Джон Клаус Восс и его «Тиликум».Ч.3

Начало : Джон Клаус Восс и его «Тиликум».Ч.1

Джон Клаус Восс и его «Тиликум».Ч.2

Большой вождь


– Меня зовут Эдвард Доннер.


Человек европейской наружности, но сплошь покрытый татуировками, как принято у канаков, стал новым напарником Джона Восса.


Доннер несколько лет прожил на южных островах, а в Австралии пробавлялся тем, что демонстрировал в ярмарочных балаганах свое татуированное тело.


– Ниже пояса только мужчинам и за отдельную плату. Не желаете взглянуть? Нет? Зря.


4 января 1902 года Восс и Доннер вышли в море. Восемьсот миль до Хобарта были пройдены ими за тринадцать дней. Там Восс посетил сестру Луи Бриджента. Из письма она уже знала о гибели брата и, будучи из семьи моряков, ни в чем не обвиняла Восса, а море обвинять было бессмысленно.


Следующей целью мореплавателей был город Инверкаргилл на южной оконечности Новой Зеландии. Там к капитану «Тиликума» явилась депутация маори, глава которой изрек:


– Ваше плавание, капитан Восс, доказало, что предания нашего народа о переходах через океан на пирогах ни в чем не лгут. И мы бесконечно благодарны вам за это. А посему вы, капитан, становитесь нашим почетным вождем!


Эдвард Доннер был настолько очарован простотой местных нравов, а также ангажементом от директора местного цирка, которого восхитил заезжий татуированный мужчина, что оставил Восса наедине с проблемой поиска нового спутника. Им стал Уильям Рассел.


– Понимаете, родные сватают меня в священники. А мне хочется острых ощущений. Думаю, путешествие с вами, капитан, обеспечит меня ими.


17 августа они проложили курс на Новые Гебриды, лежавшие в 1200 милях на север.


Тринадцать дней спустя они проходили те самые места, где волна смыла за борт Луи Бриджента, а утром второго сентября увидели остров Анейтьюм.


Зная, что здешние аборигены до сих пор балуются человечинкой, они с опаской приняли предложение подошедшего на лодке пастора Уатта, местного

миссионера, высадиться на берег.


Там мореплавателей встретили полуголые мужчины, ноздри которых были проткнуты белыми косточками, подозрительно напоминающими фаланги пальцев. Однако все оказалось совсем не страшно, и несколько дней на острове превратились в один сплошной праздник.


– А как тут с людоедством? – скорее в шутку спросил миссионера Уильям Рассел. – Представляете, в лоции написано, что здесь это весьма распространено.

– Люди склонны к преувеличениям, – смиренно молвил пастор Уатт. – Вовсе даже не «весьма». Вождей, – пастор поклонился капитану Воссу, – тут не едят.


Через два часа «Тиликум» покинул остров. Уильям Рассел был этому весьма рад.

Миновав Большой барьерный риф и Торресов пролив, они вышли к мысу Йорк. Обогнули Австралию и на несколько дней задержались на острове Четверга. Далее их путь лежал через Арафурское море к Индийскому океану.


И тут капитан Восс чуть не распрощался с жизнью, отравившись испорченными консервами. Из последних сил Восс довел «Тиликум» до островов Уэссел и сошел… выполз на берег. Он предпочитал быть закопанным, как полагается христианину, нежели быть зашитым в парусину и спущенным за борт. Призвав к себе Рассела, он прошептал:


– Билли, жаль, что ты не священник...

– Вы хотите исповедаться, капитан? Не выйдет. Но вы можете покаяться. Но прежде выпейте вот это.


Рассел протянул горшок с вонючей жидкостью. Восс влил ее в себя, и глаза его полезли из орбит. Температура тела явно зашкалила за 100 градусов, а потом все токсины бросились наутек, не разбирая имеющихся в человеческом организме отверстий.


Но стало легче. Настолько, что час спустя Рассел кормил капитана с ложечки овсяным отваром и рассказывал, как сообразил растворить в кипятке лошадиную дозу горчицы.


Острова Родригес они достигли 28 ноября. До Африки оставалось всего 1200 миль. В Дурбан они прибыли к Новому году. В кают-компании местного яхт-клуба они выпили за все хорошее, что было в минувшем году, и все то лучшее, что будет в наступающем 1904-м от Рождества Христова.


Несколько дней развеселого гуляния закончились тем, что Уильям Рассел отправился в Трансвааль, где только что нашли алмазы, а на борт «Тиликума» поднялся Гарри Гаррисон.


То был юноша бледный, тощий и зацикленный на своей неминуемой кончине от скоротечной чахотки.


Он не страдал от морской болезни, у него был другой недостаток – он молчал. Сначала это даже любопытно, через неделю начинает бесить. Привыкание наступает недели через две. Привык и Восс.


Несмотря на сильный шторм, они одолели мыс Доброй Надежды и надолго задержались в Капстаде (сейчас – Кейптаун), чтобы капитан мог пополнить судовую кассу десятком-другим лекций. Лишь 14 апреля они покинули Капстад. Оставался последний бросок – через Атлантику. Заглянув «по дороге» на остров Святой Елены, они взяли курс на Пернамбуку (ныне Ресифи).


20 мая они были там. Таким образом, за вычетом куска южноамериканской суши виток вокруг Земли был сделан. Из этого следовало, что капитан Джон К. Восс в принципе может претендовать на призовые 5000 долларов.


«Однако, дабы мои претензии были еще весомее, – писал он, – ставлю вас в известность, что намерен пройти еще 6000 миль до Лондона, чтобы принять участие в Морской выставке в Эрлс-Корт-Вестерн Гардене. Ваше решение, надеюсь, оно будет положительным, застанет меня там. С уважением...»


Гаррисон изъявил желание отправиться вместе с Воссом, хотя капитан предлагал ему покинуть «Тиликум» в каждом порту, в который они заходили, чтобы на твердой земле завершить свое бренное существование.


– Что ж, будь по-вашему, – сказал Восс, подумав, что негоже отказывать умирающему в такой малости. Правда, несмотря на все тяготы плавания, Гаррисону отнюдь не становилось хуже.


Уже 4 июня они взяли курс на Англию. У экватора их «Тиликум» оказался в плену у штиля. И тут с Гаррисоном произошло чудесное превращение.


– Я проголодался, капитан.


С этой минуты Гарри начал есть. Он ел столько, что Воссу даже пришлось завернуть на Азоры, чтобы пополнить запасы продовольствия. А на подходе к Англии с Гаррисоном произошла еще одна метаморфоза: к нему возвратилась речь. Он стал жутко разговорчив.


Настолько, что поначалу обрадовавшийся этому Восс вскоре уже жалел о прежних днях, наполненных скорбным молчанием.


23 августа Гаррисон заорал во всю глотку:

– Капитан! Маяк! Мы дошли!


Войдя в Мергейтскую гавань, они услышали обязательный вопрос от портовой вахты:


– Откуда идете?

– Виктория, Британская Колумбия.

– Сколько времени в пути?

– Три года, три месяца и двенадцать дней.


Все. Можно было спускать паруса. Большой вождь сказал – большой вождь сделал!


Кругосветное плавание капитана Восса

Джон Клаус Восс и его «Тиликум».Ч.3 Капитан, Кругосветное путешествие, Приключения, Длиннопост

Последнее испытание



Географ и путешественник лейтенант Шеклтон, секретарь Шотландского географического общества, принял живое участие в судьбе Джона Восса. Например, он организовал выгодное в финансовом отношении лекционное турне, а также произнес речь на представлении «Тиликума» на выставке в Эрлс-Корте.


Поэтому лишь в 1907 году Восс принял предложение стать капитаном шхуны, ведущей промысел тюленей в Беринговом проливе, приписанной к Иокогаме и с командой сплошь из японцев.Три года спустя эта кровавая «забава» была запрещена на межгосударственном уровне, причем владельцам судов должна была быть выплачена соответствующая компенсация, равно как и членам экипажа.


Целый год японские чиновники оттягивали выплату, так что в конце концов Восс уже готов был махнуть рукой, сесть на пароход и покинуть острова Восходящего Солнца, когда к нему обратились два молодых англичанина:


– Я Фред Стоун, а это – Сэм Винсент. Мы видели вас на верфи в Камакуре.


Да, несколько раз Джон Восс бывал там.


– У нас закончились контракты, и мы отбываем в Англию. На яхте. Мы построили ее по чертежам конструктора Томаса Флеминга Дея. Но нам нужна ваша консультация касательно парусного вооружения.


Яхта называлась «Си Куин». Длина ее составляла 7,8 метра, ширина – 2,50, осадка – 1,1 метра.


Судя по обводам, она должна была обладать отменными мореходными качествами, а с парусами Восс не отказал – подсказал и помог.


После спуска судна на воду Стоун и Винсент поблагодарили Восса за помощь, а потом, переглянувшись, сказали:


– Капитан, станьте нашим капитаном! Ваши дела с японскими чиновниками может вести и консул.

– Я не против.


27 апреля 1912 года «Си Куин» направилась к берегам Америки. Течь в месте крепления киля к корпусу, однако заставила их зайти в бухту Аикава. Ремонт затянулся, и только 22 августа яхта снова отправилась в путь через Тихий океан.


«Си куин» у берегов Японии

Джон Клаус Восс и его «Тиликум».Ч.3 Капитан, Кругосветное путешествие, Приключения, Длиннопост

В 200 милях от Иокогамы они поняли, что творится что-то неладное. Ветер стих, а волны становились все больше. Тучи закручивались в черные кольца. Это был тайфун, и они были где-то рядом с его сердцем.


И здесь следует дать слово самому капитану Воссу, потому что лучше не скажешь:


«Мы потеряли плавучий якорь. Судно развернуло лагом к волне. Тогда я отвязал найтовы, удерживающие руль, чтобы дать возможность судну «гулять» и дрейфовать, как ему вздумается. Оба моих помощника снова спустились в рубку, а я лежал в кокпите, вцепившись рукой в комингс. В эту минуту огромная волна обрушилась на судно и повалила его на бок; в таком положении яхта оставалась секунду-две. Я ждал, что будет дальше — встанет она на ровный киль или опрокинется. Очень скоро я почувствовал легкий рывок и понял, что судно переворачивается. Я отпустил комингс и очутился в воде. Я был уверен, что нам конец, и сделал два больших глотка, чтобы поскорей идти ко дну.

Уже хлебнув воды для балласта, я вдруг вспомнил о своих товарищах, оказавшихся в плену, и мне захотелось еще раз повидать их, сказать «прощай». Я уже пробыл под водой столько, что впору захлебнуться, но почему-то был еще жив. Вынырнув, я увидел торчащий вверх киль. Я ухватился за корму яхты, а потом решил подтянуться на днище. Как раз в ту минуту, как я туда вскарабкался, я увидел огромный вал, надвигавшийся на нас, и буквально впился в киль. Мгновение спустя вал ударил в киль сбоку. Благодаря силе удара и тяжести чугунного балласта правый борт судна начал подниматься; когда судно выпрямилось, я перелез через планширь и вскоре очутился в кокпите. Тут я увидел, как открывается люк, и услышал голос Винсента: «Вы живы, капитан?» Мои помощники вывалились из рубки и кинулись ко мне. Мы как дети радовались встрече и жизни».



Они повернули назад, и 9 сентября увидели землю, а 10-го вечером уже стояли в гавани рыбачьей деревушки близ Иокогамы.


Вот как описывает их появление в гавани Джеймс Вестон Мартир, автор книги «Плавание в Южном океане»:


«Си Куин» была так изуродована, словно побывала в угольной шахте, а вид ее экипажа только укреплял такое предположение. Я с трудом узнал Винсента; что касается Стоуна, то он был до такой степени покрыт шрамами и синяками, что походил на старый сыр… Восс бодрился, но чувствовалось, что и он отдал все силы. А что касается яхты, то я обнаружил следующее: 1) грот-мачта перебита в двух местах; 2) бизань-мачта – в трех; 3) руль сломан пополам; 4) на одном из палубных бимсов в рубке отпечаток ножки чугунного камелька».



Можно ли было восстановить «Си Куин»? Наверное. Но Винсент и Стоун даже не попытались это сделать. Они продали останки яхты и отплыли в Англию на почтовом пароходе. С них было достаточно.


Экипаж «Си куин»: Фред Стоун, Джон Клаус Восс и Сэм Винсент

Джон Клаус Восс и его «Тиликум».Ч.3 Капитан, Кругосветное путешествие, Приключения, Длиннопост

О схватке «Си Куин» с тайфуном раструбили все газеты.


Восс воспользовался этим обстоятельством и в одном из интервью посетовал на проволочки с выплатой ему компенсации за утрату капитанства на «тюленьей» шхуне. Это подействовало: не прошло и недели, а ему уже отсчитывали купюры.


По расчетам Восса, этих денег должно было хватить, что открыть в Канаде какое-нибудь небольшое дело. Например, основать транспортную контору…


Капитан Джон Клаус Восс никогда не жаловался – это не пристало моряку, и никогда не жалел о сделанном – что проку? Но он до последнего дня грустил о своем «Тиликуме»….


Уже после смерти капитана, в 1926 году, «Тиликум» был перевезен из Англии в родные места, в Викторию, в город, откуда капитан Восс и его судно начали свое невероятное плавание.


Он и сейчас там, «Тиликум», и когда посетители Морского музея узнают, что это за странное кораблик и что за человек был его капитаном, они обязательно фотографируются на фоне столь славного судна. И тоже становятся частью истории.


«Тиликум» перевозят в новое здание Морского музея. 1965 г.

Джон Клаус Восс и его «Тиликум».Ч.3 Капитан, Кругосветное путешествие, Приключения, Длиннопост

«Тиликум»


Длина (от кормы до резного индейского идола на штевне) – 11, 6 метра; по ватерлинии – 9,15.

Ширина – 1,68 м.

Осадка – 0,94 м.

Площадь парусов – 21 кв. метр.


Киль – свинцовая платина весом в 300 кг (в трюм в качестве балласта были уложены мешки с песком).



Джон Клаус Восс (John Claus Voss/Johannis Klaus Foss) родился в 1858 году в деревне Моордик, в Шлезвиг-Гольштейне (Дания, а с 1864 года – Пруссия).


Его родители были крестьянами, и все нажитое должны были оставить старшему сыну Генриху. Поэтому Йоханнесу был путь в батраки или моряки – он выбрал второе. Был корабельным плотником, получил диплом капитана.


Под его началом ходили многие корабли. Предпринял несколько дальних плаваний на малых судах, в том числе невероятное путешествие из Канады в Англию на оборудованной парусами индейской пироге «Тиликум».


Скончался 2 февраля 1922 года.


«Тиликум» в Морском музее Британской Колумбии

Джон Клаус Восс и его «Тиликум».Ч.3 Капитан, Кругосветное путешествие, Приключения, Длиннопост

https://www.yachtrussia.com/