, все пошло кувырком. Мама сгорела, наш младший брат Геннадий разбился насмерть о лестницу (поехал тапок, удар головой об ее острый угол оказался фатальным). Потом у меня убили сына, а как дом сгорел, вот уже больше 10 лет скитаюсь по частным квартирам в свои-то 66 годков. Сейчас температура у меня дома +6 градусов (собеседницу прерывает истошный кашель – 37.ru). Вот видите, в чем хожу, в том сплю – в пальто, в двух свитерах, трое штанов надеваю. Еще обкладываюсь пластиковыми бутылками с горячей водой, чтобы дуба не дать.



Денег на валенки нет, пенсия (а это 6700 рублей) уходит на съем дома да на лекарства. Плохо ли питаюсь? Есть люди, которые вообще голодные сидят. А я покупаю все самое дешевое – например, фарш куриный за 70 рублей.



– А почему так холодно в доме-то, аж пар изо рта идет?


– Денег на дрова-то я заняла и купила, да котел плохо работает. Встала и на очередь по предоставлению жилья. Так ведь у нас ни одной стройки не ведется, а старый фонд весь рассыпается. Такая, видно, судьба…



Автор: Илья Вагин